Содержание
-
Портфолио дошкольника как инновационная технология в образовательном процессе и реализации преемственности между ДОО и начальной школой
-
Вопросы вебинара
1. Зачем дошкольнику портфолио? 2. Виды портфолио дошкольника. 3. Как составить портфолио дошкольника? 4. Структура портфолио. 5. Применение портфолио в процессе преемственности между ДОО и начальной школой.
-
Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, — «показать все, на что способен ученик»
-
-
Портфолио дошкольника –
это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
-
Портфолио — Это …
Индивидуальная папка ребёнка В портфолио фиксируются основные показатели, характеризующие существенные стороны физического, социального, познавательного, речевого, эстетического развития ребёнка. Маршрут развития ребёнка Портфолио собирает, систематизирует и фиксирует результаты развития ребёнка, демонстрирует весь спектр его способностей, показывает динамику в их развитии, помогает оценить сильные стороны развития, наметить умения, требующие развития. Мотиватор личностного развития Содержание портфолио направлено на формирование у ребёнка положительной самооценки и внутренней мотивации к познанию, достижениям.
-
Копилка личных достижений Портфолио отражает различные успехи ребёнка в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за весь период нахождения в детском саду или в школе. «Книга о самом себе» Портфолио включает в себя всевозможные интересы, склонности ребёнка, его знания и умения. Напоминает ему, каким он был раньше, помогает наглядно увидеть, насколько он вырос, в чем проявились его способности. «Досье успеха» В нём отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребёнка.
-
Зачем нужно портфолио дошкольника?
Портфолио нужно для того, чтобы посторонний человек (воспитатель, психолог и др.) смог составить представление о ребенке, его семье и атмосфере, в которой воспитывается маленький человечек. От того, насколько правильно будет составлено портфолио, зависит подход к ребенку, который изберут люди, занимающиеся его воспитанием и развитием.
-
Технология «Портфолио»
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО). Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
-
Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.
Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Идея самоценности дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила к поиску содержания, средств и педагогических технологий, позволяющих реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Преимуществом технологии «Портфолио» в школе и ДОО является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.
-
Нормативные документы, регламентирующие внедрение технологии «Портфолио»
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий» «Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей» «О порядке проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
-
Структура создания портфолио дошкольника
Четкой структуры создания портфолио не существует. Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка. Главное условие– портфолио должно быть ярким и красочным, в идеальном случае, оно станет любимой книжкой с картинками для ребенка и предметом гордости для его родителей.
-
Первый вариант
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы. Раздел 2 «Я расту». Размещаются антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой». Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше. Раздел 4 «Я мечтаю...». Фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?». Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки). Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, организаций проводящих конкурсы). Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком. Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОО.
-
Второй вариант
Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини- презентацию на дне рождения ребенка. Структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» в нем последовательно вклеиваются портреты ребенка, содержится информация о времени и месте рождения, о значении имени и др. Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши, где дается информация о росте ребенка, где указывается чему научился за прошедший год, например считать до пяти, выучил буквы и др. Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах Раздел 4 «Чем могу помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы. Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам. Раздел 6 «Вдохновение природы». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)
-
Третий вариант
В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио: Раздел 1«Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители. Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая. Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).
-
Четвертый вариант
Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио: Блок «Какой ребенок хороший», содержит информацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям за воспитание ребенка; Блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты по номинациям за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность; Блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.
-
Цель портфолио
Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.
-
Задачи
Создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха; Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности; Поощрять его активность и самостоятельность; Формировать навыки учебной деятельности; Содействовать индивидуализации образования дошкольника; Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации Укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОО.
-
Условия достижения цели при создании Портфолио
1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишняя нагрузка и для педагога и для детей и для родителей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио. 2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной: для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.); накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени; тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д.; сбор информации о ребенке для презентации дошкольника при переходе в первый класс
-
Условия
3. Индивидуализация. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая. 4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать. 5. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
-
Функции портфолио
Диагностическая – фиксирует динамику развития ребенка; Целеполагающая – поддерживает учебные цели; Мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты; Содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ; Социообразующая– формирует и развивает детско-взрослый коллектив совместной деятельностью; Развивающая– обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году; Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений
-
Особенности портфолио дошкольника
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений дошкольника в определенный период его развития и воспитания. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства (диагностику), направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, формирования целевых ориентиров заложенных в ФГОС ДО Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию.
-
Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.
-
Любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации. При составлении портфолио нужно исходить из того, что это – своего рода визитная карточка ребенка, ознакомившись с которой, совершенно посторонний человек должен будет составить мнение о дошкольнике, его уровне развития и способностях.
-
Виды портфолио
Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
-
Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
-
Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
-
-
Принципы работы по составлению портфолио:
Первый принцип – единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной. Второй принцип – это совместная деятельность и общение взрослого и ребёнка как движущая сила развития. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий.
-
Этапы работы по составлению портфолио
1 этап: Постановочный Приступая к реализации технологии «портфолио», необходимо определить цель его создания. Цель может быть, как: оценочная функция – «портфолио как инструмент комплексной диагностики». Оценочно-диагностический портфолио является индивидуальной программой развития ребёнка (составляется педагогом, и хранится у педагога) (личная папка ребёнка). накопительное портфолио «книжка обо мне», всесторонне демонстрирующие достижения воспитанника. портфолио составляется родителями и детьми под руководством воспитателя и хранится он в группе. Структуру портфолио определяют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей.
-
2 этап: Поисковый
Сбор информации Внедряя портфолио в деятельность дошкольной организации, педагог, родители и дети выбирают варианты разделов и рубрик, продумывают возможное их содержание. Родители и дети отбирают материал (фотографии, модели, схемы, рисунки, и т. д) на основе интересных событий или проявлений ребенка.
-
3 этап: Заключительный
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей, воспитателей и специалистов образовательной организации. Работа над созданием портфолио может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей. Работа с подгруппой детей имеет возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами.
-
Взаимодействие с семьей
С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, понимают его желания, интересы. Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать.
-
Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в школу, а затем ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей. Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
-
Алгоритм работы по составлению портфолио
Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио. Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей. Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация. Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора. Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями, детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.) Презентация.
-
Критерии оценивания
Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т.к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов. Тем не менее, оценивая портфолио дошкольника, следует обратить внимание на: • творческий подход к оформлению; • интерес и желание ребенка; • значимость для ребенка, его родителей, педагогов.
-
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Готовность к школе – это не только набор определённых умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребёнка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов: Интеллектуальная готовность. Личностная и социально-психологическая готовность. Эмоционально-волевая готовность. Физическая готовность. Как в дошкольной организации, так и в школе процесс обучения подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.
-
Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой дальнейшего успешного школьного обучения; 2) школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
-
Отличительные особенности «Портфолио дошкольника» и «Портфолио ученика»
Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося. Самое главное отличие в том, что, ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых. 1. Портфолио дошкольника – это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты. 2. При этом портфолио дошкольника может нести оценочную функцию – «портфолио как инструмент комплексной диагностики», но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу. По мнению специалистов-психологов, оценочно-диагностический портфолио является непременной частью индивидуальной программы развития ребенка. 3. Для ребенка дошкольного возраста особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.
-
Главными целями и задачами ведения портфолио в начальных классах являются:
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; — максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; — развитие познавательных интересов обучающихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; — формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста; — формирование положительных нравственных качеств личности; — приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»); — формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию .
-
Портфолио ученика
Может стать первым и очень важным проектом в начальной школе, в процессе работы над ним неизбежно происходит процесс осмысления своих первых достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
-
Памятка для педагогов и родителей по созданию портфолио
1. Работа с детьми над портфолио должна проводиться с каждым ребенком отдельно в любое удобное время в течение дня, по желанию ребенка. 2. Дети (5-7 лет) самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку (по его просьбе), а не выполняет работу за него. Ценность не в правильности его заполнения, а в содержании. 3. При работе с каждой страницей ребенку задают вопрос: «Что ты хочешь рассказать о себе, своей семье, об интересном событии?» и т.д. 4. Рассказ, сказку, стихотворение ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ.
-
5. По возможности каждый материал или группа материалов должны сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ребенка: что получилось, что не получилось, как может быть использовано. Достаточно 1-2 предложений. 6. По желанию самого ребенка можно проводить беседы, в которых он рассказывает другим детям о себе, своей семье, своих друзьях, своих, пусть небольших достижениях. Детям бывает сложно рассказать о себе другим. Особенно если они испытывают трудности в общении или в речи – в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими, что очень эффективно в плане адаптации детей 7.При заполнении страничек создавать необходимую атмосферу для того, чтобы ребенок смог вам раскрыться.
-
Оформление портфолио
ФОТО
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.