Содержание
-
презентация
Типы и свойства темперамента
-
темперамента (структуры природных свойств) направленности (система потребностей, интересов, идеалов), способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств)
-
Личность рассматривается как
некоторое целостное ядро человека, возникающее из устойчивой взаимосвязи психических свойств личности.
-
Психические свойства личности
- способности (готовность к проявлению успехов в той или иной сфере), - темперамент (динамические характеристики поведения), - характер (отношение к разным сторонам бытия, например к дружбе или труду), - волевые качества (собранность, внутренняя свобода), - эмоциональная сфера (склонность к тем или иным эмоциям, общая эмоциональность), - мотивация (преобладание тех или иных потребностей, мотивов), - направленность (интересы и склонности в определенных областях), - ценности и социальные установки (некоторые базовые принципы) и другие.
-
В психологии личность рассматривается как
сугубо человеческоеявление. как основной регулятор поведения.
-
Качества личности
мировоззрение; характер; способности.
-
темперамент
устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности.
-
Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей «слияние, смешивание») ввёл врач античности Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические и индивидуальные психологические особенности человека.
-
гиппократ, а затем и Гален объясняли темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одною из «жизненных соков» (четырех элементов):
• преобладание желтой желчи («желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком; • преобладание лимфы («мокрота») делает человека спокойным и медлительным - флегматиком; • преобладание крови («кровь)- подвижным сангвиником; • преобладание черной желчи («черная желчь») делает человека грустным и боязливым - меланхоликом.
-
Четыре темперамента в виде наглядных смайликов (названия слева направо и сверху вниз: флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик).
-
Характеристики темпераментов
-
Основные свойства нервной системы
силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Тип нервной системы определяется генотипом, то есть наследственным типом. Работа ученых над геномом человека создает условия для раскрытия функций генов человека, которые определяют темперамент через гормоны (серотонин, мелатонин, дофамин) и другие биохимические медиаторы. Биохимия и генетика позволяют установить и формализовать психологические фенотипы людей.
-
Типы нервной деятельности(по павлову)
Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику. Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу. Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу. Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.
-
От темперамента человека зависят:
• скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.); • пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения; • темп и ритм деятельности; • интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли); • направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).
-
Темперамент и деятельность
Темперамент определяет в характере такие, например, черты: - уравновешенность, - приспособляемость, -поведенческая подвижность или инертность, - отношение к новому, - трудолюбие. Однако темперамент не предопределяет характер в полной мере.
-
У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. В настоящее время концепцию четырех темпераментов подкрепляют понятиями «торможение» и «возбуждение» нервной системы. Соотношение «высокою» и «низкого» уровней для каждого из этих двух независимых параметров дает некую индивидуальную характеристику человека, и, как результат. — формальное определение каждого из четырех темпераментов.
-
В связи с этим, у исследуемых проведена характеристика типа высшей нервной деятельности (ВНД) по анамнестической схеме
Предложены 42 вопроса определяющих силу нервных процессов, их уравновешенность и подвижность, проявляющиеся в учебной и поведенческой деятельности. Испытуемый дает ответ в баллах. По шкале подсчитывается алгебраическая сумма баллов, причем за 100% принимается общее число оценок, множенной на максимальный балл. Ориентировочные границы: 50% и более — высокая, 49-25% - средняя, 24-0% - низкая, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
-
-
Обработка материала
Сложите в каждой графе баллы со знаком «+» и отдельно со знаком «-» переведите их в проценты. За 100% принимается общее число оценок умноженное на максимальный балл. На основании полу-ченных данных, сделайте заключение о выраженности силы, уравновешенности, подвижности нервной системы, при-держиваясь следующих ориентировочных границ: 50% и более — высокая, 49—25 — средняя, 24—0% — низкая. Соответствующие границам цифры со знаком «+» характе¬ризуют "высокую, среднюю и низкую выраженность силы, уравновешенности и подвижности нервной системы, со зна¬ком «-» — слабость, неуравновешенность и инертность.
-
выводы
Из приведенных в таблице данных наибольший процент составили студенты факультета физического воспитания и спорта (без достоверных различий юноши и девушки) с наиболее благоприятным для занятий спортом типом ВНД (сангвиники), что существенно влияет на развитие у них психологических особенностей.
-
литература
1. Агеев R. А. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. -С. 152-158. 2. Горбачева О.П. Программа «Психологические основы тендерной культуры молодежи» / УО «Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова»; сост. Горбачева О.П. - Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова. - 34с. 3. Майерс Д- Социальная психология / Пер. с англ. С-Пб., 1999. 4. Санюкевич Л.И. Лабораторные занятия по анатомии и физиологии ребенка с основами школьной гигиены: Для педагогических институтов по спец. 2121 «Педагогика и методика начального обучения». – Мн.: Выш. шк., 1985. 5. Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для вузов. — Москва, Санкт- Петербург: изд. Питер, 2005.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.