Содержание
-
Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную Сухорукова Елена Владимировна педагог-психолог, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 103», Автор:
-
2 Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста;
-
3 Возрастные особенности младшего подростка: восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению “худшего”; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу; отвращение к необоснованным запретам; повышенный интерес к спорту;
-
Существенные психологические изменения 5-го класса:
Резкое изменение условий обучения. Очень много разных учителей. Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены. Непривычное расписание (новый режим). Новый классный руководитель. Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями.
-
5 Проблемы со старшеклассниками. Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней; Рассогласованность требований разных педагогов; Своеобразный темп, особенности речи, стиль преподавания каждого учителя; Возросший темп работы Другие нормы оценок. Новые, непривычные требования к оформлению работ. Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней Обезличивание подхода к школьнику,(предоставление свободы); Пробелы в знаниях у учащихся. Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника. В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения:
-
6 Причины проблем с адаптацией учащихся 5-го класса 1.Личностные изменения 2.Самооценка 3.Трудности в сфере общения со сверстниками 4.Закладывание морали, этики
-
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе:
они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам. И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями: опоздания на урок, забывания какой-нибудь учебной принадлежности, не сделанное задание. Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе. 7
-
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни:
они испытывают растерянность, всё время всё путают и забывают, не могут сосредоточиться на учёбе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Всё это, естественно, ведёт к ухудшению здоровья и снижению успеваемости !
-
9 Негативные проявления поведения пятиклассников снижение показателей обученности снижение интереса к учебе напряженные отношения между собой повышенная тревожность непредсказуемые реакции отстранение от взрослых протестующий характер поведения по отношению к взрослым
-
Первый –время эйфории высокий уровень психологического комфорта длится первые две недели сентября. Второй период повседневности Третий период стабильности 10 Динамика адаптационного периода пятиклассников
-
Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала:
Дети, которым все дается легко, нередко вообще перестают работать. И здесь разговор об успехе должен быть совсем другим. 11 Для слабых учеников адаптационный период может пройти под знаком «Я начинаю новую жизнь». Это шанс перевернуть страницу и показать себя с лучшей стороны. Середнячкам новый учебный год дает возможность найти свой интерес в какой-то сфере образования, совершить прорыв и тем самым поменять статус в классе... Многие ребята очень боятся скатиться с достигнутых рубежей. Им присуща повышенная тревожность.
-
12 При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо: – учитывать психологические особенности 10–12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; – уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс; – анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
-
13 Педагогу необходимо: – иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;– наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5–6 класс);– знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.
-
14 Работу с пятиклассниками необходимо начинать в конце начальной школы. Самое важное и трудное задание – это кропотливая работа всех учителей – предметников. От нее зависит, какая база заложена для предотвращения будущего подросткового кризиса 12-13 лет
-
15 Учитывать индивидуальные особенности детей, медицинскую оценку здоровья. Проводить физ. минутки или минутки отдыха. Обратить внимание на самооценку, как анализ своей работы, и педагогическую оценку (познакомить с содержанием каждой оценки). Рекомендации педагогам:
-
16 4. Создавать благоприятный микроклимат в классе. Проводить мероприятия по сплочению классных коллективов. 6. Использовать активные методы работы. Рекомендации педагогам:
-
17 Адаптация десятиклассников
-
18 Психологические трудности юношеского возраста.
-
19 Важная социальная потребность данного возраста заключается в поисковой активности; самоопределении; определении жизненных перспектив; сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми поиске спутника жизни и единомышленников.
-
20 Изменение социального окружения десятиклассников (новый состав класса и новые учителя) Изменение системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения, учебные нагрузки интенсифицируются). Установка на продление моратория «расслабление» после напряженного 9 класса
-
21 На личностном и межличностном уровнях возникают следующие проблемы: проблема самосознания; проблема личностного роста; неадекватный уровень притязаний; несформированность жизненных планов; несформированность потребностей; несовпадение учебных и профессиональных интересов; низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению и так далее Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.
-
22 Успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений: лучше адаптируются те учащиеся, чье обучение совпадает с профессиональными намерениями. Специфика адаптации 10-классников определяется особенностями возраста и спецификой обучения. Если выбранное направление в обучении соответствует психофизиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям учащегося , то, несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.
-
Спасибо за внимание!
-
24 Положительные показатели подросткового возраста: возрастает самостоятельность ребёнка значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности развивается ответственное отношение к себе развивается ответственное отношение к другим людям
-
25 Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
-
26 Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.