Содержание
-
Основы психологии
-
Как экономистам объяснить что такое человек, почему он активен, что им движет? Человеческий организм не набор дифференцированных частей.
-
«Человек – животное общественное»
Аристотель (384 – 322 до н.э.)
-
План лекций
- Тема 1. Предмет психологии, задачи и методы
- Тема 2. Чувственные формы освоения действительности
- Тема 3. Рациональные формы освоения действительности
- Тема 4. Психология личности
- Тема 5. Психические состояния человека
- Тема 6. Межличностные отношения
-
Предмет психологии, задачи и методы
- Система явлений, которые изучает современная психология
- Классификация психических явлений
- История развития психологического знания
- Структура современного психологического знания и основные направления в психологии
- Методы психологического исследования
- Основные направления практического применения психологических знаний и методов в сфере экономики и бизнеса
-
- Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития
- Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний
-
- Система явлений, которые изучает современная психология
- Классификация психических явлений
- История развития психологического знания
- Структура современного психологического знания и основные направления в психологии
- Методы психологического исследования
- Основные направления практического применения психологических знаний и методов в сфере экономики и бизнеса
-
Классификация психических явлений
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:
- психические процессы,
- психические состояния,
- психические свойства.
-
- Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений
- Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека
-
Психическое состояние - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности
Наиболее изученными являются:
- общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,
- эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадост-ное, восторженное, грустное, печальное, гневное, и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением
-
- Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
- Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
-
Чувственные формы освоения действительности
- Ощущение как элементарная форма отражения реальности. Классификация ощущений. Общие свойства ощущений. Развитие ощущений в процессе деятельности человека: адаптация, сенсибилизация, синестезия.
- Восприятие и его свойства. Восприятие пространства и движения. Восприятие времени. Нарушения восприятия – гиперстезия, галлюцинации, аффективные, вербальные и перейдолические иллюзии.
- Внимание и его основные свойства: устойчивость, концентрация и распределение, переключаемость и объем. Виды внимания
-
Ощущения
Ощущения – наиболее элементарный психический процесс, заключающийся в психическом отражении отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств
Классификация ощущений по модальности органов чувств:
- Зрительные
- Слуховые
- Тактильные
- Вкусовые
- Обонятельные
-
Классификация ощущений
- способу воздействия раздражителя,
- времени возникновения в филогенезе,
- функции,
- по расположению рецептивных полей.
-
Свойства ощущений
- Пороги:
- абсолютный нижний (порог обнаружения)– минимальная интенсивность раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение;
- абсолютный верхний (терминальный) – максимально допустимая величина внешнего раздражителя;
- дифференциальный – минимальное различие между двумя раздражителями, которые воспринимаются как различающиеся по ощущениям.
- Адаптация – способность органов чувств приспосабливаться к новому или изменившему интенсивность сигналу
- Сенсибилизация – повышение чувствительности, снижение порога
- Синестезия – специфические ощущения, возникающие при совместной работе нескольких анализаторов
- Пороги:
-
Восприятие (перцепция) – воссоздание целостных образов объектов (предметов, ситуаций и т.д.)
- Классификация помодальности ведущего рецептора: зрительное, слуховое, тактильное и т.д.
- Классификация по содержанию: восприятие формы, цвета, пространства, движения, времени
-
Свойства восприятия
- Константность – постоянство восприятия формы, размера и цвета предметов окружающего мира
- Предметность – отнесенность всех полученных с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам (а, например, не к рецепторам или структурам мозга)
- Целостность – способность воспринимать всякий объект, предметную ситуацию как устойчивое системное целое, даже, если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы
- Категориальность (осмысленность) – отнесение воспринимаемых объектов к определенной категории, группе объектов
- Избирательность – выделение из сенсорного поля каких-либо объектов (или их частей) и признаков. «Фигура» и «фон».
-
Иллюзии восприятия –искаженное восприятие реальных предметов
- Связанные со строением глаза (светлые предметы кажутся большими, чем темные – иррадиация возбуждения в сетчатке)
- Переоценка длины вертикальных линий
- Иллюзии контраста (не только зрительные)
- Перенесение свойств фигуры на отдельные ее части
- Искажение направлений линий за счет штриховки и др.
-
Зрительные иллюзии восприятия
Вертикальные параллельные линии, пересекаемые короткими косыми, кажутся расходящимися (иллюзия Цельнера)
-
Вертикальные параллельные линии, пересекаемые короткими косыми, кажутся расходящимися (иллюзия Цельнера)
-
Иллюзия Эббингауза
-
Иллюзия Мюллера-Лайера
-
Иллюзии зрительного восприятия
-
Рациональные формы освоения действительности
- Память
- Представление
- Воображение
- Мышление
- Речь
- Волевые процессы
-
Память – способность к сохранению, накоплению и воспроизведению информации
«Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом, не было бы психической жизни смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть» (С.Л. Рубинштейн)
-
Виды памяти
- По типу запоминаемого материала: двигательная, образная (слуховая, зрительная, тактильная), словесно-логическая
- По характеру целей деятельности: непроизвольная и произвольная
- По времени: сенсорная (иконическая, эхоическая), кратковременная (до 20 сек.) , долговременная (практически бесконечная;), оперативная, или рабочая (время определяется задачей)
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.