Содержание
-
Научно-исследовательская работа ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИвыполнена учителем музыки МОУ СОШСекисовой Л.Н.
-
Психологические аспекты педагогического оценивания рассматривались в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.А. Липкиной, Н.А. Менчинской, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной, Д.Н. Узнадзе и других отечественных психологов. Педагогические вопросы оценивания исследовались в трудах Б.П. Есипова, М.А. Данилова, Д.О. Лордкипанидзе, Н.М. Яковлева и др.
-
Отметка становиться чуть ли не единственным мотивом учебной деятельности; единоличное право учителя оценивать и ставить отметки порождает у учащихся неуверенность в своих силах, в связи с чем учебная деятельность бывает заполнена отрицательными переживаниями.
-
Проблема исследования – педагогическая оценка учебной музыкальной деятельности учащихся и её влияние на формирование мотивации к музыкальной деятельности подростков.
-
Объект исследования – процесс педагогического оценивания учебной музыкальной деятельности учащихся. Предмет исследования – психолого-педагогические основы оценивания знаний учащихся. Цель работы – выявить психолого-педагогические условия, необходимые для эффективной и объективной оценки знаний учащихся.
-
Задачи: Раскрыть сущность педагогической оценки на основе анализа исторических и современных психолого-педагогических подходов к проблеме оценивания результатов учебной деятельности учащихся. Выявить особенности и критерии педагогического оценивания знаний учащихся. Разработать рекомендации по педагогическому оцениванию учебной музыкальной деятельности учащихся.
-
Гипотеза – мы предполагаем, что педагогическая оценка учебной музыкальной деятельности учащихся будет эффективно воздействовать на интеллектуальную, аффективно-волевую и духовно-творческую сферы личности при соблюдении следующих условий:
-
Оценка должна отражать особенности урока музыки как урока искусства. Критерии педагогической оценки должны соответствовать специфике учебного предмета. При оценке знаний учащихся необходим индивидуальный подход. Оценка не должна быть источником страха и негативных переживаний ребенка.
-
Методы исследования: Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение; Анализ психолого-педагогической и специальной литературы; Анкетирование учащихся и учителей; Анализ школьной документации; Наблюдение; Опытно-экспериментальная работа в МОУ Лесная СОШ.
-
Глава 1. Оценка знаний учащихся как актуальная психолого-педагогическая проблема 1.1. Понятийный аппарат 1.2. Оценочный компонент обучения в историко-педагогическом контексте
-
Периоды: Возникновение балльной оценочной системы в схоластических школах Германии в эпоху средневековья (IX – XIV вв). Доминирование императива в оценивании знаний. Эпоха Возрождения (XV – XVI вв). Реализация гуманистических идей воспитания в педагогическом оценивании. Эпоха буржуазных революций (XVII – XVIII вв). Усиление социального значения отметок. XIX век. Теории свободного воспитания. Обнаружение недостатков традиционной оценочной системы, основанной на отметках. XX век. Создание альтернативных систем педагогического оценивания (Германия, Россия и др.).
-
1.3. Психологические аспекты педагогического оценивания
Выводы: Под влиянием оценочных воздействий у детей формируется самооценка и уровень притязаний Становится фактом тормозящее влияние оценки на учебную деятельность школьников, испытавших неудачи; формируется состояние «выученной беспомощности» Под гнётом системы отметок ученик испытывает постоянное чувство тревоги, страха
-
Глава 2. Система оценки учебных достижений учащихся 2.1 Современные подходы к педагогическому оцениванию в зарубежных школах 2.2 Оценка и отметка в современной практике обучения в российских школах
-
Выводы: С дальнейших времен до наших дней как в зарубежной, так и в отечественной педагогической науке и школьной практике параллельно развиваются два базовых альтернативных направления: педагогика требований (авторитарная) и педагогика гуманистическая (личностно-ориентированная, развивающая), обусловившая особенности подходов к педагогическому оцениванию.
-
Организовать процесс познавательной учебной деятельности учащихся без оценок вообще невозможно, т.к. оценка является необходимым компонентом учебной деятельности, ее регулятором.
-
Проблема поиска и реализации новых способов оценочной деятельности неразрывно связана с проблемой перехода к новым способам обучения детей – технологиям развивающего обучения.
-
После длительного пребывания в режиме принуждения и послушания у многих людей отсутствует ориентация на самоорганизацию познавательной деятельности.
-
Изменение содержания оценочной деятельности учителя может быть успешно осуществлено только на основе внутренне мотивированной деятельности, субъект-субъектных отношений обучающих и обучающихся и при условии развития у школьников умения самостоятельно производить самооценку полученных результатов познавательной и других видов деятельности.
-
2.3. Проблемы педагогического оценивания на уроках музыки Важнейшая функция оценки – этическая: поддержать, стимулировать активность учащихся или в тактичной форме указать школьнику на пробелы в развитии.
-
2.4. Оценка как мотивационный фактор учебной музыкальной деятельности Оценка, поощрение, порицание, т.е. различного рода словесные подкрепления, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность.
-
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по исследованию процесса педагогического оценивания учебной музыкальной деятельности учащихся
-
констатирующий этап (март - апрель 2012 г.) формирующий этап (сентябрь 2012 г. – февраль 2013 г.) контрольный этап (апрель 2013 г.)
-
Цель констатирующего этапа: выявить психолого-педагогические условия оценивания музыкальной учебной деятельности учащихся; построение и апробация блока диагностических методик, направленных на выявление положительной мотивации учащихся к учебной музыкальной деятельности.
-
В результате исследования нами были выделены следующие проблемы в области педагогического оценивания знаний учащихся: 1) психологические: - стрессовые состояния у учащихся, связанные с боязнью получения отрицательных отметок; - превалирование в мотивации учения стремления широких музыкальных знаний; - недостаточно сформированные умения самооценки учебной деятельности. 2) дидактические: - слабая дифференциация оценки; - недостаточная объективность оценки как следствие отсутствия чётких критериев педагогического оценивания учебной деятельности учащихся.
-
Результаты анкетирования учащихся: оценки только весьма приблизительно отражают действительный уровень их знаний Следует отметить тормозящее воздействие единоличного права учителя оценивать на формирование самооценки у школьников.
-
В общеобразовательной школе, оценка остаётся важным мотивом учения Сложившаяся система оценивания знаний порождает у учащихся страх и неуверенность в своих силах Возникает необходимость в новой, более дифференцированной системе оценки знаний учащихся
-
Констатирующий этап эксперимента
-
Результаты диагностики мотивации подростков к музыкальной деятельности на констатирующем этапе
-
3.2. Формирующий этап эксперимента
Цель формирующего этапа нашего эксперимента была следующая: наряду с обновлением содержания занятий и расширением сфер художественного общения предусмотреть применение различных учебно-игровых ситуаций, носящих творческий и развивающий характер.
-
Качественные результаты оценивать по 10-балльной шкале: 10 – превосходно 5 – посредственно 9 – отлично 4 – почти 8 – очень хорошо посредственно 7 – хорошо 3 – слабо 6 – почти хорошо 2 – очень слабо 1 – очень, очень слабо
-
3.3. Контрольный этап эксперимента
Цель :выявить динамику положительной мотивации подростков к музыкальной деятельности
-
Контрольный этап эксперимента
-
Диагностика мотивации подростков к музыкальной деятельности на контрольном этапе
-
1. Оценка – одна из значимых составляющих обучения. Оценка – это показатель, в какой степени учащийся овладел материалом в объеме программы 2. Оценка в процессе обучения выполняет следующие функции: контрольную, стимулирующую, социальную, ориентационную 3. Знания, умения и навыки должны быть оценены с целью их совершенствования, углубления, уточнения для активного включения школьников в многостороннюю трудовую и творческую деятельность, направленную на познание и преобразование действительности Заключение
-
4. Оценивание учебной музыкальной деятельности учащихся целесообразно проводить с использованием дифференцированной 10-балльной шкалы оценки. Это позволит более объективно отражать результаты учебной деятельности учащихся, учитывая вместе с тем индивидуальные особенности каждого ученика 5. Десятибалльная оценка совместно с оценочными суждениями педагога стимулирует учебную деятельность учащихся, снижает уровеньтревожности, повышает мотивацию ученика в достижении высоких результатов. Оценочная деятельность учащихся (самооценка, оценка одноклассников) способствует формированию правильной самооценки, а также критичности и оценочных суждений
-
Педагогическая оценка учебной музыкальной деятельности учащихся будет эффективно воздействовать на интеллектуальную, аффективно-волевую и духовно-творческую сферы личности при соответствии критериев педагогической оценки специфике учебного предмета, при индивидуальном подходе к оцениванию и отсутствии негативных переживаний в учебной музыкальной деятельности учащихся.
-
Рекомендации:
При выставлении оценок нужно учитывать и природные данные учащегося, и его работу. Выставляя отметку учащемуся, обязательно давать качественную характеристику его музыкальной деятельности; Балльную отметку сопровождать объяснением; Оценочные суждения высказывать в доброжелательном тоне; Предоставлять ученику возможность высказывать собственное мнение о его результатах музыкальной деятельности, т.е. поощрять самооценку учащимися результатов своей музыкальной учебной деятельности; Практиковать на занятиях оценку результатов музыкальной учебной деятельности учащихся друг другом; Не скупитесь на похвалу: даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.