Презентация на тему "Предмет, задачи, структура юридической психологии"

Презентация: Предмет, задачи, структура юридической психологии
Включить эффекты
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Предмет, задачи, структура юридической психологии". Содержит 37 слайдов. Скачать файл 0.12 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер. Средняя оценка: 4.2 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    37
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Предмет, задачи, структура юридической психологии
    Слайд 1

    Тема 1.Предмет, задачи, структура юридической психологии, ее теоретико-методологические основы и методы. Правовая психология и правосознание.

  • Слайд 2

    ЮП – это прикладная наука, изучающая различные психологические аспекты личности и деятельности в условиях правового регулирования Предметом юридической психологии являются психологические закономерности и особенности психики людей, деятельность которых связана с номотворчеством, нормоприменением, правоохраной, а также со следованием правовым нормам или нарушением норм права. Психика – свойство (или функция) высокоорганизованной материи (прежде всего мозга), субъективно отражающее объективный мир. Содержание психики человека определяется реальной действительностью, которая, отражаясь, закрепляется в ней в виде психических процессов, состояний, образований и свойств.

  • Слайд 3

    Психические процессы – элементарные психические явления, наиболее кратковременные, быстропротекающие. Любой психический процесс выполняет как функцию отражения (познавательные), так и регулирования (эмоции и воля) с преобладанием одной из них. Они являются актуальным откликом на происходящее, всегда включены в более сложные виды психической деятельности и подразделяются на: а) познавательные (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь); б) эмоциональные (эмоции и чувства); в) волевые (воля).

  • Слайд 4

    2. Психические состояния, выполняющие функции всевозможных режимов жизнедеятельности человека, более продолжительны по сравнению с психическими процессами, более сложны по структуре, образованию и могут быть не только кратковременными, но и ситуативными, устойчивыми, личностными. К ним относят: а) мотивационные (желания, интересы, влечения, страсти); б) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация); в) волевые состояния – инициативность, целеустремленность, решительность, настойчивость (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

  • Слайд 5

    3. Психические образования – это то, что становится результатом работы психики человека (приобретенные знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.). По сути это изменчивые, подвижные психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного опыта. Интегральным психическим образованием, формирующимся в процессе как научения, так и воспитания, выступает сознательность.

  • Слайд 6

    4. Психические свойства – типичные для данного человека особенности его психики, существенно влияющие на деятельность и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны. Они включают: а) темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности: темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний (Как проявляется человек?); б) характер – обобщенные способы поведения, тип адаптации к среде (Как относится человек к окружающей его среде, людям, делу, собственности, себе?); в) способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения тех или иных видов деятельности (Что может человек?); г) направленность – иерархия потребностей и устойчивых мотивов поведения, ценностных ориентаций (К чему стремится человек?).

  • Слайд 7

    Функции ЮП: образовательная – вооружает юристов нужным объемом психологических знаний, умений и навыков, формирует у них соответствующие профессиональные компетенции; концептуальная – достижение корректного отношения к учету психологии в юридической практике; научно-ориентирующая – разработка адекватных современным знаниям научных критериев оценки правомерного и противоправного поведения людей; регулятивная – создание у юристов соответствующей профессиональной мотивации и побуждений к использованию психологически эффективных форм, методов и приемов деятельности; превентивная – предупреждение от возможных психологических ошибок и отрицательных психологических последствий.

  • Слайд 8

    Задачи ЮП. Общая – научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных и прикладных категорий права. Частные – способствовать разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правовой деятельности: - исследование структурных составляющих предмета данной науки (личности юриста, его деятельности, правомерного и противоправного поведения, психологии социально-правовой ресоциализации правонарушителя, психологических особенностей профилактики правонарушений и др.); - разработка практических рекомендаций для юристов по осуществлению правоохранительной, правоприменительной и правотворческой функции, улучшению морально-психологического климата в коллективах, совершенствование методик профориентации, профотбора; стимулирование их совместной работы; - теоретическое и методическое обеспечение учебной дисциплины «ЮП» и связанных с ней спецкурсов, спецсеминаров и практикумов; - обогащение юридической практики специальным психологическим знанием, разработка теории и методики судебно-психол. экспертизы, психол. консультации, совершенствование деятельности специалиста-психолога в судебном процессе и др.

  • Слайд 9

    Взаимосвязь ЮП с другими науками: общей, дифференциальной возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, психологией труда, управления, психиатрией, судебной медициной, криминологией, криминалистикой, способствует определению дееспособности лиц, допустивших противоправное поведение. ЮП развивает и собственные теоретико-прикладные направления: методология юридической психологии, психология управления в овд, криминальная патопсихология, судебно-психологическая экспертиза, психология профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, психология деятельности сотрудников првоохранительных органов, психология личности, отбывающей наказание, и ее ресоциализация, психология подготовки юридических кадров, психология гражданского правового регулирования и др. ЮП как прикладная наука способствует совершенствованию правового регулирования УК, УПК РФ.

  • Слайд 10

    Содержание и структура ЮП. История становления и развития зарубежной ЮП. История становления и развития ЮП в России.

  • Слайд 11

    II. Методологические основы ЮП. Понятие. Методология – учение о принципах организации, формах и способах познания. Методология ЮП включает 4 уровня: общенаучный, частнонаучный, специальный и методы юридико-психологического исследования. Общая и частная методология выступает всеобщей мировоззренческой основой, базируется на теории познания, материал. диалектике и общей теории систем, среди которых наиболее значимой для ЮП выступает концепция о природе человека, его индивидуальных и индивидных особенностях, сущностных характеристиках личности. Специальная методология и методы юридико-психологического исследования наиболее конкретно отражают те специфические реалии, которые присущи предмету ЮП, и позволяют не только познать, но и преобразовать их сообразно исследовательским и профессиональным целям.

  • Слайд 12

    Методологические принципы. Определяют назначение ЮП. Общенаучные и психологические, имеющие особое значение для ЮП: объективности – обязывает строить систему научного знания так, чтобы она соответствовала объективной реальности и исключала всякую субъективность; детерминизма (причинности) – отражает объективно существующие в мире причинно-следственные связи и предписывает выявлять их; принцип системности – требует изучать не отдельные взаимосвязи и зависимости, а в комплексе, в системной целостности; развития – отражает присущие миру и психике динамизм и изменчивость, обязывает изучать явления с учетом этого.

  • Слайд 13

    Специальные методологические принципы ЮП: правозначимое поведение личности обусловливается ее жизнедеятельностью и детерминируется системными генетико-психосоциальными, комплексными факторами; исследования в области ЮП синтетичны – психологические закономерности в обязательном порядке соотносятся с правовыми закономерностями, нормами материального и процессуального права; ЮП призвана соответствовать принципу научности, т.е. использовать научно апробированные методы и методики, научно-методологические концепции как права, так и психологии.

  • Слайд 14

    Методологическая особенность ЮП состоит в том, что центр тяжести в ее исследованиях переносится на личность участников правоотношений. Но если право главным образом выделяет в личности правонарушителя, свидетеля, потерпевшего и др., то ЮП исследует личность в правонарушителе, свидетеле, потерпевшем.

  • Слайд 15

    Важнейшие психологические сферы в психологической структуре личности. 1. Потребностно-мотивационная сфера личности. Мотив (от лат. moveo – двигаю) – материальный или идеальный предмет, который побуждает или направляет на себя деятельность или поступок ради которого он осуществляется. Формируется под влиянием потребности (нужды) (биологические, материальные, духовные, социальные и др.). 2. Интеллектуально-познавательная сфера личности. Интеллект– свойство личности, определяющее готовность к усвоению, сохранению, развитию и использованию знаний и опта, а также к рациональному поведению. Поскольку интеллект – основная форма познания человеком действительности, он связан со многими взаимосвязанными психическими процессами: ощущениями и восприятиями, памятью, мышлением, воображением, которые называются познавательными или интеллектуальными.

  • Слайд 16

    3. Эмоциональная сфера: эмоции, чувства, эмоциональные состояния. Эмоции – переживание человеком своего отношения к чему-либо (к ситуации, к себе, к другим людям и т.д.) в данный момент (при наличии и удовлетворении или неудовлетворении потребности, при оценке возможности достижения цели). Чувстваотражают долгосрочные переживания (удовлетворенность своей профессией, любовь к детям, патриотизм, ненависть к врагу), высшие чувства отражают духовный мир человека. Эмоциональные состояния – преходящий характер, быстро меняются. Состояние настроения – более или менее длительное, придающее определенную окрашенность всем переживаниям: веселья, радости, грусти, тоски; хорошее, бодрое и подавленное (первое активизирует деятельность, второе введет к аппатичности, мешает активной деятельности). Аффективное состояние (от лат. affectus– совершать согласно с чувством) – ярко выраженное и постепенно нарастающее эмоциональное напряжение. В конфликтной ситуации это состояние разрешается бурной вспышкой – аффектом – кратковременной, чрезвычайно интенсивной, бурно протекающей эмоциональной реакцией (положительные, отрицательные). Что касается отрицательных аффектов, то самовоспитание должно быть направлено на умение управлять своими аффективными состояниями.

  • Слайд 17

    Стресс (от англ. stress – напряжение) – бурное эмоциональное состояние, вызываемое неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовое состояние влияет на протекание целенаправленной деятельности и может ее исказить или полностью приостановить. Фрустрация (лат. frustratio– обман, неудача, тщетное ожидание, расстройство замыслов) – дезорганизация сознания, блокада потребности при встрече с преградой, стойкое отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое крайней неудовлетворенностью собой или какими-то обстоятельствами, отношениями.

  • Слайд 18

    4. Волевая сфера личности. Воля – это сознательная активность человека, направленная на достижение поставленных целей, которая проявляется в способности человека управлять собой, сознательно регулировать свое поведение при совершении целенаправленных поступков и действий, мобилизовать все силы на достижение поставленных целей. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции человеком своих действий, которая конкретизируется в следующих взаимосвязанных функциях: побудительная (к определенной активности на достижение цели для удовлетворения потребности); организующая (организация психических процессов в систему, адекватную цели деятельности); стабилизирующая (в поддержании активности на должном уровне до достижения цели); тормозная (в сдерживании нежелательных проявлений активности, не согласующихся с главными целями в определенный момент времени).

  • Слайд 19

    III. Типическое и индивидуальное в личности. Свойства темперамента – такие природные психические свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности: быстроту возникновения и устойчивость психических процессов, их интенсивность, направленность психической деятельности и т.д.: сензитивность – определяется наименьшей интенсивностью внешних воздействий, вызывающих психическую реакцию человека (у слабой нервной системы сензитивность выше); реактивность – характеризуется интенсивностью психической реакции человека: степенью страха, глубиной переживаемого чувства; активность – энергичность человека в делах, поступках; пластичность – легкость приспособления к новым условиям; ригиднсть – косность, замедленность переключения с одной ситуации на другую (противоположна пластичности);

  • Слайд 20

    экстравертированность – направленность личности вовне, на окружающих людей, легкость и непосредственность при установлении контактов с незнакомыми; интровертированность – направленность личности на себя, на собственные мысли и переживания, трудность в общении в незнакомыми; эмоциональная возбудимость – по сути тождественна сензитивности.

  • Слайд 21

    Понятие характера – сочетание постоянных и существенных свойств личности, образующих ее определенный психический склад. 5 групп черт характера, отражающих поведение человека по отношению: 1) к обществу, коллективу, другим людям (коллективизм, тактичность, вежливость, чуткость, доброжелательность, правдивость, искренность, гуманизм – индивидуализм, бестактность, грубость, лживость, льстивость, жестокость, зависть, лицемерие, бесцеремонность и т.д.); 2) к деятельности – трудовой, учебной, спортивной, общественной (трудолюбие, настойчивость, добросовестность, инициативность – лень, безответственность, недобросовестность, безынициативность и т.д.);

  • Слайд 22

    3) к вещам (аккуратность – неряшливость, экономность – расточительность, щедрость – скупость и т.д.); 4) к самому себе (самокритичность, требовательность, скромность, гордость – самомнение, зазнайство, хвастливость, заносчивость, высокомерие и т.д.); 5) к окружающему миру, к общественным явлениям, событиям, ценностям (принципиальность – беспринципность, оптимизм – пессимизм, справедливость – предвзятость и т.д.).

  • Слайд 23

    Понятие способностей. Способность – это яркое проявление какой-либо функции в определенном качественном выражении за счет имеющихся у человека задатков. Задатки – врожденные особенности человека, типологические особенности проявления свойств нервной системы, могут входить компонентами в разные способности. При выявлении повышенных способностей в отдельном или в нескольких видах деятельности говорят об одаренности человека. Признаки, по которым возможна диагностика способностей – знания, умения, навыки.

  • Слайд 24

    Эмпирические методы ЮП. Метод наблюдения – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Виды: стандартизированное; свободное; включенное; скрытое; внешнее; внутреннее. Кроме того: метод беседы; анкетный метод; метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых;биографический метод изучения личности; метод обобщения независимых характеристик; анализ материалов конкретного гражданского, административного или уголовного дела; метод тестирования; эксперимент;метод экспертных оценок.

  • Слайд 25

    V. Правовая психология и правовая социализация личности Понятие правовой психологии – раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности отражения правозначимых явлений в сознании общества, отдельных социальных групп и индивидов, интернализацию (присвоение) личностью правозначимых ценностей, социально-психологические аспекты эффективного правотворчества, правовой социализации личности, формирование и функционирование правосознания, психологические условия правомерного и правонарушающего поведения.

  • Слайд 26

    Практическая значимость этого направления юридической психологии во многом обусловлена ролью правосознания в системе правого регулирования общественных отношений. Только пройдя через сознание людей, право может повлиять на действительность общественных отношений. Психологически, сознание – это практически вся психика во всем богатстве ее феноменов, закономерностей и механизмов за исключением сферы бессознательного.

  • Слайд 27

    Помимо правового и социального механизма выделяется психологический механизм правового регулирования, который не всегда срабатывает. Отмечается две группы условий, при которых он срабатывает: 1) связанные со свойствами самих правовых норм и установлений; 2) и – людей, которым они адресованы.

  • Слайд 28

    Правовая социализация личности состоит в приобщении ее к правовым нормам, ценностям, к нравственной и правовой культуре, сознательной социально-активной деятельности. Выделяют три способа правовой социализации личности: научение, приобретение личного опыта, символическая социолизация. Научение основывается на приобретении знаний. Приобретение личного опыта – продукт собственного социального, в том числе правового поведения и деятельности. Он проверяет на практике усвоенные нормы и ценности. В зависимости от степени разрыва между этими нормами и личным опытом первоначальные представления личности о праве, ее установки на правомерное поведение могут быть подвержены усилению или деформации. Символическая социолизация – вырабатывание личностью своей системы понятий не на основе прямого включения в социальную и юридическую практику, а на основе представлений, возникающих из оценок и реакций на них микро- и макросреды.

  • Слайд 29

    Процесс присвоения личностью социальных норм называется интериоризацией. Этот процесс включает несколько аспектов: познавательный (знание и понимание действующих в обществе социальных норм); аксиологический (оценка норм как справедливых); деонтологический (признание норм обязывающими) и поведенческий (способность личности следовать нормативным предписаниям). «ресоциализация» - изменение ставших неадекватными ценностей человека в соответствии с новыми социально-правовыми предписаниями.

  • Слайд 30

    Девиантное поведение личности – это поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, неправомерное или аморальное; результат асоциального развития личности, воздействия на нее неблагоприятных социальных ситуаций, наложения негативных социальных факторов на «слабые места» личности.

  • Слайд 31

    Так, аддикция, как пагубное пристрастие к чему-либо, свойственна тем, кто стремится изменить некомфортное психическое состояние не цивилизованным способом, а приемом некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах (видах деятельности). Это обусловлено стремлением как можно быстрее и проще достигнуть психофизиологического комфорта посредством бегства от реальностей жизни (употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ). Социальное неравенство – комплекс противоречий между растущими потребностями и неравными возможностями их удовлетворения. Главным выступает не уровень удовлетворения, а именно степень различий, «разрыва» в возможностях их удовлетворения, что проявляется в политическом экстремизме или иных его формах.

  • Слайд 32

    Правосознание – сфера общественного, группового и индивидуального отражения правовой действительности в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву, практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. Функциональная структура правосознания и ее компоненты. Функции: отражательная, оценочная, регулятивная.

  • Слайд 33
  • Слайд 34

    Установка – сформированная на основе прошлого опыта предрасположенность воспринимать и оценивать какой-либо объект определенным образом и готовность действовать в отношении его в соответствии с этой оценкой. Ценностные ориентации – устойчивая система установок, определенным образом ориентированная на социальные ценности и направляющая поведение людей по отношению к этим ценностям. Правовая ориентация – интегрированная совокупность правовых установок индивида или общности, непосредственно формирующая внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.

  • Слайд 35

    В качестве основных групп условий, которые могут обеспечить эффективность функционирования правовых норм, выступают: макросоциальные условия (реальные социально-экономические возможности общества, правовая система, социальные институты, правовая культура, общественное мнение, престиж права и т.д.); микросоциальные условия (субкультуральные правовые ориентации в различных формальных и неформальных социальных группах, трудовых и иных коллективах); личностные условия (субъективная правовая активность в правотворчестве и правоисполнительном поведении).

  • Слайд 36

    План семинарского занятия: Предмет, задачи, структура юридической психологии. Теоретико-методологические основы и методы юридической психологии. История становления и развития зарубежной ЮП. История становления и развития ЮП в России. Психологические сферы личности. Типическое и индивидуальное в личности. Правовая психология и правовая социализация личности. Девиантное поведение. Правосознание и правовое воспитание. Сообщение на тему: «История становления и развития зарубежной ЮП. История становления и развития ЮП в России» (5-7 мин.). Быть готовыми отвечать на вопросы по плану семинара, к тестированию, знать термины.

  • Слайд 37

    Задание для самоподготовки: Подготовиться по вопросам плана семинарского занятия. Самостоятельно изучить: Содержание и структура ЮП. История становления и развития зарубежной ЮП. История становления и развития ЮП в России. Доработать: Взаимосвязь ЮП с другими науками. Методы юридической психологии. При подготовке использовать конспект лекции, литературу из электронной библиотеки НИБ и иную литературу.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: 0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.
65
0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.