Содержание
-
Ты можешь стать умнее тремя путями:путём опыта- это самый горький путь;Путём подражания- это самый лёгкий путь;Путём размышления- это самый благородный путь.Древняя китайская мудрость
Педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации
-
Направление размышлений
1. Понятие адаптации. 2. Какие они, первоклассники? 3. Методы и приёмы, способствующие успешной адаптации 4. О некоторых рисках на пути достижения цели.
-
Что такое адаптация?
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям. Каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.
-
Цели адаптации
Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его максимально безболезненным для ребёнка и его родителей; создать доброжелательную атмосферу, позволяющую выстроить отношения «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-родитель»; актуализировать мотивацию ребёнка к обучению, научить постепенно брать на себя ответственность.
-
Особенности первоклассников
Преобладает образное мышление. Внимание и память произвольные. Способность к самоконтролю в зачаточном состоянии. Ведущая деятельность только начинает переходить от игры к учёбе. Мотивация постепенно меняется с игровой на учебную. Самооценка завышена, зависима от позиции взрослого. Кризис 7 лет. Активно формируется главное новообразование- внутренняя позиция школьника. -необходима наглядность; -нужна частая смена деятельности; -поощрять произвольное запоминание и внимание; -помочь преодолеть нежелательные эмоции; -формировать учебную мотивацию; -подчёркивать достижения, сильные стороны; -актуализировать социальные позиции.
-
Что необходимо для успешной адаптации?
помочь ребёнку принять позицию школьника, помочь в принятии коллектива; помочь в освоении коммуникации и развитии сотрудничества, помочь справиться с неосознанным проявлениями эмоций.
-
При адаптации ребёнка к обучению необходимо:
Наблюдать за каждым ребёнком. Снизить собственную (педагогическую) тревогу. Работать с родителями по принятию ребёнка таким, каков он есть. Создавать доброжелательную атмосферу.
-
Этапы адаптации
Ориентировочный (2-3 недели)- бурные реакции, значительное напряжение всех систем организма Неустойчивое приспособление, организм ищет наиболее подходящие реакции на нагрузку Относительно устойчивое приспособление Кризисные периоды Первые 4-6 недель Середина декабря Неделя после каникул в феврале Середина марта В среднем от 6 до 12 недель, у некоторых до 6 месяцев
-
Составляющие школьной успешности первоклассника
Доверие к взрослому. Развитая любознательность, отсутствие страха пробовать новое и ошибаться. Зрелость нервной системы, то есть способность хорошо ориентироваться в потоке информации и расставлять приоритеты своих действий.
-
Первоклассник пока ещё не понимает того, что происходит в школе. Доверие к учителю существенно облегчает вхождение в школьную жизнь, принятие норм и правил школы.
-
Меры, способствующие успешной адаптации
Главная технология- в самом педагоге!!! Особые требования к сохранению и укреплению здоровья, поэтому: -физминутки, - пропаганда ЗОЖ, - ПОСТЕПЕННОЕ увеличение нагрузки, - изучение особенностей адаптации, - соблюдение этапов урока (актуализация знаний, постановка темы и цели урока, «открытие» новых знаний, первичное закрепление, контроль и самооценка, итог урока)
-
Стандарт определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Важно научить правильно и вовремя расслабляться
-
Меры, способствующие успешной адаптации
Обязательный режим. Показать различие школьник- не школьник, формировать позицию школьника (т.е. поддерживать и развивать познавательную потребность и потребность общения со взрослыми). Подчёркивать положительное (доска достижений). Ввести понятие оценки и самооценки, вырабатывать способы достижения хороших оценок. Научить первоклассников задавать вопросы, при их возникновении.
-
Развивать способность управлять своими эмоциями(через организацию игр по правилам на переменах). Развивать учебную мотивацию. Работать по сплочению детского коллектива. Развивать навыки общения. Регулярные консультации с родителями. Обеспечить поддержку любому ребёнку.
-
"Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться".
Л.А. Венгер Важно не столько то, ЧТО ребёнок знает, сколько то КАК он умеет думать
-
Помните!!!Современные дети другие!
Их не так сильно привлекает новизна знаний, которые даются в школе. Поэтому из года в год снижается учебная мотивация первоклассников и переход из детского сада в школу не так связан с новым этапом самостоятельности ребёнка.
-
«Как редко ребёнок бывает таким, как нам хочется»Я.Корчак
Возможные риски Плохое поведение- сигнал, чтоб присмотреться и найти причину. Бурные эмоции ребёнка- продемонстрировать, что мы его понимаем. Посочувствовать, никого не обвиняя. Когда успокоиться, проанализировать, научить выражать словами свои эмоции (Я раздражён!). Постоянные опоздания- разговор с родителями. Отказ идти в школу -выяснить причины, пересадить, обеспечить индивидуальное внимание. Страх совершить ошибку- донести, что ошибки- часть учёбы и они помогают, а не мешают
-
Возможные риски Отказ выполнять требования учителя - прояснить причину, соблюдать системность, целесообразность, поощрение. Тоска по маме -укрепление связей с детьми и учителем, амулеты, ритуалы, спокойствие. Увлечение игрушками- не запрещать, а упорядочить пользование игрушками, разрешая лишь на перемене. Заторможенность, усталость детей-частая смена деятельности, подкреплённая внешними раздражителями, разноуровневые задания.
-
Портрет дезадаптационного ученика
Усталый, утомлённый вид. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о школе. Стремление переключить разговор о школе на другую тему. Нежелание выполнять домашнее задание. Негативные характеристики в адрес школы, учителя. Жалобы на школьные события. Беспокойный сон. Трудное пробуждение. Постоянные жалобы на плохое самочувствие. Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики. Нарушение взаимоотношений со сверстниками. Потеря интереса к школе.
-
Определение уровня адаптации первоклассника
Отношение к школе. Успешность усвоения учебного материала. Самостоятельность в учёбе. Выполнение общественных поручений.
-
Диагностика адаптации к школе(первая неделя октября)
Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе Э .М .Александровской. Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации А.Г. Лускановой.
-
Залогом успешной мотивации являются:
Совместные усилия: учителей, родителей и школы!
-
Обращаемся за помощью к психологу в случае:
Если поведение ребенка угрожает его жизни и здоровью. Неконтролируемые поведенческие проявления у ребенка. В случае, если проделана работа по принятию ребёнка позиции школьника; принятию его коллективом; обучали приемам коммуникации; учили контролировать эмоции.
-
Помните, что рядом с Вами всегда есть люди, готовые помочь! Телефон для записи на индивидуальную консультацию 39-83-93, доб.114 Наталья Николаевна Либо записаться через классного руководителя, кабинет 312
-
Давайте будем доставлять детям радость общения с нами. Ш.Амонашвили
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.