Содержание
-
Учебная дисциплинаУправление комплексным социально-экономическим развитием крупного города (региона), муниципального образованияТема 2. Технологии разработки документов стратегического планирования регионов и муниципальных образований
Батчаев А.Р., к. э. н., доцент НИУ ВШЭ, г. Санкт-Петербург
-
Основные термины и понятия
Регион - выделившаяся в процессе общественного разделения труда часть территории страны, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий, и отличающаяся признаками комплексности, целостности, специализации и управляемости. Термин регион идентичен понятию субъект РФ. Муниципальное образование – часть территории региона (городское, сельское поселение, район, городской округ, внутригородская территория) в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Планирование - процесс разработки планов развития, а также комплексов мер по их реализации. Стратегическое планирование – деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, регионов и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности страны, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития РФ, регионов и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности.
-
Планирование социально-экономического развития на региональном и муниципальном уровнях
Три основных направления (вида) планирования в России Финансово-бюджетное планирование Градостроительное (территориальное) планирование Социально-экономическое планирование Бюджет Среднесрочный финансовый план Схема территориального планирования Генеральный план Концепция, стратегия и планы социально-экономического развития, ОНДП, отраслевые и территориальные стратегии , концепции
-
Деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, регионов и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности страны, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития РФ, регионов и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности. Стратегическое планирование Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Участники стратегического планирования на муниципальном уровне: органы местного самоуправления, а также муниципальные организации в случаях, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами. Стратегическое планирование осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Участниками стратегического планирования на региональном уровне являются: - законодательный (представительный) орган государственной власти; - высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти региона); - высший исполнительный орган государственной власти; - исполнительные органы государственной власти; - контрольно-счетный орган; - иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ и региона. .
-
Целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование социально-экономического развития регионов и муниципальных образований
Целеполагание Прогнозирование Определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития Разработка научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития Планирование Программирование Разработка и реализации планов деятельности в сфере социально- экономического развития, направленная на достижение целей и приоритетов , содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания Разработка и реализация муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания
-
Документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая (одобряемая) органами государственной власти и местного самоуправления и иными участниками стратегического планирования.
Документы стратегического планирования регионального и муниципального уровней Документы стратегического планирования муниципального уровня Стратегия социально-экономического развития План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Прогноз социально-экономического развития на среднесрочный или долгосрочный период Бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период. Муниципальные программы Документы стратегического планирования регионального уровня Стратегия социально-экономического развития План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период Бюджетный прогноз на долгосрочный период Прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период Государственные программы Схема территориального планирования (Генеральный план)
-
Вопрос: Какой документ стратегического планирования имеет самое важное значение для развития региона (муниципального образования)
Стратегия социально-экономического развития План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период Бюджетный прогноз на долгосрочный период Прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период Государственные (муниципальные) программы Схема территориального планирования (Генеральный план)
-
Открытый характер процессов разработки, обсуждения и реализации документов стратегического планирования
Предусмотрено создание федеральной информационной системы стратегического планирования. Она будет включать информацию о федеральных, региональных и муниципальных ресурсах и системах, данные официальной государственной статистики и другие сведения. Документы стратегического планирования подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и сроки, установленные Правительством России. К разработке документов стратегического планирования могут привлекаться объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные организации. Проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение. Форма, порядок и сроки общественного обсуждения на муниципальном уровне определяются органами местного самоуправления. Замечания и предложения, поступившие в ходе общественных обсуждений, должны рассматриваться органами местного самоуправления. Основные положения проектов и действующих документов стратегического планирования необходимо размещать в сети Интернет на сайтах соответствующих органов местного самоуправления, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования.
-
Документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи социально-экономического развития на долгосрочный период (на срок более 6-ти лет). Стратегия социально-экономического развитиярегиона (муниципального образования) Рекомендуемая структура содержания Стратегии: - основные результаты, тенденции, проблемы и перспективы социально-экономического развития; - ключевые внешние (внешняя среда) и внутренние факторы социально-экономического развития; - вероятные сценарии социально-экономического развития с выявлением целевого сценария и значениями показателей прогноза; - основные риски социально-экономического развития; - ресурсные возможности (ресурсное обеспечение реализации Стратегии); - цели, приоритеты (приоритетные направления) и задачи социально-экономического развития; - ожидаемое будущее, целевые показатели социально-экономического развития (с указанием значений по периодам реализации Стратегии); - механизмы реализации Стратегии.
-
Документ стратегического планирования, содержащий свод мероприятий, направленных на реализацию Стратегии. Разрабатывается на основе положений Стратегии на период ее реализации План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития региона (муниципального образования) Рекомендации по содержанию Плана мероприятий План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития региона (муниципального образования) должен содержать: этапы реализации стратегии, выделенные с учетом установленной периодичности; цели и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, приоритетные для каждого этапа реализации стратегии; показатели реализации стратегии и их значения, установленные для каждого этапа реализации стратегии; комплексы мероприятий и перечень муниципальных программ, обеспечивающие достижение на каждом этапе реализации стратегии долгосрочных целей социально-экономического развития, указанных в стратегии. данные о сроках реализации мероприятий, ответственных исполнителях и соисполнителях.
-
Документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития региона (муниципального образования) на среднесрочный (от 3-х до 6-ти лет) или долгосрочный период (на срок более 6-ти лет). Прогноз обеспечивает связь между документами финансово-бюджетного, с одной стороны, и стратегического планирования, с другой стороны. Прогноз обосновывает положения бюджета. Согласно Бюджетному кодексу РФ проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Порядок разработки прогноза определяется местной администрацией. Содержит табличную форму с наименованиями показателей и их значениями и пояснительную записку. В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится обоснование параметров прогноза, в т.ч. их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений. Прогноз одобряется региональной (местной) администрацией одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в представительный орган. Изменение прогноза в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета. Прогноз социально-экономического развития региона (муниципального образования)
-
Бюджетный прогноз региона (муниципального образования) Бюджетный прогноз на долгосрочный период (на срок свыше 6-ти лет) разрабатывается в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Бюджетный кодекс РФ должен быть дополнен отдельными положениями, определяющими сущность и общие подходы к разработке бюджетного прогноза. Обеспечивает связи между документами финансово-бюджетного и стратегического планирования. Обосновывает положения и параметры бюджета.
-
Документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития региона (муниципального образования). Согласно Бюджетному кодексу РФ входит в число документов, на основе которых составляется проект бюджета. Государственная (муниципальная) программа Исходя из общих требований законодательства, государственная (муниципальная) программа должна в обязательном порядке включать следующие позиции: - официальное наименование программы; - информация о целях и задачах, на достижение и решение которых должна быть направлена программа; - описание мероприятий программы (по крайней мере, в программе должны быть их наименования), при этом все мероприятия должны быть взаимоувязаны между собой; - информация об участниках реализации программы, исполнителях мероприятий; - информация о ресурсах, используемых для реализации программы (описание видов ресурсов и количественных параметров их использования по годам); - информация о сроках реализации программы; - описание мониторинга реализации программы; - описание контроля за реализацией программы.
-
Логическая схема работы над стратегическими и иными программно-плановыми документами Определение места, роли, статуса стратегического программно-планового документа и механизма его реализации Анализ итогов, тенденций и перспектив развития региона (муниципального образования) Выявление главных проблем, вызовов, факторов, ресурсного обеспечения и возможных сценариев развития региона (муниципального образования) Определение главной цели, основных задач, приоритетов и значений целевых ориентиров по важнейшим направлениям развития региона (муниципального образования) Формирование системы основных мер по достижению целей, реализации задач и приоритетов
-
Основные этапы работы над стратегическими и иными программно-плановыми документами Сбор и систематизация информации Анализ информации Разработка прогнозов Формирование содержания документов Мониторинг Корректировка положений и параметров документов
-
Анализ развития региона (муниципального образования)
Анализ— метод научного исследования явлений и процессов, заключающийся в изучении составных частей, элементов изучаемой системы. Цель анализа - выявление сущности, закономерностей, тенденций и перспектив различных процессов, протекающих на всех уровнях (частях) изучаемой системы. Анализ - термин происходит от греческого слова analysis — разбор, разложение чего-либо на составные части. Информационная основа для проведения анализа развития региона (муниципального образования) Государственная и ведомственная статистическая отчетность Отчетные данные предприятий и организаций Результаты исследований научных учреждений, консалтинговых компаний, рейтинговых агентств, международных организаций (ООН, МВФ, ОЭСР, Всемирный банк и др.) Данные социологических опросов
-
Вопрос: какой источник информации (данных) и почему имеет самое важное значение для проведения анализа развития региона (муниципального образования)
Государственная и ведомственная статистическая отчетность Отчетные данные предприятий и организаций Результаты исследований научных учреждений, консалтинговых компаний, рейтинговых агентств, международных организаций. Данные социологических опросов
-
Главную роль в информационном обеспечении проведения анализа развития региона (муниципального образования) имеет государственная статистическая отчетность
Одним из основных принципов официального статистического учета в современной России является обеспечение возможности формирования статистической информации по стране в целом, по регионам и по муниципальным образованиям. По уровням агрегирования, официальная статистическая информация делится на общегосударственную (в целом по России), региональную (по субъектам Российской Федерации) и муниципальную (по муниципальным образованиям). Региональная и муниципальная статистика – система достоверной и объективной информации, формируемой в соответствии с официальной статистической методологией, и характеризующей количественную сторону социально-экономических, демографических, экологических и иных общественных процессов в регионах и муниципальных образованиях.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.