Содержание
-
Казанский (Приволжский) Федеральный университет Институт международных отношений, истории и востоковеденияотделение «институт истории» кафедра исторического образования
Психология педагогической оценки Работу выполнила студентка I курса ИМОИиВ гр. 04.2-303 Кузьмина Анастасия Казань 2014
-
Одним из главных аспектов взаимодействия педагога с учениками является стимулирование им их учебной деятельности. Как бы ни оценивал учитель учебные успехи учащихся, все его оценки в конечном счете сводятся к системе поощрений и наказаний.
-
Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая—наказанием.
Надо иметь в виду, что крайние значения отметок не всегда обладают той стимулирующей силой, которую имеют средние по величине оценки. Например, лучшим стимулом к достижению успехов часто становится оценка 4, а не 5, 3, а не 2 или 1. Оптимальным является тот случай, когда оценка, полученная по пятибалльной системе, на один балл выше или ниже той, которую обычно по данному предмету имеет ребенок.
-
Стимулирование учебной и воспитательной деятельности детей должно иметь комплексный характер, включать в себя систему разнообразных побудителей, каждый из которых применяется не часто и в зависимости от того, какие другие интересы и потребности ребенка в данный момент времени являются актуальными.
-
Комплексность стимулирования означает одновременное использование различных стимулов:
Органические — это стимулы, связанные с удовлетворением органических потребностей ребенка. Материальныестимулы связаны с приобретением в собственное пользование каких-либо вещей. Моральные стимулы обращены к чувствам ребенка и связаны с удовлетворением его духовных потребностей. Социально-психологические стимулысодержат в себе мотивы, связанные с системой человеческих отношений. Индивидуальные стимулы, содержат в себе нечто весьма личное, существенное для данного человека
-
Педагогическая оценка - это многообразный процесс с рядом стадий, начиная с парциальной оценки и заканчивая интегральной оценкой в педагогической характеристике учащегося.
-
Педагогические оценки, рассматриваемые как поощрения или наказания, должны быть уравновешенными. С одной стороны, они должны содержать в себе систему стимулов, активизирующих развитие положительных свойств и особенностей у ребенка, с другой стороны, включать совокупность не менее действенных стимулов, препятствующих возникновению отрицательных качеств личности и неправильных форм поведения у тех же самых детей.
-
Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, приобретению знаний, умений и навыков, выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.
-
Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы:
Предметные оценки касаются того, что делает или что уже сделал ребенок, но не его личности Персональные педагогические оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности Материальные педагогические оценки включают разные способы материального стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе Моральная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности Процессуальныепедагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности Количественные педагогические оценки соотносятся с объемом выполненной работы Качественные педагогические оценки касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности
-
В силу того, что воздействие оценки на развитие школьника многосторонне, она может обладать многими функциями.По Б.Г. Ананьеву оценка может быть:
Ориентирующей, воздействующей на умственную работу школьника, содействующей осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний Стимулирующей, воздействующей на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха и неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений Воспитывающей - под непосредственным влиянием отметки происходит «ускорение или замедление темпов умственной работы и т.д.»
-
Ананьев ввел понятие «парциальных» отметок, т.е. относящимися к известному частичному знанию или навыку. Различные типы парциальных оценок группируются в три большие группы:
Исходные оценки-отсутствие оценки-опосредованная оценка-неопределенная оценка Отрицательные оценки-замечание-отрицание-порицание Положительные оценки-согласие-ободрение-одобрение
-
Различия между оценкой и отметкой
Оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. «Оценка» — значительно более широкое понятие, чем «отметка». Оценка предполагает содержательный анализ результатов труда ученика, в том числе и затраченных им усилий, а также отношения к учебному заданию, и в этом смысле она предшествует отметке
-
Необъективность педагогической оценки
Ошибки "великодушия", или "снисходительности", проявляются в выставлении педагогом завышенных оценок. Ошибки "центральной тенденции" проявляются у педагогов в стремлении избежать крайних оценок. Ошибка "ореола" связана с известной предвзятостью педагогов и проявляется в тенденции оценивать положительно тех школьников, к которым они лично относятся положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым личное отношение отрицательное. Ошибки "контраста" при оценивании других людей состоят в том, что знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого педагога. Ошибка "близости" находит свое выражение в том, что педагогу трудно сразу после двойки ставить пятерку, при неудовлетворительном ответе "отличника" учитель склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения. "Логические" ошибки проявляются в вынесении сходных оценок разным психологическим свойствам и характеристикам, которые кажутся им логически связанными.
-
Под влиянием оценочных воздействий у детей формируется такие важные качества личности как самооценка и уровень притязаний. В этой связи оценка действует по принципу изменения самооценки, т.е. изменения мнений и отношений к личности со стороны членов социальной группы, а оценочные и самооценочные воздействия являются сильным корректирующим фактором поведения и деятельности личности.
-
Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них — это внимание, одобрение, выражение признания, оценка, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека.
-
Список использованной литературы
Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. – СП-б.: Наука, 1997. - 386с. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования Цукерман Г.А., Шияновская С.И. Оценка без отметки. - Рига, 2003. - 374 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.