Презентация на тему "Общая характеристика памяти"

Включить эффекты
1 из 102
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Общая характеристика памяти" по Биологии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТИ
    Слайд 1

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТИ

  • Слайд 2

    Вопросы:

    1)Этимология термина память. Понимание памяти с позиций ретенционального и интенционального подходов. 2)Феноменология памяти. 3)Функции памяти. 4) Виды, формы и типы памяти.

  • Слайд 3

    Этимология термина «память». Сущность памяти с позиций ретенционального и интенционального подходов.

    Память — это психический процесс отражения и накопления непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта. Знакомься: твоя память

  • Слайд 4

    В научных текстах по проблеме памяти используются и такие термины, как «мнемическая деятельность», «мнемическая задача», «мнемическое действие».

  • Слайд 5

    Происхождение этих терминов связано с упоминаемым в древнегреческой мифологии именем матери всех муз Мнемозины. Так с античных времен признавалось ведущее значение памяти для всех сфер деятельности человека. Она понималась как Дар, роднящий человека с миром божественного.

  • Слайд 6

    В современной психологии понятие «память» занимает одно из самых высоких мест по степени неопределенности содержания: чаще всего память определяют с помощью перечня образующих ее процессов: запоминания, сохранения воспроизведения прошлого опыта.

  • Слайд 7

    В исследовании этой проблемы традиционно господствует 2 традиции:• Ретенциональная;• Интенциональная.

  • Слайд 8

    Ретенциональная тенденция (ретенция – удерживать, сохранять). Память представляет собой способность сохранять прошлый опыт человека. Определение памяти сводится к перечислению составляющих ее процессов, обеспечивающих его запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

  • Слайд 9

    Л.М. Веккер, анализируя эту тенденцию, приводит ряд аргументов, опровергающих понимание прошлого опыта как объекта памяти. Он отмечает, что понятие «прошлый опыт» отличается избыточной универсальностью, поскольку вне пределов психики у человека имеет место:• видовой, • нейрофизиологический, • эндокринный опыт.

  • Слайд 10

    Поэтому в целом память как способность сохранять информацию о разного уровня опыте является всеобщей функцией органической материи и в таком понимании не является предметом психологического анализа.

  • Слайд 11

    Л.М.Веккер предлагает рассматривать память с позиций информационного подхода. она являет собой частную форму передачи информации по временному каналу. Тогда задача психологического анализа: раскрыть специфику этого процесса. По мнению исследователя - память обеспечивает передачу психологического по своему содержанию опыта, зафиксированного в форме вторичных образов или представлений памяти.

  • Слайд 12

    Г.К. Середа считает, что к пониманию сущности памяти может приблизить этимологический анализ слова «память». В русском языке слово «мнети» обозначает старинный вариант слова «мыслить» (отсюда, к примеру, «мнение», «мнить»). «Па – мнеть» означает в таком случае широкое, разлитое мышление. Таким образом, очевидна связь памяти и мышления в человеческой психике, что важно для понимания сущности феномена памяти. ПА-МНЕТЬ

  • Слайд 13

    К.Г. Середа предлагает выделять «чистую» память следующим образом:если результат решаемой субъектом задачи в данный момент еще не входит в содержание его памяти и находится вне ее; значит, он не может быть получен средствами самой памяти.

  • Слайд 14

    Субъект должен его добыть посредством мышления.Однако очевидно, что это возможно лишь при условии привлечения информации из памяти, необходимой для получения нового знания как продукта мышления. Это означает, что мышление как бы превращается в память, а память в свою очередь превращается в мышление.

  • Слайд 15

    По мнению Г.К. Середы, всякий психический процесс превращается в память в тот момент, когда полученный в нем результат становится условием осуществления последующего шага:

  • Слайд 16

    мысль превращается в представление памяти, возникает отражение.отражения и память становится условием успешности будущего действия.

  • Слайд 17

    Таким образом, всякое содержание психики переходит в память в тот момент, когда оно перестает быть собственно целью познавательного процесса и начинает «обслуживать» последующую деятельность человека.

  • Слайд 18

    Исследования Г.К. Середы показали, что необходимым условием такого «превращения» является наличие у субъекта деятельности ориентации на предстоящее.

  • Слайд 19

    Тогда основным фактором, конституирующим человеческую память, является не то, что было, а то, что будет. Иными словами, то, что было, закрепляется в памяти постольку, поскольку оно нужно будет в будущем.

  • Слайд 20

    Т.о., память из процесса, обращённого в прошлое, превращается в процесс, обращённый в будущее. В этом состоит суть интенциональногоподхода к пониманию сущности памяти.

  • Слайд 21

    Памятьпредставляет собой психологический механизм системной организации индивидуального опыта, выступающий в качестве необходимого условия осуществления предстоящей деятельности.

  • Слайд 22

    Феноменология памяти - это совокупность фактов, которые задают объект исследования психологии памяти:

    Феноменология памяти.

  • Слайд 23

    это факты, связанные с работой памяти в процессе переработки текущей информации, а также ее последующего использования. Здесь речь идет о традиционных процессах запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

  • Слайд 24

    это факты, связанные с участием памяти в процессах порождения знаний и построения ментальных моделей мира, то есть, факты участия памяти в организации знаний (интуиция, инсайт, создание когнитивных карт и др.)

  • Слайд 25

    Психический образ, формирующийся в памяти, является вторичным образом, или отражением отражённого ранее (первичного образа). Образ памяти называется представлением памяти.

  • Слайд 26

    Среди явлений памяти выделяют феномены, связанные с ее нормальным функционированием, а также патологические феномены или расстройства памяти.

  • Слайд 27

    Наиболее распространённым явлением в этой группе являетсяамнезия, которая в зависимости от объема утраченной информации бывает различных видов.

  • Слайд 28

    1) По причине возникновения выделяют такие амнезии, как:- органическая– в результате поражения мозга; (П.: прогрессирующая амнезия – это нарастающая потеря памяти от частичной до полной, причинами которой выступают поражения мозга, кровоизлияния, старческая атрофия мозга.)

    Классификация:

  • Слайд 29

    - аффектогенная– связана с психическими травмами; (П.: частичная (лакунарная) – наблюдается при психических травмах и проявляется в забывании определённых событий, периодов времени, эпизодов жизни человека.)

  • Слайд 30

    2) По критерию времени утраты информации амнезии:- временные, продолжающиеся от нескольких минут (краткие) - до нескольких лет (длительные).

  • Слайд 31

    3) В зависимости от того как локализована во времени выпадающая из памяти информация:- Антероградная амнезия- Ретроградная амнезия - Фиксационная амнезия

  • Слайд 32

    Ретроградная амнезия - выпадение из памяти событий дней, месяцев и даже лет, непосредственно предшествующих настоящему заболеванию. Ретроградную амнезию делят на; - локальную, при которой выпадают лишь некоторые события, - системную, при которой выпадают все события полностью.

  • Слайд 33

    Антероградная амнезия - выпадение всех событий, следующих непосредственно после заболевания. Продолжительность периода может составлять несколько часов, дней и даже недель.

  • Слайд 34

    Фиксационная амнезия - невозможность запоминания, отсутствие памяти на текущие события. Наряду с нарушением репродукции фиксационная амнезия лежит в основе корсаковскогосиндрома.

  • Слайд 35

    4) По динамике течения: - Стационарные (устойчивые) - Прогрессирующие - Регрессирующие (с тенденцией излечения)

  • Слайд 36

    5) В зависимости от того, какой именно процесс памяти страдает больше всего:- фиксационную (нарушение запоминания) - анекфорную(нарушение воспроизведения)

  • Слайд 37

    Ряд феноменов памяти объединяются понятием парамнезии, или обманы памяти. К ним относятся такие явления как:дежавю (deja vu) – ложное узнавание субъектом незнакомых объектов;джамасвю (jamas vu) – неузнаваемое субъектом знакомых объектов.

  • Слайд 38

    На основе этого явления может развиться общая неспособность к познанию, то есть, агнозия, в следующих формах: зрительная(частный случай – прозогнозия, т.е. неузнаваниезнакомого лица);астерогнозия(неузнавание знакомых предметов на основе ощущений); слуховая(неузнавание звуков знакомого голоса, музыки и т.д.)

  • Слайд 39

    псевдореминисценции– заполнение пробелов памяти реальными событиями, но совершавшимися не в то время, на которое указывает субъект;

  • Слайд 40

    конфабуляции – заполнение пробелов памяти событиями вымышленными, отсутствующими в опыте субъекта;

  • Слайд 41

    контаминации – ошибочное воспроизведение вместо одной информации другой, близкой к первой по значению;

  • Слайд 42

    криптомнезия– ошибочное воспроизведение фактов и событий, увиденных во сне, или галлюцинаторных образов как имевших место в реальности.

  • Слайд 43

    Все явления, связанные с патологией памяти, можно отнести к проявлению гипомнезии – ослаблении памяти, которая, кроме патологических причин, может быть также обусловлена возрастом, болезнью или фармакологическим воздействием.

  • Слайд 44

    Вместе с тем известен и такой феномен, как гипермнезия – усиление памяти.

  • Слайд 45

    Александр Македонский Юлий Цезарь Наполеон Академик А.Ф. Иоффе Академик С.А. Чаплыгин РЕКОРДЫ ПАМЯТИ

  • Слайд 46

    Виды, формы и типы памяти. Эйдетизм.

    основанием для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей психической активности, преобладающей в деятельности субъекта.

  • Слайд 47

    Выделяют:* двигательную, * эмоциональную, * образную * словесно-логическую память.

  • Слайд 48

    Двигательная (моторная) память- способность к запоминанию различных движений и выступает основой для освоения человеком практических и трудовых действий.

  • Слайд 49

    Моторные компоненты присутствуют - в практической деятельности, - в организации перцептивных действий (то есть, в образной памяти), - при безмолвном проговаривании слов (в вербальной памяти), - при построении экспрессивных движений (в двигательной памяти).

  • Слайд 50

    Её развитие начинается в онтогенезе с первых месяцев жизни ребенка и продолжается в течение всей жизни, приобретая со временем сознательный характер. У взрослого человека этот вид памяти интенсивно развивается в связи со специфическими условиями осуществляемой им профессиональной деятельности.

  • Слайд 51

    Эмоциональная память- память на эмоции и чувства. Эмоциональная память становится своего рода пусковым сигналом к действию или бездействию, в зависимости от того, были эмоции и чувства положительными или отрицательными.

  • Слайд 52

    Эмоции и чувства, отраженные памятью, являются вторичными. Для эмоциональной памяти характерны: - высокая скорость образования следов; - непроизвольность.

  • Слайд 53

    Эмоциональные компоненты присутствуют в работе моторной, образной и вербальной памяти, динамика которых зависит от эмоциональной значимости для субъекта стимульного материала. В онтогенезе эмоциональная память формируется и проявляется в первом полугодии жизни ребенка, у взрослого человека она приобретает осознанный характер.

  • Слайд 54

    Образная память (модальная).Подвиды: - зрительная, - слуховая, - вкусовая, - осязательная- обонятельная память.

  • Слайд 55

    Она обеспечивает фиксирование человеком сенсорного опыта различной модальности в зависимости от того, какая анализаторная система наиболее интенсивно включена во взаимодействие с внешним миром.

  • Слайд 56

    Иногда встречается особый вид памяти - так называемая эйдетическая память (с греч. «эйдос» - образ). По выражению У. Джеймса, при эйдетической памяти «мозг воспринимает как воск, а удерживает, как мрамор».

  • Слайд 57

    Сущность эйдетической памяти заключается в том, что человек способен буквально видеть «на экране сознания» отсутствующий объект, воспринятый ранее. Поэтому эйдетические образы занимают промежуточное положение между образами восприятия и представлениями памяти.

  • Слайд 58

  • Слайд 59

  • Слайд 60

    Словесно-логическая (вербальная) память представлена способностью человека запоминать вербально оформленную информацию. При этом возможны два различных варианта проявления этой памяти:

  • Слайд 61

    1 – запоминается только смысл информации (наиболее характерно для взрослых людей), 2 – запоминается словесное выражение мыслей (более характерно для детей, а также взрослых в связи со спецификой их профессиональной деятельности – лекторов, дикторов, педагогов и др.).

  • Слайд 62

    Формы памяти Формы памяти отражают: - намеренность того или иного мнемического процесса.

  • Слайд 63

    Если человек запоминает или воспроизводит информацию, не ставя перед собой сознательной цели и не прилагая усилий воли, говорят о непроизвольном запоминании или воспроизведении. Если же цель и волевое усилие присутствуют, т. е., человек решает специальную мнемическую задачу - о произвольном упоминании или воспроизведении;

  • Слайд 64

    - использование определенных мнемических средств, выполняющих роль посредников в запоминании или воспроизведении. Это позволяет говорить об опосредствованной памяти. Если такие средства не используются, память является неопосредованной (непосредственной);

  • Слайд 65

    - возможность сознательного извлечения информации из памяти, что обеспечивает наличие у человека эксплицитной (осознаваемой) памяти.

  • Слайд 66

    Огромный пласт информации не поддается сознательному извлечению, но вместе с тем проявляется в более эффективном выполнении человеком определённых задач. Это благодаря имплицитной (неосознаваемой) памяти.

  • Слайд 67

    Данные формы памяти ряд исследователей привлекают для выделения - декларативной, - процедурной памяти.

  • Слайд 68

    Типы памяти Наиболее выраженной характеристикой памяти является продолжительность сохранения ею информации.

  • Слайд 69

    Сенсорная (мгновенная, сверхкратковременная) памятьвпервые была выделена Дж. Сперлингом в 1960 году и названа им сенсорным регистром. Этот тип памяти модально специфичен.

  • Слайд 70

    Следовательно, имеется: - мгновенная зрительная (иконическая), - мгновенная слуховая (эхоическая) - и другие типы такой памяти.

  • Слайд 71

    Хранение информации здесь обеспечивается в течение непродолжительного времени: от нескольких сот миллисекунд

  • Слайд 72

    Информация, поступившая в сенсорную память, может иметь две «судьбы»: часть ее утрачивается за счет интерференции и затухания, часть с участием внимания переводится в кратковременную память.

  • Слайд 73

    Кратковременная памятьбыла выделена в 50 - 60 годы XX века на основе разделения памяти на текущую и постоянную под влиянием идей кибернетики. Считается, что она обеспечивает хранение информации в течение нескольких секунд (15 - 30).

  • Слайд 74

    Дж. Миллер предположил, что в кратковременной памяти удерживается неизменное число единиц информации, совокупность которых была названа шанком.

  • Слайд 75

    Объем шанка является у взрослого человека фиксированным независимо от модальности информации. Этот объем известен как магическое число Миллера, равное 7 плюс-минус 2 (от 5 до 9 единиц). А. Бине показал, что эта величина изменяется с возрастом.

  • Слайд 76

    Долговременная памятьобеспечивается длительное хранение информации. Время хранения не ограничено, так же, как не ограничен и объем долговременной памяти.

  • Слайд 77

    В долговременной памяти выделяют - процедурную - декларативную.

  • Слайд 78

    Процедурная память - это тип памяти, не связанной с представлениями (условные рефлексы, двигательные навыки и т.п.)

  • Слайд 79

    Декларативная память связана с представлениями. Подсистемы: - семантической, - эпизодической, - автобиографической памяти.

  • Слайд 80

    Семантическая память отражает обобщенные знания человека о мире. Семантическая память — это память на слова, понятия, правила, абстрактные идеи. Необходима, чтобы пользоваться языком, т.к. регистрирует не воспринимаемые свойства, а их когнитивные референты. В семантической памяти материал хорошо организован.

  • Слайд 81

    Эпизодическая память получает и хранит информацию о датированных по времени эпизодах или событиях и о связях между ними. Такие события хранятся в виде «автобиографической вехи».

  • Слайд 82

    Эта память подвержена изменениям и потерям информации, но важна тем, что образует основу для опознания людей, мест и событий, встречавшихся в прошлом человека.

  • Слайд 83

    Эпизодическая и семантическая память связаны между собой: при любом воспроизведении вначале активизируется эпизодическая память и определяет канву событий, в которых записана информация, и лишь после этого воспроизводится сама информация.

  • Слайд 84

    Позже Робинсон (1976) ввел понятие автобиографической памяти, которая хранит репрезентации того, что имеет личное отношение к индивиду и является частью эпизодической памяти.

  • Слайд 85

    Оперативная память понимается как своего рода «синтез» информации, хранящейся как в кратковременной, так и долговременной памяти и необходимой для обеспечения «здесь и сейчас» осуществляемой человеком деятельности.

  • Слайд 86

    С помощью оперативной памяти информационно обеспечивается различная оперативная деятельность человека.

  • Слайд 87

    Функции памяти Функция отражения. Память отражает не связи и отношения самих объективных предметов и явлений мира, а отношения актуальных представлений о них, формирующихся в процессе взаимодействия человека с миром, к уже сложившейся системе индивидуально опыта.

  • Слайд 88

    В этом смысле память не «добывает» нового знания о мире, а организует «уже добытое» другими познавательными процессами.

  • Слайд 89

    В этой связи Середа Г.К. обозначает 3 особенности: 1) память — это непрерывный процесс «самоорганизации» индивидуального опыта, никогда не прекращающийся в психике человека,

  • Слайд 90

    2) память — это бессознательный процесс, не поддающийся самонаблюдению непосредственно и открывающийся индивиду только через свои «продукты».

  • Слайд 91

    3) память релевантна смысловым отношениям опыта, которые могут выражаться в интегративных «стратегических целях» или смысловых образованиях личности, задающих программу «самоорганизации» опыта.

  • Слайд 92

    Регуляторная функция памяти состоит в информационном обеспечении когнитивных и регулятивных процессов психики.

  • Слайд 93

    При этом побудительная регуляция предполагает участие памяти в формировании цели предстоящего действия посредством привлечения прошлого опыта человека.

  • Слайд 94

    Исполнительная регуляция. Память обеспечивает будущее действие представлениями об объекте действия, о субъекте действия и ситуации, в которой осуществляется действие, а также «моторными программами», основанных ранее действий.

  • Слайд 95

    Интегративная функция. Будучи сквозным психическим процессом, память как бы пронизывает когнитивную, эмоциональную и волевую сферы психики, то есть, включается во все 3 класса основной психологической триады.

  • Слайд 96

    Креативная функция памяти обнаруживает себя в её влиянии на формирование личности. В качестве основы формирования личности выступает опыт как совокупность отношений между человеком и миром.

  • Слайд 97

    Вопросы:

    1)Понятие представления памяти. Факторы возникновения представлений памяти. Способы организации представлений памяти. 2)Основные характеристики представлений памяти. 3)Виды представлений памяти

  • Слайд 98

    Представление-это образ предмета или явления основанный на прошлом опыте человека и возникающий в его сознании ,в отсутствии самих явлений и предметов без их непосредственного воздействия на органы чувств.

  • Слайд 99

    Факторы возникновения представлений памяти: -ассоциации;-слово;-потребности человека; -эмоции;

  • Слайд 100

  • Слайд 101

  • Слайд 102

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке