Содержание
-
«Альтернативная коммуникация для детей с нарушением речи»
учитель-дефектолог МКДОУ №86 Спицына Ольга Викторовна
-
Формы общения
Речь Жестикуляция Язык жестов Рисунки Письмо
-
Кто пользуется альтернативной коммуникацией:
люди с нарушением слуха, люди с нарушением голоса (операции после удаления голосовых связок, инсульты), люди с серьезными нарушениями иннервации (дизартрии, анартрии, апраксии), люди с ментальными нарушениями (синдром Дауна, когда имеет место генетическая предрасположенность к нарушению речи, синдром Ретта, когда происходит распад речи), люди с эмоциональными проблемами и нарушением контакта (РАС).
-
В каких случаях детям рекомендуется использовать дополнительную коммуникацию:
если ребенок испытывает трудности с пониманием речи; если ребенок не проявляет инициативы в общении; если у ребенка очень непонятная речь; если речь не функциональна.
-
Возможности альтернативной коммуникации может: быть необходима постоянно; применяться как временная помощь; рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью; предотвращать неприемлемое поведение.
-
Альтернативная коммуникация
-
Методы коммуникации Метод пиктограмм Методика «Лёб-система» Коммуникационная система обмена изображениями или PECS Метод «калькирующей жестовой речи» или Жестовый язык ( Макатон ) Блисс –метод Глобальное чтение Коммуникатор и электронные пособия
-
Использование альтернативных методов коммуникации в работе с детьми с ОВЗ Система жестов Система символов Обучение глобальному чтению Система коммуникации при помощи карточек PECS
-
Выбор подходящих средств дополнительной коммуникации Оценка уровня коммуникативных навыков Коммуникативные особенности Коммуникативные возможности
-
Параметры наблюдения Понимание и выполнение простой инструкции Понимание и выполнение сложной (2 комп.) инструкции Имитация Использование игрушки Реакция на прикосновение Реакция на звуки Средства общения Ответная эмоциональная реакция на партнера в ситуации общения Поведение ребенка в ситуации общения
-
Принципы внедрения альтернативной коммуникации «От реального к более абстрактному» Избыточность символов (совмещение различных систем коммуникации — жестов, картинок и, например, написанного слова) Постоянная поддержка и повышение мотивации Функциональное использование в коммуникации
-
Альтернативная коммуникация Требования к символам коммуникации Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении. Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика). Лица и предметы, изображённые на фотографиях, должны быть знакомы ребёнку. Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку. Слово должно быть написано специальным простым шрифтом. Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность (помощнику)помочь сзади сделать жест.
-
Альтернативная коммуникация
Глобальное чтение. - Методика ГленаДомана - Методика Нуриевой Л. Г
-
Подготовка к обучению глобальному чтению. Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы — это разнообразные игры и упражнения на развитие: • зрительного восприятия; • внимания; • зрительной памяти; • понимания обращённой речи; • выполнения простых инструкций; • умения подбирать парные предметы и картинки; • умения соотносить предмет и его изображение; • понимания содержания читаемого. Вводить обучение глобальному чтению можно не раньше, чем у ребёнка будут сформированы вышеперечисленные умения. ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
-
Виды работ при обучении глобальному чтению: ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Чтение слов. Понимание письменных инструкций. Чтение предложений Работа с дубликатами.
-
ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Работа над фразой ведется одновременно в двух направлениях: по материалам любимой книжки; используя опыт самого ребенка. «Дочитывание» в книгах.
-
ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Одновременно появляются два новых вида работы: освоение работы в тетрадях; обучение счету.
-
Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько не говорящий ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе. ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
-
Спасибо за внимание!
-
Список литературы
1.«Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор – составитель Штягинова Е. А., психолог. Новосибирск, 2012. 2. БЭС – 2-е изд., перераб. и доп.- М., 2002. – 1456с.:ил. 3. Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок – «Эвричайлд» (Великобритания), 2010 г. Интернет ресурс: http://semjadom.ru/terapiya/kak-sdelat-papku-pecs.html https://www.youtube.com/watch?v=x52UdXTEQm8 https://www.youtube.com/watch?v=DhFtf1rECfI
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.