Содержание
-
Управление развитием муниципального образования(курс лекций)
-
сформировать представление студентов о современных принципах стратегического управления социально-экономическим развитием территории, рассмотреть направления и технологии стратегического управления. Цель дисциплины Курс направлен на выработку у студентов представления о способах и механизмах стратегического управления муниципальной территорией.
-
изучение теоретических и методологических основ стратегического управления социально-экономическим развитием территории, овладение понятийным аппаратом дисциплины, освоение принципов, методов, функций и инструментария стратегического управления территорией, приобретение теоретических и практических навыков разработки, принятия и реализации стратегических альтернатив в сфере социально-экономического развития территории и осуществления стратегического выбора в современных условиях. Задачи дисциплины
-
В последние годы государственному и муниципальному стратегическому управлению уделяется повышенное внимание: разрабатываются Федеральные целевые программы, концепции стратегического развития страны, регионов и муниципальных образований, программы социально-экономического развития территорий. Ключевые аспекты дисциплины Знание основ государственного и муниципального стратегического управления, а также тенденций развития новых технологий менеджмента создает фундаментальную базу профессиональной подготовки управленческих кадров и выпускников вузов, способных успешно работать в условиях модернизации экономики и системы государственного управления.
-
По изучению курса студент должен: знать основы стратегического управления, основные принципы и инструменты стратегического управления территорией, быть способным научно подходить к пониманию общей сути стратегического управления муниципальной территорией; уметь анализировать социально-экономическое положение территории, оценивать ее потенциал и определять точки роста и полюса экономического развития; уметь осуществлять адекватный стратегический выбор; уметь разрабатывать пути реализации механизма стратегического управления территорией; уметь анализировать и предлагать пути оптимизации муниципального управления, исследовать эффективность действующих инструментов и механизмов стратегического управления. Ключевые аспекты дисциплины
-
Тема 1: Основы (введение) курса «Управление развитием МО»
-
Рассмотрим основные понятия:РазвитиеУправлениеМуниципальное образование
-
Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью и системой целей. Если эта направленность положительная, социально полезная, то говорят о прогрессе; если она отрицательная, то это регресс или деградация. Развитие Развитие - это движение вперед, формирование новых целей, становление новых системных, структурных характеристик. Развитие означает рост, расширение, улучшение, совершенствование. Развитие - это изменение, связанное с возникновением качественно нового состояния. Любой объект может приобрести новые черты в техническом, экономическом, социальном, физиологическом, функциональном, эстетическом, экологическом или любом другом смысле.
-
Этот процесс имеет три важнейшие составляющие: повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования; создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства; увеличение степени личной свободы людей, в том числе их экономической свободы. Развитие фирм, организаций, стран и регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей. Развитие имеет целенаправленность Основной, интегральной целью социально-экономического развития территорий является улучшение качества жизни населения.
-
Муниципальное образование как сложная социально-экономическая система должна одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленностью на благоприятные изменения.
-
Виды МО: сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода. Сельское поселение входит в состав муниципального района. городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов. муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия. В соответствии со статьей 2 ФЗ № 131-ФЗ в РФ существовало 5, теперь 7 видов муниципальных образований: Муниципальное образование
-
городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения[ внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ введено два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования; внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Виды МО:
-
В результате муниципальной реформы количество муниципальных образований растет с 12 тысяч в 2003 году до 22 тысяч в 2014 году. Данные о количестве муниципальных образований в Российской Федерации постоянно меняются, так как во многих регионах происходят преобразования состава муниципальных образований.
-
Количество муниципальных образований в России
-
Количество муниципальных образований в Челябинской области
-
владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организация функционирования практически всей инфраструктуры района, города, поселения за исключением инфраструктуры регионального и федерального значения. К компетенции местного самоуправления отнесена также и организация функционирования социального сектора муниципалитетов: обеспечение прав граждан на образование (около 40% бюджетных расходов муниципальных образований), здравоохранение (20%), обеспечение услугами жилищно-коммунального хозяйства (15%), социальная защита, культурное обслуживание и т.д. ФЗ № 131 не только очертил общие принципы территориальной организации местного самоуправления, но и определил его экономическую основу. Закон достаточно четко прописал вопросы, отнесенные к компетенции органов самоуправления муниципальных образований. Это:
-
Статьей 15 части 1-й закон определил и средства для реализации «вопросов местного значения» – собственные материальные и финансовые ресурсы, за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако исторически сложившаяся дифференциация развития городов и поселений сформировала условия для значительных различий в обеспеченности собственными доходами различных типов муниципальных образований. Так, на долю городских округов, по оценкам экспертов, приходится около 65% всех налоговых поступлений, на долю муниципальных районов – около 30%, на долю поселений – всего 5%. В результате этого более 80% муниципальных образований в настоящее время являются дотационными. В 65% местных бюджетов доля межбюджетных трансфертов превышает 50%, в том числе в 50% местных бюджетов она выше 75% .
-
-
-
В условиях дотационности целевое, эффективное управление бюджетными средствами и муниципальным имуществом приобретает особое, первостепенное значение и во многом зависит от качества управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.
-
-
В современной литературе управление рассматривается, в зависимости от предмета и объекта исследования, с нескольких точек зрения: как система, элемент (подсистема), как функция, как вид деятельности и как процесс. При исследовании аспектов, касающихся управления развития муниципальных образований, наиболее целесообразен комплексный подход. Это обосновывается тем, что, во-первых, система управления социально-экономического развития любого муниципального образования является сложной системой. Она состоит, как минимум, из трех основных организационно-хозяйственных подсистем (подсистемы управления муниципальным имуществом, подсистемы управления экономическим развитием, подсистемы управления социальным развитием) и одной финансовой подсистемы – подсистемы управления бюджетом. Управление
-
В-четвертых, территориальное управление, основным принципом реализации которого является непрерывность – это не какое-то единовременное управленческое действие или воздействие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий, складывающихся в совокупности в единый процесс управления. Во-вторых, она сама является важным элементом и подсистемой общей системы территориального управления. В-третьих, территориальное управление, если рассматривать его с точки зрения поуровневого распределения властных полномочий и предметов ведения, это набор закрепленных за теми или иными органами исполнительной и представительной власти функций и видов деятельности.
-
Системный подход к изучению любого сложного процесса предполагает выделение субъектов, объектов управления и выявление полной совокупности элементов, их составляющих. Исходя из этого, территориальное управление может быть представлено и как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления в целях достижения запланированных результатов.
-
Объектом муниципального управления является муниципальное образование – территория, на которой осуществляется местное самоуправление, а также хозяйствующие субъекты и ее основной элемент – население муниципального образования. Совокупность элементов, формирующих субъект управления на уровне муниципального образования, достаточно проста. Она включает в себя главу муниципального образования, представительный, исполнительно-распорядительный, иные органы, закрепленные в уставе МО, хозяйствующие субъекты и население. Субъект управления Объект управления Предметом муниципального управления является регулирование всех социальных и экономических процессов, происходящих в границах МО. Предмет управления
-
И объекты, и субъекты местного самоуправления функционируют в единой информационно-правовой среде. Основными компонентами информационно-правовой среды являются федеральные, региональные и муниципальные правовые акты, регулирующие процессы местного самоуправления, и информационно-коммуникационная сфера (первичная, бухгалтерская и статистическая отчетность, исполнительно-распорядительные документы, прогнозы развития, планы и программы деятельности, анализы, иные информационные ресурсы и средства коммуникаций), обеспечивающая взаимосвязь управленческих процессов.
-
Население само выбирает органы местного самоуправления, само несет ответственность за свой выбор и свои решения. Во многих случаях население сейчас вынуждено само и за свой счет решать вопросы местного значения. Однако, выбрав органы местного самоуправления, население становится объектом регулятивных действий выбранной им же самим власти, т.е. источник жизнедеятельности власти ею же и регулируется. Особенностью системы местного самоуправления является то, что население МО является одновременно и субъектом, и, как основная часть местного сообщества муниципального образования, объектом управления.
-
Система управления социально-экономическим развитием муниципальных образований, в отличие от регионов, достаточно проста и малоиерархична. Например, в большинстве случаев глава муниципального образования возглавляет и местную администрацию. В то же время, каждый субъект управления, включая население муниципального образования, обладает конкретными правами или полномочиями, имеет право принимать управленческие решения и осуществлять управляющие воздействия на объект управления.
-
Управление развитием МО - это специально организуемые системные действия, направленные на обеспечение устойчивого и сбалансированного воспроизводства социального, хозяйственного и природного потенциалов территории при позитивной динамике параметров уровня и качества жизни населения.
-
Такие действия могут осуществлятьсяи локально (органами местного самоуправления), и регионально (органами власти и управления субъектов федерации и их ассоциациями), и на общегосударственном уровне (Правительством и Федеральным собранием).
-
Основные подходы к управлению территориальным развитием Классиком данного подхода считается Велихов Л.А., который под муниципальным хозяйством понимал деятельность муниципалитета (городского управления). Эта деятельность характеризуется тем, что осуществляется «по уполномочию» населения, «с разрешения» правительства, с целью удовлетворения коллективных потребностей через распоряжение хозяйственными средствами. Муниципальный подход.
-
Основные подходы к управлению территориальным развитием «Инженерный» подход. Инженерный» подход (Веселовский С.Б., Давидович В.Г.). Этот подход отличается еще большей узостью и трактует коммунальное хозяйство как совершенствование инженерной инфраструктуры, а развитие только как техническое совершенствование инфраструктуры территории.
-
Основные подходы к управлению территориальным развитием Градоведческий подход. Градоведческий подход (Диканский М.Г., Френкель З.Г.) имеет определенные сходства с муниципальным подходом. В частности, предмет исследования – совокупность предприятий и учреждений, размещенных на данной территории (в градоведческом подходе - город, в муниципальном - муниципальное образование). Развитие в данном подходе трактуется очень абстрактно – это развитие, которое соответствует потребностям настоящего без ущерба будущим поколениям. Отсутствие четких критериев развития территорий можно отметить как основной недостаток этого подхода.
-
Основные подходы к управлению территориальным развитием Системный подход. Системный подход (Гутнов А.Э., Шмульян Б.Л., Емельянов С.В.). Объектом изучения является поселение людей как сложная система, состоящая из элементов и подсистем, связанных между собой различными взаимосвязями. Поселение нельзя изучать иначе как по подсистемам, так как, подчиняясь целостной системе, каждая из подсистем обладает относительной самостоятельностью, внутренней структурой и т.д. Хозяйство рассматривается как одна из подсистем сложной системы, а процесс развития заключается в возрастании сложности системы. Основной недостаток подхода - механистичность.
-
Основные подходы к управлению территориальным развитием Концепция местных сообществ. Концепция местных сообществ (Р. Шаффер, С. Деллер, кубанская школа местных сообществ) имеет наиболее широкий объект исследования, включающий в себя частичные компоненты всех перечисленных подходов - местное сообщество. Особенностью данного подхода является учет факторов среды. Все процессы, происходящие в местном сообществе, происходят в пределах среды обитания, которую характеризует множество факторов, влияющих на процесс развития. Данный подход отличает понимание сущности развития как процесса взаимодействия и объединения усилий населения и власти.
-
В XXI веке в современной науке преобладают подходы, основанные на широком участии населения. Основные подходы к управлению территориальным развитием Системный корпоративный подход. Корпоративный метод развития территорий обосновывает и отстаивает с середины 90-х годов прошедшего века С.Б. Мельников, представляющий его как механизм самоуправления развитием экономики, глубоко уходящей своими корнями в артельно-общинное хозяйствование на Руси, народовластие и совместное владение землей.
-
Основные подходы к управлению территориальным развитием Инкорпоративный подход. Разработан группой научных работников и программа «Социальной и экономической поддержки интересов населения городов (районов)» – (СЭПИН). Инкорпоратизм понимается на нынешнем этапе как способ организации общественной жизни на местном уровне, при котором устойчивость социально-экономического положения МО формируется путем трансформации отношений собственности на территории. Трансформация инкорпоративных отношений должна основываться на установлении совместного владения муниципальной собственностью, самоуправлении, договорных принципах между различными уровнями власти, возрождении духовности и культуры в местном сообществе. Трансформация инкорпоративной собственности предполагает, что владение ею – совместное и равное, а управление – профессиональное, на основе конкурсного, контрактного найма компетентных управляющих. Однако это не получило до последнего времени практического применения, что является препятствием для освоения нового подхода в хозяйствовании на местном уровне.
-
Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования
-
Система комплексного социально-экономического развития муниципального образования Стратегическое планирование
-
Показатели оценки управления развитием МО Подходы к решению задачи оценки управления: Оценка отдельных индикаторов. Этот метод основан на оценке отдельных индикаторов, таких как объем промышленного производства, инвестиции в основной капитал, денежные доходы населения и т.д. Он достаточно прост и позволяет судить о тенденциях развития МО, однако, он не дает системного представления о результативности управления.
-
2. Сравнение действительных результатов управления с возможными результатами развития без осуществления управленческих воздействий. Этот метод основывается на идее сравнения результатов развития МО, полученных в результате осуществления управленческих воздействий, с результатами, которые могли бы иметь место при их отсутствии. Данный подход понятен в содержательном плане, эффект оценивается по приращению показателей, но его практическая реализация довольно затруднена. Показатели оценки управления развитием МО Подходы к решению задачи оценки управления:
-
3. Соизмерение издержек и выгод. Метод основан на анализе издержек и выгод от управленческих воздействий. Проблемы его применения связаны со сложностью количественной оценки результатов управления и необходимостью учета положительных и отрицательных внешних эффектов. Показатели оценки управления развитием МО Подходы к решению задачи оценки управления:
-
Показатели оценки управления развитием МО Подходы к решению задачи оценки управления: 4. Оценка степени достижения поставленных целей. Достоинством является возможность непосредственной оценки достигнутых результатов. Проблемы применения целевого метода связаны с необходимостью количественного определения целей управления. Кроме этого, управление оказывает комплексное влияние на экономику, поэтому достижение одной конкретной цели может быть сопряжено с негативными последствиями для других аспектов развития МО.
-
оценка степени достижения главных целей социально-экономического развития МО результативность макроэкономического регулирования территориальной системы эффективность производства общественных товаров и услуг. Оценка управления социально-экономическим развитием МО 3 направления:
-
Устойчивость развития местных территорий Потребности человека, технологическое развитие, глобализация экономических и социальных процессов предъявляют требование не простообеспечить высокий уровень жизни, а достичь его постоянной положительной динамики. Поэтому следует говорить об устойчивости территориального развития, то есть о постоянном положительном изменении основных экономических и социальных показателей территории, их соответствия основным параметрам государства и мировым тенденциям в целом.
-
В целом на уровне региона (МО) можно рассматривать в качестве наиболее адекватных следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития: ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей; средний уровень доходов населения и степень их дифференциации; продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей; уровень образования; уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования; уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами «Скорой помощи», качество предоставляемых медицинских услуг); состояние окружающей среды; равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса; обогащение культурной жизни людей.
-
Поэтому развитие территории (МО) должно быть направлено: - на получение долгосрочных конкурентных преимуществ территории; - на формирование системы воспроизводства основных параметров конкурентных преимуществ; - на формирование среды стимулирующей и поддерживающей инновации и развитие; - формирование внутренних источников развития территории.
-
- устойчивость внутреннего рынка перед внешними воздействиями (конкуренты, поставщики, внешняя ресурсная зависимость и т.д.); - устойчивость внутреннего рынка перед внутренними воздействиями (демографическая ситуация, ограниченность различных видов ресурсов и др.); - способность к инновационному воспроизводству и развитию. Другими словами, мы должны предусматривать меры по поддержанию и воспроизводству устойчивости экономики территории (МО), которая предусматривает:
-
Для обеспечения устойчивого развития территорий на местном уровне (городов, местных поселений и др.) учеными и практиками предлагается использовать определенные положения устойчивости развития местных территорий. 1. В новых населенных пунктах или кварталах городов создается гуманная этажность жилых объектов (не выше 5 этажей), планировочные решения учитывают создание удобной транспортной инфраструктуры, легкую доступность административных, деловых и торговых центров, социальных учреждений. 2. Застройка ведется по принципу ячеек, то есть создаются зеленые дворы, детские площадки; деловые кварталы с высотным строительством отделяются от жилых зеленых районов. 3. При создании транспортной инфраструктуры предпочтение отдается наиболее приемлемому с экологической точки зрения транспорту (троллейбусы, трамваи, фуникулеры, надземные и наземные электропоезда и т.д.); серьёзное внимание уделяется развитию общественного транспорта; стимулируется и поддерживается пользование велосипедами. 4. Выполняется достоверный расчёт парковочных мест вблизи жилых массивов и административно-деловых центров в привязке к демографическому и экономическому развитию региона. 5. Большое внимание уделяется благоустройству территорий, то есть создаются искусственные водоемы, парки, обустраиваются набережные. 6. Рассчитывается функциональное назначение каждого квартала, с учётом демографических перспектив, региональной экономической специфики и реалий макроэкономики.
-
7. При создании инженерной инфраструктуры учитывается возможность использования локальных источников возобновляемой энергии в каждом квартале. 8. Закладывается возможность использования внутридомовых энергосберегающих технологий (устройства для обеспечения естественной вентиляции и освещения) в привязке к возможностям региональной энергосистемы. 9. Создается эффективная система водоснабжения и водоотведения канализация с максимальной первичной очисткой перед сбросом в водоемы) в комплексе с локальными системами рециркуляции использованной воды, очистки так называемых «серых» вод, то есть использованных в хозяйственных целях. 10. Создается система раздельного сбора твердых бытовых отходов, максимальной рециркуляции вторичных материалов, прорабатываются удобные для населения схемы по компостированию нетвердых бытовых отходов. 11. Архитектурный облик зданий согласовывается с особенностями местного ландшафта, с имеющимися национальными архитектурными традициями. Для обеспечения устойчивого развития территорий на местном уровне (городов, местных поселений и др.) учеными и практиками предлагается использовать определенные положения устойчивости развития местных территорий.
-
12. Создаются объекты социальной инфраструктуры, необходимые для образовательно-культурного и духовного развития здорового, творчески активного общества, причем с учётом различия возрастных групп и стимуляцией общества к активному взаимодействию. 13. Комплексное решение проблемы с рационализацией сортировки и переработки мусора. 14. Стимуляция отношений в территориальных сообществах: - деловые отношения в рамках сообщества, местный рынок для своих, бартерные отношения; - совместные мероприятия: постройка новых домов для членов сообщества, сборы фондов в рамках развития проектов членов сообщества, сборы в рамках медицинской помощи отдельным членам, совместная уборка территорий (субботники), посадка деревьев, фестивали, ярмарки, праздники; - постоянные собрания членов коммуны для выработки общей стратегии, решения по вопросам текущей жизни принимаются совместно; местная самоуправляемая демократия. 15. Развитие полноценной местной экономики в рамках небольших сообществ и малого бизнеса, обеспечивающего разнообразие, самоокупаемость и самодостаточность. Таким образом, управление устойчивостью как свойством системы сохранять свое первоначальное состояние покоя или движения в условиях внешних воздействий является одним из важнейших и для управления территориальным развитием.
-
Направления анализа социально-экономического положения муниципального образования
-
Структура концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования
-
Основные этапы разработки концепции комплексного социально- экономического развития муниципального образования
-
Механизмом реализации задач социально-экономического развития всей страны и отдельных территорий являются целевые программы.
-
Классификация целевых программ Существует множество видов целевых программ, которые можно классифицировать по статусу, назначению, срокам, направленности и механизмам реализации.
-
Инвестиционный потенциал территории муниципального образования
-
Основными различиями между централизованными и ведомственными целевыми программами являются: уровень утверждения (централизованные программы утверждаются высшим органом исполнительной власти соответствующего уровня, а ведомственные – соответствующими субъектами бюджетного планирования); межотраслевой (централизованные программы) или внутриотраслевой (ведомственные программы) характер и значение; содержание программных мероприятий (централизованные программы, как правило, включают крупные по объему работ, срокам и финансированию мероприятия, ведомственные предусматривают реализацию менее крупных мероприятий или программное объединение расходов на предоставление определенного вида услуг); источник финансирования (централизованные программы финансируются непосредственно из бюджетов, а ведомственные - за счет средств, выделенных бюджетами конкретным субъектам бюджетного планирования).
-
Муниципальная целевая программа в общем случае должна включать следующие разделы: описание проблемы, на решение которой направлена целевая программа; социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществления данной программы; цели, задачи, сроки и этапы реализации программы, а также целевые индикаторы и показатели, характеризующие достижение ее результатов; система программных мероприятий; механизм реализации программы; ресурсное обеспечение программы; оценка социально-экономической и экологической эффективности программы; организация управления программой и контроль хода ее реализации.
-
В России появились единые правила разработки государственных программ и стратегий развития. Соответствующий закон опубликован в Российской газете. До сих пор в законодательстве не существовало единых требований к госпрограммам. На практике это приводило к тому, что чиновники на разных уровнях разрабатывали документы, которые нередко могли даже противоречить друг другу. Новый закон устанавливает четкие правила: как власти должны определять направления развития экономики, разрабатывать соответствующие стратегии, контролировать ход их реализации, а также оценивать эффективность госпрограмм.
-
Документ вводит и периоды прогнозирования и планирования: среднесрочный - от 3 до 6 лет и долгосрочный - более 6 лет. Власти на федеральном уровне должны определить принципы работы новой системы стратегического планирования, решить, в каких направлениях должна развиваться экономика страны, подготовить методические рекомендации чиновникам на региональном и местном уровнях, а также утвердить требования к документам - до 2015 года. По закону, документами стратегического планирования на федеральном уровне считаются ежегодное послание президента к депутатам и сенаторам, документы, направленные на обеспечение национальной безопасности, прогнозы и концепции социально-экономического развития России, а также бюджетные прогнозы. Губернаторы и местные власти должны утвердить свои, аналогичные, программы развития - до 2017 года. К разработке документов чиновники смогут привлекать представителей профсоюзов, работодателей, общественных и научных организаций. Все госпрограммы и национальные стратегии занесут в единый реестр. Ознакомиться с ними сможет любой человек, зайдя на сайт госоргана-разработчика документа.
-
Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. 2. Стратегическое планирование в Российской Федерации (далее - стратегическое планирование) осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований. 3. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования. 4. В части стратегического планирования в сферах обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности настоящий Федеральный закон применяется с учетом законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в этих сферах. 5. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения в сфере стратегического планирования, осуществляемого на территории Российской Федерации, территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации или используемых на основании международных договоров Российской Федерации, включая морские пространства.
-
Статья 2. Правовое регулирование стратегического планирования Правовое регулирование стратегического планирования основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
-
1) стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации; 2) государственное управление - деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; 3) муниципальное управление - деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития; Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
-
4) целеполагание - определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; 5) прогнозирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности Российской Федерации, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; 6) планирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания; 7) программирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания;
-
8) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования - деятельность участников стратегического планирования по комплексной оценке хода и итогов реализации документов стратегического планирования, а также по оценке взаимодействия участников стратегического планирования в части соблюдения принципов стратегического планирования и реализации ими полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; 9) система стратегического планирования - механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения; 10) документ стратегического планирования - документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая (одобряемая) органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными участниками стратегического планирования; 11) корректировка документа стратегического планирования - изменение документа стратегического планирования без изменения периода, на который разрабатывался этот документ стратегического планирования; 12) методическое обеспечение стратегического планирования - разработка и утверждение требований и рекомендаций по разработке и корректировке документов стратегического планирования;
-
13) цель социально-экономического развития - состояние экономики, социальной сферы, которое определяется участниками стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями; 14) задача социально-экономического развития - комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые должны быть проведены в определенный период времени и реализация которых обеспечивает достижение целей социально-экономического развития; 15) результат социально-экономического развития - фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, которое характеризуется количественными и (или) качественными показателями; 16) очередной год - год, следующий за текущим годом; 17) отчетный год - календарный год с 1 января по 31 декабря включительно, предшествующий текущему году; 18) отчетный период - отчетный год и два года, предшествующие отчетному году; 19) среднесрочный период - период, следующий за текущим годом, продолжительностью от трех до шести лет включительно; 20) долгосрочный период - период, следующий за текущим годом, продолжительностью более шести лет;
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.