Содержание
-
-
Автомобили, часть 2.
Лекция 1. Дисциплина для специальности: 190601.65 III курс
-
Лекцию читает:чудаков алексейвладимировичстарший преподаватель кафедрыОрганизации и безопасности движения
-
Цель изучения дисциплины
освоение студентами оценочных показателей эксплуатационных свойств автомобилей; нормативов этих свойств; экспериментальных и расчетных методов оценки эксплуатационных свойств АТС.
-
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
основные эксплуатационные свойства АТС, их зависимость от конструктивных параметров автомобиля, дорожных и климатических условий; основные законы движения автомобиля и взаимодействия его с окружающей средой;силы, действующие на автомобиль в процессе движения; физическую сущность процессов, происходящих при взаимодействии автомобиля с опорной поверхностью (дорогой) и окружающей средой.
-
Каждый студент, изучивший данную дисциплину должен уметь:
рассчитывать все основные эксплуатационные свойства автомобиля; решать практические задачи по оценке эксплуатационных свойств АТС; проводить дорожные и стендовые испытания по оценке эксплуатационных свойств; выбирать оптимальные варианты специализированного подвижного состава, определять условия их применения и требования к их техническим параметрам.
-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Вахламов, В.К. Автомобили: эксплуатационные свойства: учебник/ В.К. Вахламов. - М.: Академия, 2005. – 240 с. Стуканов, В.А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля: учеб. пособие/ В.А. Стуканов. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2007. – 368 с. Вахламов, В.К. Техника автомобильного транспорта: подвижной состав и эксплуатационные свойства: учеб. пособие/ В.К. Вахламов. - М.: Академия, 2004. – 528 с. Литвинов, А.С. Автомобиль: теория эксплуатационных свойств: учебник / А.С. Литвинов, Я.Е. Фаробин. - М.: Машиностроение, 1989. – 240 с
-
Практические занятия
№1. Колебания автомобиля №2. Определение поворачиваемости и критической скорости по управляемости.
-
Лабораторный практикум
№1. Тормозные свойства №2. Определение координат центра тяжести автомобиля. №3. Исследование тормозных, тягово-скоростных свойств и топливной экономичности автомобиля на ЭВМ. №4. Определение показателей профильной проходимости автомобилей. №5. Экспериментальное определение радиусов поворота автомобиля.
-
Контрольные тесты
На проходимость автомобиля не влияет: подвеска; двигатель; рулевое управление; трансмиссия. Правильный ответ – С
-
Раздел 1. Содержание и задачи теории эксплуатационных свойств. Условия эксплуатации
Классификация эксплуатационных свойств. Измерители и показатели эксплуатационных свойств автомобиля. Эксплуатационные свойства и конструкция автомобиля. Условия эксплуатации автомобиля. Развитие науки об эксплуатационных свойствах автомобилей. Качество, технический уровень, свойства, эффективность автомобилей.
-
Эксплуатационные свойства автомобиля
–это группа свойств характеризующих транспортную и специальную работу автотранспортного средства (АТС) и определяющие приспособленность его к условиям эксплуатации, а также эффективность и удобство его использования.
-
Группа 1.Связанные с движением
Тягово-скоростные Тормозные Топливная экономичность Управляемость Поворачиваемость Маневренность Устойчивость Проходимость Плавность хода Экологичность Безопасность движения
-
Тягово-скоростными
называются свойства автомобиля, определяющие диапазоны изменения скоростей движения и максимальные ускорения разгона в различных дорожных условиях при работе в тяговом режиме.
-
Тормозными
называются свойства автомобиля, определяющие максимальные замедления при торможении в различных дорожных условиях и обеспечивающие неподвижное удержание его относительно поверхности дороги.
-
Топливнаяэкономичность
свойство автомобиля, определяющее расходы топлива при выполнении транспортной работы.
-
Управляемость
свойство автомобиля изменять или сохранять параметры движения при воздействии водителя на рулевое управление.
-
Поворачиваемость
представляет собой свойство автомобиля отклоняться вследствие увода колес от направления движения, заданного рулевым управлением.
-
Устойчивость
свойство автомобиля сохранять направление движения и противостоять силам, стремящимся вызвать занос или опрокидывание.
-
Маневренность
свойство автомобиля поворачиваться на минимальной площади и вписываться в дорожные габариты.
-
Проходимость
свойство автомобиля двигаться по плохим дорогам и вне дорог.
-
Плавность хода
свойство автомобиля обеспечивать защиту перевозимых пассажиров и грузов, а также систем и механизмов автомобиля от воздействия неровностей дороги.
-
Экологичность
свойство автомобиля минимально загрязнять окружающую среду отработавшими газами и шумами.
-
Безопасность движения
свойство автомобиля двигаться с наименьшей вероятностью возникновения ДТП.
-
Группа 2.Не связанные с движением
Вместимость Прочность Долговечность Приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту Приспособленность к погрузочно-разгрузочным работам Приспособленность к посадке-высадке пассажиров
-
Вместимость
свойство автомобиля, определяющее количество грузов и пассажиров, которые могут быть перевезены одновременно.
-
Прочность
свойство автомобиля работать без поломок и неисправностей.
-
Долговечность
свойство автомобиля работать без интенсивного изнашивания отдельных частей, механизмов и систем, вызывающего прекращение эксплуатации автомобиля.
-
Приспособленность к ТО и Р
свойство автомобиля, определяющее простоту и трудоемкость этих работ, а также время простоя при их выполнении.
-
Приспособленность к погрузочно-разгрузочным работам
свойство автомобиля обеспечивать выполнение этих работ с наименьшими затратами времени и труда.
-
Приспособленность к посадке и высадке пассажиров
свойство автомобиля, характеризующее продолжительность остановки и удобство при входе и выходе.
-
Условия эксплуатации
Дорожные условия; Транспортные условия; Природно-климатические условия.
-
Измерители и показатели эксплуатационных свойств
Измерителем эксплуатационного свойства называется единица измерения, характеризирующая это свойство с качественной стороны (например, скорость движения автомобиля). Показателем эксплуатационного свойства называется число, определяющее величину измерителя этого свойства, его количество (например, значение максимальной скорости автомобиля).
-
Качество, технический уровень, свойства, эффективность автомобилей
Качество автомобиля – это совокупность свойств, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением. Грузоподъемность – максимальная масса груза, перевозимая автомобилем; зависит от размеров и прочности основных несущих узлов и агрегатов шасси. Удельная объемная грузоподъемность – отношение грузоподъемности к вместимости кузова. Средняя техническая скорость автомобиля характеризует его способность доставлять грузы или пассажиров с минимальными затратами времени.
-
Двигатель и его характеристики
Внешняя скоростная характеристика бензинового двигателя без ограничителя угловой скорости коленчатого вала
-
Внешняя скоростная характеристика бензинового двигателя с ограничителем угловой скорости коленчатого вала
-
Внешняя скоростная характеристика дизельного двигателя
-
Расчет внешней скоростной характеристики
Для бензиновых двигателей Для четырехтактных дизелей Эффективный крутящий момент Угловая скорость коленчатого вала .
-
Раздел. 2. Анализ процесса прямолинейного движения автомобиля и его законы
Радиусы колеса. Скорость и ускорение колеса. Динамика автомобильного колеса. Коэффициент сопротивления качению колеса. Ведущий, свободный, нейтральный, ведомый и тормозной режимы качения. Силы, действующие на автомобиль при движении.
-
Радиусы колеса
Свободный радиусrcв – 1/2 диаметра наибольшего сечения беговой дорожки колеса, не нагруженного внешними силами в плоскости перпендикулярной оси вращения при отсутствии контакта колеса с дорогой.
-
Статический радиусrс – расстояние от центра неподвижного колеса, нагруженного только нормальной силой до опорной поверхности дороги.
-
Динамический радиусrд- расстояние от центра катящегося колеса до опорной поверхности дороги.
-
Пример применения формулы для определения радиуса колеса
175/70R13 или 245 – 508 Δ – отношение высоты к ширине шины; λсм – коэффициент, учитывающий смятие шины под нагрузкой
-
Радиус каченияrкач – отношение продольной составляющей поступательной скорости колеса к его угловой скорости:
-
Линейную скорость колеса, м/с, можно определить с помощью выражения vк = rк ∙ ωк
-
Динамика автомобильного колеса при качении по недеформируемой поверхности
Рассмотрим, указанные на рисунке силы и момент.
-
Нормальная реакция дороги
-
Смещение нормальной реакции дороги относительно оси колеса
Эпюры давлений: а – неподвижного колеса; б – катящегося колеса
-
Касательная реакция дороги
Отношение называют полной окружной силой колеса Рко или полной тяговой силой колеса Рт
-
Полная окружная сила является количественной характеристикой нагружения колеса.
-
При постоянной поступательной скорости
-
Коэффициент сопротивления качению колеса
где ,
-
Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на коэффициент сопротивления качению.
На коэффициент сопротивления качению влияют: тип покрытия дороги и ее состояние; скорость движения автомобиля; давление воздуха в шине; температура шины и окружающей среды; нагрузка на колесо; размеры колеса и его конструктивные особенности; момент, передаваемый через колесо.
-
Можно приблизительно подсчитать коэффициентf при различных скоростях движения по формуле
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.