Презентация на тему "Понятие в философском ракурсе"

Презентация: Понятие в философском ракурсе
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Понятие в философском ракурсе" по психологии. Состоит из 18 слайдов. Размер файла 0.16 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: Понятие в философском ракурсе
    Слайд 1

    Понятие – концептуальный конструкт консультативной психологии и психотерапии как научно-практического знания: философский ракурс

    Булгакова Ю.С. магистрант 1 курса заочной формы обучения факультета психологии МГОУ кафедра психологического консультирования

  • Слайд 2

    Понятие — это минимальная логическая форма представления знаний. Традиционная логика отводит понятиям важное место в мышлении. Конечно, не только наука пользуется понятиями, но именно в научной деятельности понятия приобретают предельно уточненный и строгий вид. (Е.В. Ушаков, «Введение в философию и методологию науки»)

  • Слайд 3

    ПОНЯТИЕ - одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно-логического. Понятие может быть конкретным и абстрактным. Выделяются понятия эмпирические и теоретические. Наиболее абстрактные понятия называют категориями. (С.Ю. Головин. Словарь практического психолога)   ПОНЯТИЕ — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. (Философский словарь)   ПОНЯТИЕ - символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы. В каждом понятии свернуто особое предметное действие, воспроизводящее предмет познания посредством использования определенных инструментальных средств. (Войшвилло Е.К.)

  • Слайд 4

    Важно отличать понятие от представления(или образа), который может возникнуть в сознании человека при размышлении о чем-то или при восприятии речи. Представление существенно связано с чувственнойсоставляющей сознания. Понятие же относится к сугубо когнитивномуплану. Это означает, что вне зависимости от того, какими перцептивными образами может сопровождаться понятие в индивидуальном сознании, оно может быть вербально высказано, стать частью суждения, подвергнуто аргументированному отчету о своем содержании и должно быть понятно другому участнику речевого взаимодействия.

  • Слайд 5

    С логической точки зрения понятие — это форма мышления, включающая в себя совокупность признаков, необходимых и достаточных для указания или выделения какого-либо предмета (или класса предметов). Иными словами, если мы обладаем понятием о каком-либо предмете, то тем самым мы обладаем информацией о некоторых свойствах и отношениях этого предмета, достаточной для того, чтобы уметь определить его среди других предметов и использовать это в какой-либо системе знаний.

  • Слайд 6

    В традиционной логике принято считать, что понятие имеет содержание и объем. Содержание— это смысловая сторона понятия, это то, что понимаетсяучастниками речевого взаимодействия при использовании того или иного понятия. Объем— это фактическая сторона понятия, это класс предметов, которые характеризуются данным понятием.

  • Слайд 7

    К традиционным операциям, которые выполняются над понятиями, относят определениепонятия и логическое деление, состоящее из разделения объема понятия на более мелкие единицы на основании какого-то дополнительного признака. Наиболее распространенным вариантом деления является операция классификации.

  • Слайд 8

    Формирование и функционирование научных понятий – сложный процесс. В его основе лежит множество взаимосвязанных логико-методологических процедур: абстрагирование идеализация индуктивное обобщение мысленное конструирование выдвижение гипотез и др.

  • Слайд 9

    Эрнст Кассирер 1874 - 1945 Наука стремится к такому содержанию понятий, которое было бы не просто неупорядоченной совокупностью признаков, а представляло бы собой связную логическую систему, концептуальное единство. Это, в частности, убедительно продемонстрировал Э. Кассирер. Он показал, что образование абстрактных понятий в науке идет не путем простого «отбрасывания» несущественных признаков (с «обеднением» понятийного содержания), а опирается на некий интеллектуальный замысел.

  • Слайд 10

    В науке формирование понятия подчиняется важнейшему требованию операционализации. Операционализация понятия состоит в выяснении и уточнении того, какими способами возможно оперировать данным понятием и той сущностью, которая предполагается этим понятием: проверить ее наличие, измерить или определить ее градации и степени, выяснить ее отношения с другими сущностями.

  • Слайд 11

    Формирование научных понятий не следует представлять себе только как процесс фиксации того, что уже известно. Часто понятия выступают инструментом исследовательского поиска. В этом случае понятия вводятся как имена гипотетических сущностей, а вопрос о существовании этих сущностей и их возможных свойствах становится научной задачей.

  • Слайд 12

    Формирование научного понятия часто является важнейшим событием, крупным достижением в той или иной научной области. Систематизирующий эффект понятия сказывается в том, что новое введенное в науку понятие может «элегантным» образом обобщить независимые до этого фрагменты знаний, обеспечить схождение различных областей в единую теорию. Подобный теоретический синтез всегда является крупным успехом науки. Возможно менее крупное, но важное событие в науке – уточнение понятия.

  • Слайд 13

    В ходе научного продвижения изменяются и научные понятия, ведь понятие соответствует текущему, достигнутому наукой уровню знаний и представлений. Будучи результатом пройденного периода развития, понятие является концептуальной опорой и инструментом для дальнейшего движения.

  • Слайд 14

    Рост научного знания приводит к переосмыслению содержания исходных понятий, к переопределению сферы их. применимости. В итоге может потребоваться переход к новому понятию. Поэтому динамика науки включает в себя траекторию сменяющих друг друга понятий. В некотором смысле история науки есть история ее понятий.

  • Слайд 15

    Основные понятия (конструкты) системы психоанализа З. Фрейда: Ид, Эго, Супер-Эго бессознательное, предсознательное Идеал-Я, Я-реальность, Я-удовольствие либидо свободные ассоциации перенос/ контр-перенос механизмы защиты фиксация, сублимация, фрустрация оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии Эдипов комплекс; чувство неполноценности психическая травма – и др. (1856 – 1939)

  • Слайд 16

    Основными составляющими концепции личностного роста К. Роджерса являются: положение об определяющей роли опыта в существовании личности; положение об изначально позитивной, социализированной, рациональной, реалистичной природе человека и стремлении к актуализации этой природы; понятиявнутриличностных образований, таких как «Я-концепция», «Я-идеальное», «Я-реальное» и др., представления о взаимодействии между ними (конгруэнтность, процесс организмической оценки); выделенные К.Роджерсом терапевтические условия, способствующие личностному росту, представления о его структуре, направлении движения и критериях («возможных конечных пунктах»).

  • Слайд 17

    Личностный рост – это процесс становления человека «все более собой» (более полноценно функционирующей личностью, «своим организмом»), идущий по направлению от возможной внутренней разобщенности со своим внутренним опытом, «организмическое» восприятие которого затруднено искажающим влиянием «Я-концепции», к «конгруэнтности» - состоянию, когда потенциально любой внутренний опыт свободно осознается как собственное «Я» и человек полноценно переживает подлинность своего индивидуального бытия как процесса самоактуализации. Карл Роджерс (1902 - 1987)

  • Слайд 18

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке