Содержание
-
Заявка на присвоение статуса муниципальной экспериментальной площадки Муниципальному дошкольному образовательному учреждениюдетский сад комбинированного вида №19 «Светлячок» при реализации научно-исследовательского проекта
«Создание психолого-педагогических условий для развития высших психических функций и эмоционально-волевой сферы детей 4-7 лет с задержкой психического развития» ВОЛЖСК, 2012
-
1. Информационная характеристика научно – исследовательского проекта.
АВТОРЫ ПРОЕКТА:заведующая МОУ ДОУ №19 «Светлячок» Бизяева Марина Александровна, кандидат психологических наук, педагог-психолог ЦПМСС «Лабиринт» Митюхина Наталья Петровна. НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:к.псх.н. Митюхина Наталья Петровна. СОРУКОВОДИТЕЛИ: методист МОУ ДОУ №19 «Светлячок» Башева Анастасия Владимировна. ОРГАНИЗАТОР ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ (ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ): заведующая МОУ ДОУ №19 «Светлячок» Бизяева Марина Александровна. КООРДИНАТОРЫ ПРОЕКТА: Климина Надежда Викторовна методист муниципального отдела образования городского округа «Город Волжск», учитель высшей категории.
-
ИСПОЛНИТЕЛИ: воспитатель первой квалификационной категории: Чумукова Наталия Ивановна; воспитатель второй квалификационной категории: Архипова Людмила Михайловна; учитель-логопед высшей квалификационной категории: Шагимуратова Асия Камилевна учитель-дефектолог первой квалификационной категории: Сахарова Эльназ Халфалиевна; психолог: Волженцева Екатерина Анатольевна. БАЗА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ: Мунициапльное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19 «Светлячок». ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА:составить программу по коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей детей 4-7 лет с задержкой психического развития.
-
2. Обоснованность значимости исследовательской инициативы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. В ДОУ специалистам необходимо проводить специальную, разностороннюю и достаточно длительную работу с детьми, имеющими задержки в психическом развитии (ЗПР), направленную на анализ и устранение причин отставания таких детей в развитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы. ПРОБЛЕМАзаключается в том, что в настоящее время комплексной программы для работы с дошкольниками с 4-х лет с ЗПР не существует. Кроме того, в одной группе могут находиться дети как с выраженной задержкой психического развития (в некоторых случаях трудно устранимой или тяжелой), так и со слабым отставанием в психическом развитии, близком к нормативному. Сами по себе ЗПР могут иметь разный, индивидуально своеобразный характер. Все эти дети требуют различного психолого-педагогического подхода в работе с ними, и такая работа должна, в идеале, проводится с каждый ребенком по индивидуальной программе с участием нескольких специалистов: воспитателей, логопеда, психолога и дефектолога.
-
3. Понятийно-категориальный аппарат.
Под ЗПР в данном случае понимается отставание детей в психическом развитии от нормы (нормой считается уровень и динамика психического развития нормальных, здоровых детей соответствующего возраста, устанавливаемая при помощи специальных математико-статистических методов и процедур). Проявления ЗПР включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность или задержку развития познавательной деятельности. Проявления, причины и следствия ЗПР могут быть самыми разными.
-
Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70— 80-е гг. Исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях: 1) задержка психического развития конституционального происхождения; 2) задержка психического развития соматогенного происхождения; 3) задержка психического развития психогенного происхождения; 4) задержка психического развития церебрально-органического генеза.
-
4. Программа исследования.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Особенности эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7-летнего возраста с ЗПР. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Задержки в психическом развитии детей 4-7-летнего возраста, их причины и способы устранения. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Выяснить и устранить причины задержек в развитии эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7-летнего возраста в интегрированных группах ДОУ комбинированного вида. ЗАДАЧИ: 1. Изучить и оценить уровень развития эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7-летнего возраста. Выяснить его соответствие норме и установить отклонения от нормы. 2. Выяснить причины отставания детей 4-7-летнего возраста в психическом развитии. 3. Разработать программу коррекции отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7-летнего возраста. 4. Устранить недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы и психических процессов детей с помощью работы с детьми по данной программе. 5. Сформулировать выводы и практические рекомендации для воспитателей детского сада, учителей и родителей по работе с детьми 4-7-летнего возраста с задержками психического развития.
-
ГИПОТЕЗЫ: 1. Причинами ЗПР детей 4-7-летнего возраста являются следующие: неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка. 2. Эти причины и связанные с ними ЗПР детей можно устранить, при использовании: - проведения ранней диагностики ЗПР, определения ее характера; - установления точных причин ЗПР; разработки и реализации в работе с каждым ребенком индивидуальной коррекционно-развивающей программы с участием воспитателей, дефектолога и психолога. МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ: Теоретические:исследование литературы по изучаемой проблеме, позволяющее выяснить степень разработанности проблемы в научном и практическом плане. Формулировка и обоснование предположений о формах и причинах ЗПР, встречающихся у детей 4-7-летнего возраста. Эмпирические: наблюдение, тестирование, беседа, коррекционно-развивающая экспериментальная работа с детьми. Статистические: в качестве вспомогательных использованы методы статистической обработки результатов исследования. t-критерия Стъюдента для связных и несвязных выборок, критерий Вилкоксона для связанных совокупностей.
-
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ЭКСПЕРИМЕНТА: концептуальной основой исследовательской и практической работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных детских, педагогических и клинических психологов, психотерапевтов и дефектологов (М.И. Буянов, Т.А. Власова, А.И. Захаров, К.С. Лебединская, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Рейдибойм, А. Валлон, Р. Заззо, Р.Д. Триггер, А. Штраус, Л. Летинен и др.). В своем исследовании мы также опирались на известные программы работы с детьми соответствующего возраста, в том числе на следующие: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Программа Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Коррекционное воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи». Технология С. А. Мироновой «Развитие речи детей на логопедических занятиях». Программа С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
-
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ: Законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена: Конституцией РФ; Закон РФ «Об образовании»; Проект Федерального Закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)"; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии. Утверждено Постановлением РФ от 31 июля 1998г. № 867 (ред. От 10.03.2009); «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико – социальной помощи», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867 (ред. от 10.03.2009) Перечень законодательства Российской Федерации в области прав ребенка. Семейный кодекс РФ ( № 223-ФЗ от 29.12.1995 г. в редакции 02.01.2000 г.) О защите прав несовершеннолетних (ст. 47-53, ст. 54-165). Федеральный Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (№ 124-ФЗ от 24.07.1998 г. в редакции 20.07.2000 г.) Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
-
НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА: НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Систематически изучены причины задержек в развитии эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7-летнего возраста в интегрированных группах ДОУ комбинированного вида. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ. Показана, выраженная на фоне общего отставания, неравномерность развития психических процессов у детей с ЗПР как одна из наиболее характерных их особенностей. Доказана возможность психологической диагностики и психологической коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов у детей с ЗПР с 4-летнего возраста. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА. Показана динамика развития детей с задержкой психического развития с 4-летнего возраста, что обосновывает необходимость специальной педагогической помощи этим детям. Предложены методы изучения эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей с задержкой психического развития, которые могут быть использованы при составлении диагностического психолого-педагогического комплекса в ДОУ комбинированного вида, в целях повышения эффективности психологического сопровождения детей с проблемами в развитии в процессе их обучения.Доказана эффективность примененного комплекса диагностических психологических методик для выявления детей с задержкой психического развития в 4-летнем возрасте. Выделены наиболее диагностичные методики для определения школьной готовности.
-
5. Основные этапы эксперимента и прогнозируемые результаты
1-Й ЭТАП (2011Г.).Определение проблемы исследования и его отдельных концептуальных положений, формулировка гипотезы исследования, его цели и задач.Анализ теоретических источников с целью установления степени разработанности исследуемой проблемы. Изучение опыта психолого-педагогической деятельности по составлению коррекционно-развивающих программ для детей 4-7 лет с задержкой психического развития. 2-Й ЭТАП (2012Г.). Проведение констатирующего эксперимента с целью обоснования актуальности проблемы, определения уровня развития эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7 лет с задержкой психического развития. Разработка и обоснование плана проведения основной экспериментальной работы. 3-Й ЭТАП (2012–2013 ГГ.) – основной этап, на котором осуществляется практическая реализация коррекционно-развивающей программы целенаправленного развития эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7 лет с задержкой психического развития. Формирующий эксперимент позволит выявить условия, закономерности и методы развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 4-Й ЭТАП (2013-2014ГГ.) – завершающий этап, на котором осуществляется математическая обработка, осмысление и интерпретация полученных результатов, литературное и техническое оформление работы.
-
1-Й ЭТАП (2011Г.). Подготовительный, 2011г. Цель: Создание условий для проведения эксперимента
-
2-3 ЭТАПЫ (2012-2013Г.). Практический (формирующий эксперимент). Цель: создание коррекционно-развивающей программы целенаправленного развития детей 4-7 лет с задержкой психического развития.
-
4 этап Обобщающий, 2013-2014гг. Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
-
При реализации проекта «Коррекция эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7 лет с задержкой психического развития» (далее Проект) необходимо соблюдать общие принципы построения коррекционно-педагогического процесса. Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса является принцип индивидуально - дифференцированного подхода. Он предполагает создание педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей каждого воспитанника специального детского сада. Необходимо реализовать потенциальные возможности каждого ребенка, обеспечить полноценное развитие личности. Применительно к детям с ЗПР личностно-ориентированный подход предполагает воздействие не только на познавательную сферу, но и обеспечение условий для преодоления черт эмоционально-личностной незрелости, характерных для многих из них.
-
Для реализации Проекта необходимы мероприятия, направленные на развитие и оздоровление детей:
формирование у детей представлений о здоровом образе жизни; - разработка гибкого режима дня, который позволял бы учитывать изменения в состоянии здоровья детей в зависимости от времени года, метеоусловий и др.; - введение в «Режим дня» и во время проведения занятий специальных моментов, предотвращающих нервно-психическую перегрузку детей (гимнастика, релаксация, смена видов деятельности и др.); - реализация плана оздоровительных мероприятий: закаливание, профилактика острых респираторных заболеваний (ОРЗ), фито- и витаминная терапия и др.; - применение здоровьесберегающих технологий; - создание психологически комфортных условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка. - организация медицинского контроля за состоянием здоровья детей.
-
Создание специальной методической службы:
- привлечение к реализации проекта научного руководителя (к.псх.н.); - создание на базе учреждения «Совета по коррекционной работе», в который входят наиболее квалифицированные специалисты: старший воспитатель, дефектолог, психолог, логопед; - создание банка данных для методического сопровождения коррекционно-развивающей работы (коррекционно-развивающие и диагностические методики, развивающие игры, специальная литература и др.); - установление прямых связей с вышестоящими методическими службами с целью повышения уровня профессиональной квалификации и взаимодействия при организации и проведении методических мероприятий.
-
Создание специальных условий для реализации коррекционно-образовательной программы:
- создание диагностической службы, в том числе психолого-педагогического консилиума; - построение коррекционно-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, уровня психического развития и актуального уровня знаний, представлений, умений детей с ЗПР; - создание специальных образовательных условий (кабинетов специалистов, специальной коррекционной зоны в групповой комнате для проведения «коррекционного часа», релаксационного уголка - места, где ребенок может уединиться, отдохнуть и др.); - наполнение педагогического процесса современными коррекционно-развивающими методиками, новыми информационными технологиями, дидактическими пособиями, атрибутикой и игрушками.
-
Организация взаимодействия с семьей.
- активное вовлечение семьи в работу дошкольного учреждения; - консультирование родителей по проблемам развития их детей; - обучение родителей доступным им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи; - организация обратной связи родителей с детским учреждением.
-
Предварительные расчеты
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:воспитатели 1 категории – 1 чел. 2 категории – 1 чел.; психолог – 1 чел.; учитель-логопед высшей категории – 1 чел.; учитель-логопед 1 категории – 1 чел.; учитель-дефектолог – 1 категории – 1 чел.; воспитатель по ФИЗО – 2 категории 1 чел.; музыкальный руководитель 1 категории – 1 чел. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:наличие руководителя, научные консультации в МИО, отевтственного организатора проекта, координатора проекта, психологической поддержки участников проекта. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: оплата участникам проекта из фонда учреждения. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: наличие кабинетов педагога-психолога и учителя-логопеда, музыкального и спортивного залов.
-
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ. Проект планируется финансировать из бюджетных и внебюджетных источников, спонсорских пожертвований. ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА. Распространение опыта работы на городких и республиканских семинарах; Освещение работы по реализации Проекта в СМИ; Выпуск буклетов; Выпуск методического пособия «Создание психолого-педагогических условий для развития высших психических функций и эмоционально-волевой сферы детей 4-7 лет с задержкой психического развития. Из опыта работы МОУ ДОУ №19 «Светлячок» г.Волжска».
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.