Презентация на тему "Личностные кризисы"

Презентация: Личностные кризисы
Включить эффекты
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.57 Мб). Тема: "Личностные кризисы". Предмет: психология. 35 слайдов. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Личностные кризисы
    Слайд 1

    Личностные кризисы

    НОУ ДПО ВЕГИ СПб РПА ЦСК «Искусство Перемен» к.м.н. Третьяк Л.Л.

  • Слайд 2

    Типология личностных кризисов

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Типология кризисов семьи

    Кризис первого года-кризис совместимости и распределения ролей; Кризис третьего года-угасание страсти, развитие привязанности, появление ребенка; Кризис седьмого года- пресыщенность друг другом, отсутствие новизны, разрыв связи затруднителен из за привязанности и обязательств; Кризис четырнадцати лет- «седина в бороду»- старение, риск угасающей сексуальности, взросление детей, поиск новизны идентичности, возможность нового цикла; Кризис двадцати пяти лет-синдром опустевшего гнезда, поиск нового смысла, желание «пожить для себя»; Третьяк Л.Л.,2012

  • Слайд 5

    Траектория развития специалиста

    Третьяк Л.Л.,2011

  • Слайд 6

    Этапы становления специалиста в области практики консультирования Kaslow (1986),Хамитова И.Ю.,2000

    1.Возбуждение и тревога от предвкушения 2.Зависимость и идентификация(жажда интроекций и конкретных рекомендаций),голод подтверждения 3.Активность и продолжающаяся зависимость(жажда признания, колебания переоценки и обесценивания) 4.Насыщение и вступление в самостоятельность(«все таки терапия работает!», начало бунта и отрицания) 5.Идентичность и независимость(группы тайной супервизии) 6.Спокойствие и коллегиальность(супервизор как равный консультант) Третьяк Л.Л.,2011

  • Слайд 7

    Жизненный цикл организации

  • Слайд 8

    Идентификация и интроекция

    Идентификация развивается из врожденной способности к подражанию и копированию, присущей высшим животным и наиболее развитой у приматов(импритинг и энграммы); Идентификация составляет основу социального научения и избирательного подкрепления коммуникативных паттернов; Способность к непрерывному поддержанию образа объекта формирует способность к интроекции и интериоризации опыта(воспроизведению прогнозированию и моделированию форм реагирования объекта) Патологическая интроекция развивается в процессе устранения амбивалентного отношения к объекту с отсутствием отвержения его нежелательных качеств;

  • Слайд 9

    Идентификация, инкорпорация, интроекция, интериоризация

    Описанные Фрейдом в теории меланхолии примеры отождествления (первичная идентификация, инкорпорация, интроекция) имеют дело с объектными отношениями- от замещения объекта к его интроекции Ш. Ференчи ввел в 1909 году термин «интроекция» как симметричный для проекции; Э.Якобсон дополнила позднее понятие интериоризации (интериоризацией селективной идентификации и имитации). Названные понятия, хотя и делают акцент на различных сторонах явления, всегда соотносятся с объектными отношениям. Они означают постоянное движение снаружи внутрь, понятием «идентификация» были охвачены в большей степени те процессы, с помощью которых формируется субъект; Э.Эриксон в связи с периодизацией вводит описание идентичности. Идентичность по Эриксону характеризуется качествами: самотождественности и непрерывности, признаваемыми окружающими.Кризис идентичности возникает, когда опыт резко отличается от сформировавшегося представления о себе

  • Слайд 10

    Селективная интериоризация

    Эта цель достигается посредством селективной идентификации, которая базируется на механизме «парциальной интроекции». Важную роль при этом играет «идентификация с матерью как с агрессором» (A. Freud, 1949). Селективная интроекция способствует развитию способности к саморегуляции Что МНЕ ДЕЛАТЬ ИЗ СЕБЯ,ЧТОБЫ ОБЛАДАТЬ ЭТИМ-БЫТЬ,ЧТОБЫ ИМЕТЬ?

  • Слайд 11

    Процессы способствующие развитию идентичности по Э.Якобсон

    Отграничение(внешняя и внутренняя дифференциация); Противопоставление(в споре рождается истина); Соперничество(с эдиповыми фигурами и сиблингами); Конкуренция;

  • Слайд 12

    Периодизация становления идентичности по М.Малер и О.Кернбергу

    Первичный нарциссизм(аутизм) Первичный симбиоз(недифференцированное представление о себе и объектах) Сепарация-индивидуация(обретение независимости, власть) Реапрошмент(подзарядка)-паттерн слежения и убегания от матери, первая половина 2 года жизни; Прохождение фазы повторного сближения формирует стабильность объекта, развитие зрелых душевных структур, самоконтроля, половой идентичности, «связность» самости; Появление третьего(отца) и идентификация с ним, конфликт включения и изгнания третьего, открытие конкуренции(возможность выбора) Начало 3 года жизни- консолидация индивидуальности, достижение постоянства объекта

  • Слайд 13

    Первый кризис идентичности по Штерну

    Основа соотнесенности- взаимная аффективная настройка и способность к отождествлению; Способы аффективной настройки: общий локус внимания, общие намерения, общие аффекты Единицей отождествления на довербальном уровне являются обобщенные представления о способах взаимодействия(ОПВ); Между 15-18 месяцем возникает способность к вербализации и овладение речью; Первый кризис самопонимания- появление саморефлексии проявляющейся в вербальном мышлении, символизация действия и неспособность осмыслить довербальный, амодальный опыт; Эти отторгнутые части самости формируют основу контридентичности(Тени,альтерантивы действия)

  • Слайд 14

    Диффузия идентичности и проблемы пограничной организации

    Некоторая часть опыта поддерживается в расщепленной форме за счет отрицания амбивалентности; Устранение амбивалентности (непереносимость двойственности) приводит к компенсаторным сверхсильным привязанностям; Отношения сопровождаются утратой внешних и внутренних отграничений(конфлюенцией и зависимостью) Производными расщепления являются примитивные формы идеализации-обесценивания объекта или Самости(фальшиво-грандиозный или ничтожно-беспомощный Селф) Идеализация и однонаправленная активность приводит к отождествлению с объектами самоценности, при игнорировании амбивалентного отношения; В результате данного отождествления утрата объекта приводит к катастрофе и инфляции Селф, результатом чего являются разные формы психопатологии(аффективные расстройства, зависимые формы поведения, психосоматозы)

  • Слайд 15

    «Социально-культурный фон» современности как предиктор стрессовых расстройств

    Механистически-грандиозный Эго-идеал «успешного человека»; Легкость достижения, иллюзия всемогущей замены объекта; Растущая нарциссическая нагрузка; Восприятие человека как всемогущего творца своей судьбы; Виртуальность и внетелесностьсамоэффективности; Растущее социальное расслоение; Индивидуализация сознания; Стимуляция процессов компульсивного потребления; Кризис религиозного сознания; Глобализация и размытие национальной идентичности, мультикультурализм;

  • Слайд 16

    Нарциссический кризис

    Ребенок с раннего возраста чувствует несоответствие своего самовыражения и того, что в нем хотят видеть родители; Компенсацией становится защитное образование- ложная Самость(реализующей грандиозные ожидания) Ложная самость проявляется в зависимости от социального успеха, педантизме, омнипотенции, гордости, сосредоточенности на самосовершенствовании; Человек отождествляется с образом самого себя идеального(часто визуальным), который соответствует грандиозной Самости(часто переживаемым в ощущениях); Человек идентифицируется с тем, что соответствует образу грандиозной Самости(высшее общество, порядочный гражданин, гармоничная личность, Советский Союз) Резкое несоответствие образа себя и реальности приводит к нарциссическому кризису(депрессия, изоляция, зависимость, ипохондрически-психосоматические реакции)

  • Слайд 17

    «Если водка мешает работе - брось работу!»Срыв как отреагирование кризиса

    Как человеческие существа, мы устроены так, что мы не способны увидеть и понять себя самостоятельно, без помощи Другого. Нам нужны посредники, которые выполняют для нас роль зеркал. Мы убеждены, что действия патологических игроков являются заменой слов. Специфическим способом поведать Другому о своей психической боли. Чем более драматична жизнь пациента, чем более неадекватные действия с точки зрения элементарного здравого смысла он совершает, тем более глубинно его психическое страдание. Мы считаем, что патологические азартные игроки действуют, потому что не могут говорить.  (Автономов Д.А.)

  • Слайд 18

    Суицид как форма разрешения кризиса идентичности

    Где же ты, Единый СОВЕТСКИЙ НАРОД? ПЕРВЫЕ ЖЕРТВЫ РАСПАДА СССР Ахромеев Сергей Федорович (1923-1991), Маршал Советского Союза. Пуго Борис Карлович(1937-1991), министр внутренних дел СССР, генерал-полковник. Кручина Николай (1928-1991), управляющий делами КПСС.

  • Слайд 19

    Нарциссическая динамика: ложное и истинное «Я»

    Свое Я переживается пустым и никчемным; Наблюдается острая жажда поиска идентичности, и того, к чему принадлежать(что сейчас «круто»,что такое же достойное как я, что лучше меня?) Высокая чувствительность к отвержению; Терапевтическая стратегия- постепенное узнавание собственных желаний, развитие функции отграничения вовне и внутри, поддержка витальной идентичности, конфронтация социальной(«социальный суицид»); Поддержка индивидуации и сепарации от нужд «социальных спрутов»(«Богу Богово, Кесарю кесарево») Возвращение ответственности за выбор способа жизни и оценки качества существования на основе витальных потребностей (сущности)

  • Слайд 20

    Статотимический темперамент как предиспозиция расстройств настроения

    Диффузия идентичности (отсутствие контакта с витальной самоидентичностью,размытое и нечеткое представление о себе); Гиперномия(отождествление с общественными моральными ценностями, гиперсоциальной социальной ролью, зависимость); Непереносимость двойственности(дает возможность находиться в биполярных отношениях идеализации-обесценивания);

  • Слайд 21

    Кризис идентичности и аффективные расстройства

    Биологическая предиспозиция к интенсивным аффективным реакциям; Выраженная требовательность в привязанности; Формирование жесткого Сверх-Я на основе требовательности Другого; Идентификация с идеализированным объектом и идеалами Сверх-Я; Попытка удержания амбивалентного объекта за счет идеализации и формирования сверхзначимого отношения; Интроекция плохих качеств объекта; Затруднения в формировании идентичности и сохранение зависимости от идеала, нарциссического объекта; Регрессия под влиянием утраты или беспомощности к ничтожно-беспомощному переживанию Самости; Перенаправление агрессии на самого себя («если я утратил, или меня покинули - я плохой»);

  • Слайд 22

    Связь зависимости и аффекта

    Розенфельд «Эго наркомана слабое и не обладает силой, для того чтобы выносить боль депрессии, и поэтому с легкостью прибегает к маниакальным механизмам, однако маниакальная реакция может быть достигнута лишь с помощью наркотиков…». Фенихель(1945) периодически активизируемое и затухающее влечение к азартной игре, напоминает чередование периодов маниакально-депрессивного расстройства, когда периоды, наполненные виной, чередуются с бездействием Супер-Эго индивидуума

  • Слайд 23

    «Бытовая мифология» психической травмы

    Линейная связь между психической травмой и психогенными расстройствами(неврозами); Преувеличение роли психотравмирующих факторов в патогенезе и динамике невротических расстройств; Линейная связь между депрессией и психической травмой(утратой); Акцент на отреагировании и повторном переживании травматического опыта( а не на создании ресурса и субъективном значении воспоминаний); Избегание стресса у детей и родительская гиперопека; Акцент на прошлом, а не настоящем.

  • Слайд 24

    Нейробиология психической травмы

    Страх жизненно необходим для выживания индивида; Травматический опыт приводит к формированию условно-рефлекторного избегания угрожающей ситуации; Усвоением и закреплением реакций избегания «руководят» ассоциативные таламо-кортикальные связи,междуталамусом,миндалиной и лобными долями головного мозга; Эти связи могут быть установлены заново за счет повторного предъявления устрашающего стимула без связанных с ним последствий;

  • Слайд 25

    Что важно для переработки травматического опыта?

    Предрасположенность к воздействию условных и безусловных рефлексов; Стиль восприятия(наиболее уязвимые стили - истерический и обсессивный?); Каузальная атрибуция(почему это случилось?) Я-концепция и ожидание собственной компетентности( эффективен ли Я?); Ожидание событий, повторяемость стрессора и субъективная значимость; Соматические диспозиции;

  • Слайд 26

    Психологические защиты и стратегии совладания в переживании травмы

    Отрицание(психическая анестезия и алекситимия); Диссоциация; Идентификация с агрессором; Изоляция; Проекция; Поиск социальной поддержки; Бегство избегание; Принятие ответственности; Всемогущий контроль;

  • Слайд 27

    Теория совладаниясо стрессом (Miller,Lazarus,Folkman)

    Проблемно-ориентированное совладание (эффективно в ситуации с высоким контролем); Эмоционально-ориентированное совладание(эффективно в ситуации с низким контролем); В ситуации с высоким контролем важно усиливать личную компетентность, в ситуации с низким контролем ослаблять личностный контроль;

  • Слайд 28

    Переработка травматического опыта в гештальт-подходе

    Функция ID Функция Эго Функция Личность(Personality-представление о себе) Фокусировка фигуры потребности Выбор объекта потребности в поле Взаимодействие с объектом потребности Присвоение опыта и оценка самоэффективности Ассимиляция Модель цикла контакта по Гудмену Третьяк Л.Л.,2014

  • Слайд 29

    Завершение гештальта : три оси переживания

    Прощание Прощение Благодарность

  • Слайд 30

    Личностная динамика психической травмы: «не бывает сильных людей, бывают некачественные пытки»

    Наиболее патогенным в развитии психической травмы является непредсказуемый, повторный и субъективно значимый психический стресс с высоким уровнем неопределенности; Под влиянием стресса с низким уровнем контроля происходит потеря самоэффективности и самоуважения, развивается выученная беспомощность; Эмоциональным последствием повторной психической травмы становится интенсивное чувство стыда(переживание некомпетентности и неуверености); Защитой от труднопереносимых чувств стыда и страха становится чувство ярости(защита от боли); Травматический опыт становится основой хронического избегания, ригидных форм экспрессии; Активизируются реакции поведенческого избегания(дефлексии) и преувеличенного контроля над ситуацией(проекция), защитой от непереносимых чувств становится подавление эмоций и соматизация (ипохондризация);

  • Слайд 31

    Травма и психогенез невротической депрессии

    Серийные и повторные утраты контроля над ситуацией подрывают чувство контроля и вызывают регрессию Я( переживание беспомощности и малоценности) Утрата переживается поэтапно: отрицание(этого не случилось!), попытка вернуть контроль(почему же это случилось именно со мной? За что мне все это? проекция вины вовне), ответ невротической совести(атака интроектов) ( это потому что ты….); Персонализация и генерализация ответственности(со мной так всегда). Усиление аутоагрессии и поворот агрессии на себя; Регрессия психики на дооперациональную стадию(беспомощность) Фиксация регрессивной роли за счет условной желательности(присоединение мазохистической динамики) Виктимизация и травмофилия(«неудачей становится вся жизнь»);

  • Слайд 32

    Общие принципы гештальт-терапии

    Феноменологический подход (приоритет субъективного смысла переживаемой ситуации); Уникальность жизненной ситуации; Непосредственное следование за энергией возбуждения клиента Следование за фигурой (фокусом внимания в настоящий момент времени): «у кого чего болит, тот о том и говорит»; Внимание к процессу выше внимания к содержанию; Презентификация( «прошлое помнимое сейчас и будущее предвидимое сейчас»); Акцент на эмоционально-чувственной сфере переработки опыта и непосредственном(нерефлексивно-телесном) переживании; Акцент на завершении опыта переживания(ассимляции события);

  • Слайд 33

    Условия «переучивания» эмоционального мозга в гештальт-терапии

    Достижение «чувства безопасности» : установление доверия и безопасных границ, качество присутствия и включенности терапевта; Восстановление в памяти подробностей психотравмирующего события(«первое лицо настоящего времени»),с выражением и вербализацией возникающих «здесь-и-сейчас» эмоций; Восстановление чувства контроля над ситуацией(ситуационный анализ «там-и-тогда»); Почему такая ситуация стала возможной и что сделать для ее минимизации в будущем&(уступка каузальной атрибуции); Что поддерживает травматический опыт в настоящем? Какие потребности стоят за повторяющимися воспоминаниями?; Распознавание и удовлетворение фрустрированной потребности(«как произошедшее остается актуальным сейчас?»);

  • Слайд 34

    Баланс фрустрации и поддержки в переживании травматического опыта

    Фрустрация избегания чувственного опыта, регрессивных и аутоагрессивных паттернов и социальных ролей(«жертвы»), дисфункционального мышления, персонализации ответственности и генерализации, предъявления беспомощности, алекситимии, саморазрушительного и виктимного ,сверхнормативного и асоциального поведения; Поддержка эмоциональной осознанности, чувства компетентности, усиление ресурса самоподдержки, различение контролируемых и неконтролируемых стрессоров, активной конфронтации с травмирующей ситуацией, поддержка творческого приспособления( «социальный суицид», «мозговой штурм», «управляемое безумие»), усиление самоподдержки( поддержка самоэффективности, позитивная реатрибуция травматического опыта(чему он научил меня и что значил символически?),конфронтация с экзистенциальными данностями( одиночество, конечность, бессмысленность)

  • Слайд 35

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке