Содержание
-
Социальная психология отношений и общения
1.Понятие и виды социальных отношений. 2. Понятие и виды общения.
-
Социальные отношения - это отношения между социальными группами или их членами.
Несколько иной пласт отношений характеризует понятие «общественные отношения», под которыми понимают многообразные связи, возникающие между названными общностями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
-
Отношения классифицируют по следующим основаниям:
с точки зрения владения и распоряжения собственностью (классовые, сословные); по объему власти (отношения по вертикали и по горизонтали); по сферам проявления (правовые, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные); с позиции регламентированности (официальные, неофициальные); исходя из внутренней социально-психологической структуры (коммуникативные, когнитивные, конативные и пр.).
-
Кроме ПОНЯТИЯ «общественные отношения», в науке широко используется И понятие «человеческие отношения». Оно, как правило, применяется для обозначения всевозможных субъективных проявлений человека в процессе его взаимодействия с различнымиобъектами внешнего мира, не исключая и отношение к самому себе.
Человеческие отношения выражаются в виде производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических, эстетических и т.д.
-
Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.).
Это множество предопределяется разнообразием функционально-производственных связей человека, которые задаются нормативами профессионально-трудовой деятельности и в то же время возникают стихийно по мере необходимости решения новых проблем.
-
Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя.
-
Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, которая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей.
В центре этих отношений находится человек, который рассматривается как самоценность. По проявлению нравственных отношений человек определяется как «хороший-плохой», «добрый-злой», «справедливый-несправедливый» и т.п.
-
Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений.
-
Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, о таинствах его души, идеальных свойствах психики, духовных и нравственных основах существования.
Религиозные отношения воплощаются в ролях верующего или неверующего. В зависимости от вероисповедания человек может быть православным, католиком, протестантом, магометанином и т.д.
-
Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен.
-
Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью. То, что для одного человека может быть привлекательным, для другого - нет.
-
Понятие и виды общения
-
Говоря об общении, обычно имеют в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляются обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности.
Схематично общение можно представить следующим образом: передатчик, отправитель; получатель, приемник, адресат; канал связи; шум, сигнал; код, декодеру
-
К структуре общения относятся:
коммуникативно-информационный компонент, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе которого лежит психологический контакт; познавательный аспект, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга; -интерактивная (контактная) сторона, связанная с процессом воздействия, поведения.
-
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают
вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные(неречевые) средства общения.
-
Устный язык, отличающийся по ряду параметров от письменного, имеет свои правила и даже грамматику. Основное его преимущество перед письменным языком заключается в экономности, т. е. для устной передачи какой-либо мысли требуется меньше слов, чем для письменной. Экономия достигается благодаря иному порядку слов пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного языка являются речевые ошибки, многозначность. Преимущества устного языка проявляются и там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, а также в условиях дефицита времени при защите своей чести и достоинства.
-
В межличностном общении обычно применяются письменный и устный язык.
Преимущества письменного языка становятся решающими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменным языком, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.
-
Невербальные средства общения нужны, в частности для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; выражать эмоции, отражать истолкование ситуации.
-
Невербальные средства общения делятся на три группы:
1. Визуальные: кинесика (движение рук, ног, головы, туловища); направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз; выражение лица; поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста); кожные реакции (покраснение, испарина); дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).
-
2. Акустические (звуковые): связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «хлюпанье» носом и т. п.).
-
3. Тактильные (связанные с прикосновением): -физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); -такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).
-
Общение многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. Общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятий, мышления.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.