Содержание
-
Психологические особенности развития личности детей
ноябрь 2010 педагог-психолог: Пономарева Светлана Александровна МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Харута» (НАО)
-
Некоторые понятия
Развитие – процесс формирования человека или личности, совершающийся путём возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях (Выготский Л.С. Избранные психологические исследования)
-
Психологические новообразования – это те психические и социальные изменения, которые возникают на данной ступени развития и которые определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени (Аверин В.А. Психология детей и подростков)
-
Периодизация психического развития детей
Разделение жизненного пути ребёнка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных возрастных этапов. Существует несколько периодизаций разных авторов. Содержание и название периодов, их временные границы определяются представлениями автора о наиболее важных, существенных сторонах развития.
-
Периодизация по Петровскому А.В.
А.В. Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребёнка с членами наиболее значимой группы людей для него по сравнению с остальными, он принимает именно её ценности, моральные нормы и формы поведения.
-
В своей периодизации А.В.Петровский выделяет следующие периоды: Раннее детство Дошкольное детство Младший школьный возраст Средний школьный возраст Старший школьный возраст
-
Ведущая деятельность
Мл.шк.возраст Ср.шк.возраст Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством Общение подростков вразных видах деятельности это деятельность, с которой на данном этапе развития связано возникновение важнейших психических новообразований.
-
Характерные особенности:восприятие
Мл.шк.возраст Ср.шк.возраст Развитие организованного восприятия, контроля за правильностью и полнотой восприятия. Развитие детализиро-ванности восприятия Доминирование эмоцио-нально значимых сторон объекта Неточность в восприятии сходных объектов Формирование целост-ности и осмысленности восприятия Развитие восприятия про-странственных качеств объекта, способность к длительному наблюдению Освоение графических схем: умение видеть сечения объемных фигур, читать чертёж и т.д.
-
Характерные особенности:память
Мл.шк.возраст Ср.шк.возраст Развитие произвольной памяти Понимание является необходимым условием запоминания. Идёт интенсивное формиро-вание приёмов запоми-нания Повышение роли логи-ческой памяти Быстрый рост памяти Перестройка памяти – переход от доминирования механического запомина-ния к смысловому. Память приобретает ло-гический характер, стано-вится доступным запоми-нание абстрактного мате-риала Осваиваются мнемо-нические приёмы
-
Характерные особенности:мышление
Мл.шк.возраст Ср.шк.возраст Основной вид – наглядно-образное; в процессе обучения приобретает абстрактный и обобщённый характер; решение умст-венных задач, связанных с преобразованием предмет-ного мира. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез…) Овладение навыками логического рассуждения Интенсивное развитие абстрактного мышления, способности к отражению существенных взаимосвязей. Операции становятся формально-логическими, рассуждения дедуктив-ными. Слабо развита конкрети-зация, затруднён переход от общего к частному
-
Характерные особенности:воображение
Мл.шк.возраст Ср.шк.возраст Более реалистичное. Интенсивно формируется воссоздающее вообра-жение. Возможно свободное фантазирование Усиление реалистичности, появление мечты. Интенсивно воображаются различные личностные качества, преиму-щественно эталонного характера.
-
Характерные особенности:мотивационная сфера
Мл.шк.возраст Перестройка мотивационно-потребностной сферы. Особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми по поводу учебной деятельности. Главное место занимает мотив получения высоких оценок. Познавательная мотивация не слишком высокого уровня. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха. У неуспевающих – мотивация избегания неудачи.
-
Характерные особенности:развитие чувств
Мл.шк.возраст В данном возрасте ребёнок несёт в себе весь комплекс чувств, сформированных в притязаниях на признание. Дети имеют совесть: они знают, что должны, обязаны. Пробуждается чувство гордости или стыда., в зависимости от поступков. Наиболее интенсивно развивается чувство ответственности и сопереживания другому (сочувствие, сострадание, сорадость)
-
Характерные особенности:самосознание
Мл.шк.возраст Интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми личностными ориентациями. Ребёнок знает, что отличается от других, и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самооценка становится более адекватной и дифферинцированной, суждения о себе – более обоснованными. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребёнка, его самоуважении, самопринятии.
-
Основные психические новообразования младшего школьника
Произвольность - способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами Планирование в уме Умение анализировать Рефлексия - способность ребёнка выделить основания для собственного действия
-
Стойкий интерес к определенному предмету . Мотив избегания неудачи . Желание иметь высокую отметку , даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения. Познавательный интерес только у высокомотивированных . Мотив достижения успеха в учебе не развивается. Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.) Характерные особенности:мотивационная сфера (СР.ШК.ВОЗРАСТ)
-
Психологические особенности подростка (ср.шк. возраст)
Резкое ухудшение поведения – проявляется в негативизме, т.е. желании поступать вопреки чужой воли, упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым. Стремление эмансипации от взрослых, освобождении от их опёки, контроля. Реакция группирования – стремление подростка войти в состав какой-либо подростковой группы. Сильные, часто сменяющие друг друга увлечения. Выраженность акцентуаций характера. Потребность найти и защитить своё место в окружающей социальной среде. Потребность в успехе. Потребность в самореализации и развитие собственного «Я» Наблюдается стремление более углублённо понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях
-
Проблема кризиса в среднем школьном возрасте
Подростковый кризис является типом переходного периода от детства к взрослости. Отличается большой продолжительностью. По мнению Л.И.Божович, это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, которое приводит к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников, в то же время эти потребности очень сильные и напряжённые. Также, подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению
-
Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях. Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета). Значимость отметки как мотиватора снижается , отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний. Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам. Внутренняя, собственная мотивация. Характерные особенности:мотивационная сфера (СТ.ШК.ВОЗРАСТ)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.