Содержание
-
ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Н.В.Зверева, И.Ф.Рощина I Всероссийская научно-практическая конференция «СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ: ТРАДИЦИИ И АЛЬТЕРНАТИВЫ» Муром 9-11 июля 2010 года
-
АВТОРЫ:
Зверева Наталья Владимировна Рощина Ирина Федоровна Научный центр психического здоровья РАМН Московский городской психолого-педагогический университет Московский психолого-социальный институт
-
Клиническая психология семьи
Клиническая психология семьи выделяется как один из новых разделов клинической психологии (И.М.Никольская, 2005 и др.). Изучается семейный фактор и его роль в возникновении, протекании и преодолении психических болезней. Подход к клинической психологии семьи традиционно связан с практикой семейной психотерапии и семейного консультирования (И.М.Никольская, Э.Г.Эйдемиллер, И.В.Добряков, А.Я.Варга и др.)
-
Проблемы клинической психологии семьиПроисхождение болезни
Роль семьи в возникновении психических расстройств у членов семьи в разном возрасте; Значение семейного фактора в протекании психических расстройств: усиление симптоматики болезни смягчение болезненных проявлений формирование длительной ремиссии
-
Проблемы клинической психологии семьиСемья и больной
Проблема принятия болезни (медицинского диагноза) членами семьи Функционирование семьи в связи с болезнью одного или нескольких ее членов Динамика структуры семьи на фоне болезни одного (нескольких) ее членов
-
Проблемы клинической психологии семьиСемья и лечение
роль семьи в процессе лечения длительно протекающего психического заболевания у одного или нескольких членов семьи роль семьи в выборе форм лечения и социальной поддержки больного: амбулаторное стационарное в условиях интернатов с опорой на государственное социальное или платное обеспечение
-
Проблемы клинической психологии семьиСемья и адаптация больного
семья как среда адаптации пациентов с различными вариантами нарушенного развития: в детском возрасте в юности в зрелости в позднем возрасте
-
Проблемы клинической психологии семьи
особенности представлений о семье у душевнобольных: влияние болезни на формирование представлений о семье у психически больного отношении к родительской семье и ее членам у больных решение вопроса о создании больными собственной семьи
-
варианты психологической поддержки семьи, в которой проживает больной с нервно-психической и соматической патологией: работа клинических психологов по семейному консультированию в психологических центрах работа клинических психологов в медицинских учреждениях работа клинических психологов в сообществах родственников больных с психическими заболеваниями
-
Клинические примеры:постановка медицинского диагноза
-
Шизофрения у 10-летнего ребенка: меняет линию семейного развития Вызывает вопросы об организации обучения и лечения Порождает тревогу за его будущее без родителей Влечет за собой изменение собственных жизненных планов других членов семьи Вызывает страх стигматизации
-
Клинические примеры:динамика семьи
семья часто распадается (уходит отец)после постановки диагноза ребенку, что увеличивает психологические и материальные сложности для оставшихся с ребенком членов семьи (матери, бабушки, здоровых сибсов) когда мотивационно-адаптационные возможности здорового супруга исчерпываются возможен распад семьи после длительного периода совместного проживания супругов, один из которых психически болен
-
Клинические примеры: лечение
выбор форм лечения пациентов связан с этно- и социокультурными параметрами семьи психическая болезнь рассматривается членами семьи как проявление «бесовства» - вместо лечения – изгнание бесов приверженность к «натуральным» препаратам (траволечение вместо адекватной фармакотерапии)
-
отказ родственников от применения современных антипсихотических средств (нейролептиков) из-за опасений их побочного действия: на репродуктивную функцию на когнитивную сферу на психическую активность
-
Клинические примеры:стигматизация
Страх социальных последствий стигматизации и самостигматизации (И.И.Михайлова, 2005). боязнь негативного отношения общества к их больным родственникам (или детям) и к ним самим появление у здоровых детей, чьи родители страдают психическим расстройством, страхов перед неотвратимостью собственной болезни или негативного отношения социального окружения
-
Клинические примеры:воспитание и болезнь
Родительское отношение и стиль воспитания – один из важнейших этиологических факторов различных вариантов нарушенного психического развития в детском возрасте: невротические аутистические личностные расстройства и другие виды патологии
-
Клинические примеры: семейные конфликты и болезнь нервная анорексия
Аутоагрессия: открыто перестает нормально питаться «назло родителям» Девочки перестают ценить собственное тело, что способны морить его голодом или наоборот, отправлять в свой желудок гораздо большее количество пищи, чем то, с которым он может справиться
-
Роль матери в возникновении данной патологии: близость позиций матери и ребенка по отношению к пище, диетам, стандартам внешности и т.п. некоторые матери выступают как «провокаторы» формирования сверхценных идей отказа от еды, дисморфофобических и дисморфоманических нарушений
-
Клинические примеры: нервная анорексия
Особенности родительского отношения в семьях с больными нервной анорексией: Тенденция к контролю над поведением и жизнью ребенка Семьи больных нервной анорексией принадлежат к «негармоничным семьям» Материнское отношение в группе риска отличается наличием симбиотической связи с ребенком, высоким уровнем социальных ожиданий. Матери больных нервной анорексией обладают относительно высокой самооценкой в сочетании с высоким уровнем притязаний. Матери больных нервной анорексией и лиц из группы риска не обладают высоким уровнем эмпатии.
-
Клинические примеры: роль генетики
существует наследственная предрасположенность и даже генетическая обусловленность ряда психических расстройств конфликты между супругами при выяснении генетической «вины» одной из семейных ветвей
-
Клинические примеры: адаптация
Роль семьи в адаптации ребенка с тяжелой психической патологией чрезвычайно велика Правильное поведение родителей существенно смягчает проявления болезни у ребенка, независимо от психогенного (психодинамического) или генетического ее происхождения
-
Роль семьи в адаптации ребенка с тяжелой психической патологией чрезвычайно велика Правильное поведение родителей существенно смягчает проявления болезни у ребенка, независимо от психогенного (психодинамического) или генетического ее происхождения
-
Существенным для адаптации больного шизофренией ребенка (молодого человека) является соотношение родительских оценок и ожиданий (по Л.М.Вильдавской): Наиболее благоприятна для социальной адаптации ситуация заниженных родительских оценок в сочетании с высокими ожиданиями, находящимися в зоне потенциального развития личности больного
-
Семья и суицид
Причины дисгармонии в семье ребенка- суицидента: отсутствие партнерства между родителями (один из них доминирует, другой – подчиняется) Деструктивная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия членов семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем) Распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода) Ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двухсторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера)
-
Взгляд на семью больного «изнутри»
выявление особенностей взгляда на семью у больных с различной психической патологией в разном возрасте, влияние этих представлений на возможность создания собственной семьи. жизнь больного в семье создает гораздо лучшие условия для адаптации, улучшает качество жизни больного, чем его одинокое проживание.
-
Параметры исследования проблемы: специфика нозологии и лечения, возраст больного, наличие собственного семейного окружения, этно-культурные факторы социальные факторы.
-
работа психолога с семьей больного
Формы психологической, психотерапевтической и психокоррекционной работы с семьями, имеющими психически больных: краткосрочная интенсивная помощь на этапе принятия болезни родственника поддерживающая семейная психотерапия, индивидуальная психотерапия по отношению к членам семьи и самому пациенту тренинг общения с больным тренинг социальных навыков с больным различные виды когнитивного тренинга и др.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.