Содержание
-
Рефлексивно-гуманистический подход в профессиональном образовании
-
План семинара
- Основные вехи и логика изучения рефлексии в социально-гуманитарном знании
- Отечественные классические школы психологии рефлексии
- Определения понятия рефлексия и механизм функционирования
- Типология рефлексивного мышления
- Гуманизация образования
- Развитие рефлексивного мышления в профессиональном образовании: экспериментальные прикладные исследования
- Перспективные направления исследования
- Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии
-
Основные вехи и логика развития изучения рефлексии
- Философия (от античности до новейшего времени)
- Психология (вторая половина XX века)
-
Философские трактовки рефлексии
Античность:
- Сократ учил «Познай самого себя!»;
- Платон разрабатывал вопросы сознания и самосознания;
- Аристотель выделил, по сути, интеллектуальную рефлексию, различая «мышление о мышлении»
Средние века:
- Феноменология личностной рефлексии представлена в «Исповеди» Августина (IV в.) и
- «Истории моих бедствий» П.Абеляра (XII в.)
-
Философские трактовки
Эпоха Возрождения:
- Само латинское слово «рефлексия» начинает специфически использоваться
- в Италии на рубеже Средневековья и Возрождения в связи с обозначением эффекта большего усиления волн в середине бухты, по сравнению с волнением в открытом море.
- Отсюда термин «рефлексия» генетически связан со своим социокультурным прототипом, обозначающим эффект усиления (интенсификации) вследствие возвратного (ретроспекции) взаимоотражения волн.
Философия Нового времени как напряженная работа духа посредством ретроспективного созерцания и рационалистического анализа
-
Психология рефлексии
Эмпирическая психология:
- Дж. Локк
- как наблюдение души за своими собственными состояниями
Экспериментальная психология:
- В. Вундт
- проблематика рефлексии изначально связана с интроспекцией
-
Вюрцбургская школа
- О. Кюльпе
- была осуществлена конструктивная попытка объективировать самонаблюдение в ходе мыслительного поиска решения задач.
- Им было положено начало экспериментальному изучению интеллектуальной рефлексии в процессе дискурсивного мышления.
- Д. Дьюи в «Психологии и педагогике мышления»
- показал роль рефлексии в интеллектуальном развитии
- А. Буземан в 1920-е годы начал изучать экспериментально личностную рефлексию
- на материале эмпирического исследования самосознания подростков
- Дж. Флейвелл в 1970-е годы работы по метакогнитивизму – интеллектуальная рефлексия
-
Австрия
- Ж. Пиаже в конце своей научной деятельности также обратился к экспериментальному изучению рефлексии на материале умозаключений и рассуждений
США
- В 1980-е годы американские психологи А. Мезиров, О. Шёни др. обращаются к практическому освоению рефлексии
- теоретико-экспериментальное изучение которой в США продолжил эмигрировавший из СССР В.А. Лефевр
-
Социально-гуманитарные науки
-
Отечественные классические школы психологии рефлексии
- Информационно-кибернетический и логико-математический подход (И.С. Ладенко, В.А. Лефевр, Г.Л. Смолян)
- Нормативно-деятельностный и системно-структурный подход (Н.Г. Алексеев, В.В.Давыдов, Г.П. Щедровицкий)
- Личностно-деятельностный подход (трансформировавшийся затем в экзистенциально-культуральный) (И.Н.Семёнов, С.Ю.Степанов)
-
Научные школы психологии рефлексии
- АлексеевН.Г., 1968;
- Давыдов В.В., 1978;
- Лефевр В.А., 1965;
- Семёнов И.Н., 1973, 1985, 2005;
- Анисимов О.С., 1982;
- Лепский В.Е., 1988;
- Степанов С.Ю., 1985;
- Слободчиков В.И.;
- Карпов А.В.
-
Определения понятия
В современных психологических исследованиях рефлексия рассматривается в нескольких аспектах:
- как уровень функционирования и особое состояние сознания (Ф.Е.Василюк, Е.В.Улыбина, M.Y.Brown, D.Elkins и др.);
- как важнейший механизм самопознания и саморегуляции (Н.И.Гуткина, А.В.Захарова, И.С.Кон, В.И.Слободчиков, В.В.Столин, Х.Хекхаузен, M.Y.Brown и др.);
-
- как принцип существования индивидуального сознания и условие развития зрелой личности (Б.В.Зейгарник, Е.С.Мазур, В.И.Слободчиков, А.Б.Холмогорова, SJourard, C.Rogers и др.);
- как особая организованность мыследеятельности, связанная с порождением нового содержания (Н.Х.Алексеев, В.В.Давыдов, А.З.Зак, В.К.Зарецкий, И.Н.Семёнов, С.Ю.Степанов, Е.В.Улыбина и др.)
-
Определения понятия и механизм функционирования
Рефлексия понимается как
- переосмысление человеком культурно-детерминированных и индивидуально-переживаемых содержаний своего сознания в процессе разрешения личностью проблемно-конфликтных ситуаций
- в контексте осуществляемой жизнедеятельности;
- это концентрированное отражение в сознании различных смыслов;
- это движение в смыслах;
- это мышление о мышлении
-
Механизм работы рефлексии
Подобен механизму работы рефлектора – отражаясь с зеркальной поверхности, лучи концентрируются в одной точке и распространяют тепло по всей комнате, обогревая её.
-
Типология рефлексии
Интеллектуальная, личностная, диалогическая, коммуникативная, кооперативная, регулятивная, культуральная, экзистенциальная, духовная
Субъект может рефлексировать:
- свои поступки и образы собственного «я» как индивидуальности (личностный тип рефлексии);
- знания об объекте и способы действия с ним (интеллектуальный тип рефлексии);
- представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков (коммуникативный тип);
-
- знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия (кооперативный тип);
- представления о планировании, организации профессиональной деятельности, её целей, задач (регулятивный тип рефлексии);
- целостный образ, личностные основания, смыслы существования (экзистенциальный тип рефлексии)
-
Гуманизация образования
На современном этапе в нашей стране существуют разные концепции содержания образования, которые объясняют его как:
- педагогически ориентированные основы наук;
- совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены обучающимися;
- гуманистически ориентированные теории и технологии, предполагающие творческую активность личности.
-
Содержание образования
- Каждая из вышеперечисленных концепций связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и в обществе.
Социальный смысл концепций состоит в ответе на вопрос:
- Человек - цель или средство, он живет для государства или государство существует для него?
-
В психологии также обозначился переход от ответа на вопрос «Как обращаться с обучающимся, чтобы он более охотно и успешно усваивал содержание образования?» к ответу на вопрос «Каким должно быть содержание образования, чтобы обучающийся плодотворно развивался?»
-
Развитие рефлексивного мышления в профессиональном образовании
- Роль рефлексии в развитии профессиональных и личностных компетенций
- Технологии развития рефлексивного мышления:
- игромоделирование,
- моделирование проблемных ситуаций,
- тренинги,
- коучинг,
- рефлепрактикум
- Методы развития: игрорефлексика, проблемно-поисковые задания и упражнения, диалог, полилог, позициональная дискуссия, самонаблюдение, эссе…
-
Экспериментальные и прикладные исследования
- Исследования И. Н. Семёнова (1976)
- эксперимент на материале задачи «Цепь»
- Исследования развития рефлексивного мышления государственных гражданских служащих в профессиональном образовании (И. М. Войтик, 1996-2000).
- Исследование типов рефлексивного мышления (И.М.Войтик, Г.П.Алексеева, Ю. Ю. Кушнерова, Д.Ю., Мищенко, А. О. Самсонова)
- эксперимент на рефлексию личностного типа
- Исследования И. Н. Семёнова (1976)
-
Динамика рефлексивной оценки уровня профессионализма
- Сформированность личных ценностей и принципов
- Наличие чётких личных целей
- Стремление к постоянному саморазвитию
- Способность управлять собой
- Изобретательность, творческий подход к профессиональной деятельности
- Способность руководить
- Умение решать проблемы
- Знание современных управленческих подходов
- Высокая способность влиять на окружающих
- Умение обучать и развивать подчинённых
- Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы
-
Перспективные направления исследований
-
Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии
- Войтик, И.М.Методологические основы типологии рефлексивного мышления в профессиональном образовании /И.М.Войтик. //Философия образования. – 2011. - №6 (39). – С.47-56.
- Войтик, И.М.Методологические основы коммуникативного типа рефлексии в профессиональном образовании менеджеров /И.М.Войтик. //Рефлексивные процессы и управление: Сборник материалов VIII Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» 18-19 октября 2011 г., Москва. - М.: Когито-Центр, 2011. – С.68-72.
- Войтик, И.М.Интеллектуальный тип рефлексии в профессиональном образовании /И.М.Войтик. //Философия образования. – 2010. - № 4. – С. 51 – 56.
- Войтик, И.М. Психологическая культура госслужащих: рефлексивные технологии развития персонала / И. М. Войтик. // Международная научно-практическая конференция «Стратегическое планирование в системе государственного управления», Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. – Астана, 2009. – 0,2 а.л.
- Войтик, И.М. Развитие рефлексивного мышления руководителей органов власти в принятии решений // Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов VП Международного симпозиума 15-16 октября 2009г., Москва / под ред. В. Е. Лепского. – М.: Когито-Центр, 2009. - С. 69 - 72.
- Войтик, И.М. Технология формирования рефлексивного мышления в последипломном образовании государственных и муниципальных служащих Сибирского федерального округа / И. М. Войтик. // Инновационные технологии обучения в высшей школе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Сочи: Издательство Черноморской гуманитарной академии. - 2009. - Ч. 1. – С. 326 – 332.
-
- Войтюк, Д.К. Возможности использования рефлексивного практикума в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума «Рефлексивные процессы и управление», 11-13 октября 2005 г., г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, 2005. –www. reflexion.ru
- Войтюк, Д.К. Культура рефлексии как показатель адекватного профессионального становления практического психолога / Д. К. Войтюк, С.Г. Плотников. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума «Рефлексивные процессы и управление», 11-13 октября 2005 г., г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, 2005. –www. reflexion.ru
- Войтюк, Д.К. Особенности рискового поведения у подростков с разным уровнем рефлексивности / Д. К. Войтюк, С.Г. Плотников. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума «Рефлексивные процессы и управление», 11-13 октября 2005, г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – www. reflexion.ru
-
- Кушнерова, Ю.Ю. Особенности развития кооперативного типа рефлексии у студентов-менеджеров и работающих специалистов // Международная научно-практическая Интернет-конференция «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2009» с 21 по 28 декабря 2009 г. – Украина, г. Одесса, 2009.
- Кушнерова, Ю.Ю. Влияние развития рефлексии у менеджеров на эффективность принятия управленческих решений // Международная научно-практическая конференция «Стратегическое планирование в системе государственного управления», Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. – Астана, 2009.
- Кушнерова, Ю.Ю. Философские категории в рамках рефлексивного подхода / Ю.Ю.Кушнерова. // Философия образования. – 2008. - №1.
-
- Самсонова, А.О. Развитие интеллектуального типа рефлексии в профессиональном обучении /А.О.Самсонова. // Материалы XLVIII Международной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», 10-14 апреля 2010 г. : Управление. – Новосибирск: СибАГС, 2010. – С. 153 – 154.
- Самсонова, А.О.Развитие интеллектуально-рефлексивных способностей в высшем профессиональном образовании /А.О.Самсонова, И.М.Войтик, И.Н.Семёнов. //Рефлексивные процессы и управление: Сборник материалов VIII Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» 18-19 октября 2011 г., Москва. - М.: Когито-Центр, 2011. – С.72 – 74.
- Самсонова, А.О. Рефлексивно-гуманистический подход в преподавании психологических дисциплин /А.О.Самсонова. //Философия образования. – 2011. - №6 (39). – С. 245 – 250.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.