Содержание
-
Современные способы обучения детей с низким уровнем интеллектуальных способностей
Волкова Л.А.- доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО
-
Понятие «Интеллект»
Интеллект — это совокупность, цельность познавательных процессов, включающая ряд частных компонентов, таких как память, умственная работоспособность, объем знаний, характер протекания мыслительных процессов, их адекватность ситуации, реальность, точность суждений и умозаключений О. В. Кербиков (1955 г).
-
Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже
Мышление (интеллект)- психическая адаптация к новым условиям. Стадия сенсомоторного интеллекта (от 8-10 месяцев до 1,5 года). Символический, или допонятийный интеллект (от 1,5-2 до 4 лет). Стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет). Стадия конкретных операций (от 7 - 8 до 11 -1 2 лет). Стадия формальных операций, или рефлексивный интеллект (от 11 -12 до 14-15 лет).
-
Основные характеристики детей с низкими интеллектуальными способностями.
Слабая любознательность. Нарушение восприятия и внимания к любой информации. Неспособность к воспроизведению информации (несформированная логика). Отсутствие критичности и неадекватность эмоций. Несформированность всех сторон речи. Трудности в восприятии пространства и времени.
-
Слабая любознательность
равнодушен к содержанию урока; не пытается сам найти информацию по теме; не видит следующих действий. подчёркнуто личностное отношение к ребёнку; мотивация на познание на уровне его психического развития; предложение работать с вами сообща.
-
Нарушение восприятия
соотнесение действий, которые известны с теми, которые нужно применить; непонимание связей между частями целого; выделение главного и обобщение даются с трудом обращаться к ученику с просьбой описать то, что ему уже может быть известно об объекте(предмете) изучения, иногда буквально обведение контура предмета; давать время на восприятие чего-либо больше, чем другим; -задавать конкретные вопросы (среди других объектов найди…); давать ученикам возможность самим решать с какого расстояния и с какой стороны им нужно рассмотреть изучаемый объект.
-
Нарушение внимания
не способны пользоваться словесной инструкцией; не могут перейти от одной деятельности к другой; «слушают и не слышат», «смотрят и не видят» «соскальзывание» на знакомый способ решения. письменная инструкция; составленные (персонально) учащимися справочники; тренинг новых способов действий на простом материале с постепенным его усложнением; проговаривание характеристик объектов не замеченных учащимся; меньшее количество шагов в самостоятельной работе, чем у других детей.
-
Память
Двигательная Наглядно- образная Эмоциональная Логическая Механическая
-
Неспособность к воспроизведению информации
медленное запоминание; непрочность усвоения знаний вцелом (хранение); воспроизведение не самого важного, а того, что запомнилось; не логичное изложение. проработка заданий на практике; использование опор и «напоминалок»; создание условий для понимания того, что не запомнилось; краткое изложение информации каким-либо способом учащимся
-
Несформированность речи
косноязычие, скудность присутствия описательных средств; неправильная и неточная речь. развитие мышления; создание эмоционально провоцирующих ситуаций; составление предложений из предложенных слов; дописывание предложений; использование словесных опор.
-
Образовательные технологии для учеников с низким уровнем интеллектуального развития
-
Задачи школы по М. Монтессори:
« Нужно последовательно подготовить человеческую личность для всех непредвиденных возможностей…» Воспитание должно быть очень полноценным не только для тех, кто выбирает интеллектуальные профессии, но гораздо более для всех других людей (крестьянин тоже должен разбираться в проблемах жизни).
-
Основные подходы к обучению по М. Монтессори
1.От общего к частному и от целого к деталям. (обобщённое содержание раньше деталей). Выявление самой сути изучаемых объектов и процессов. 2. Систематическая классификация Упорядочивание, построение сериационных рядов (тип, класс, семейство, род, вид). Подбор ряда по убывающим или нарастающим признакам. 3.Пробуждение воображения. Числовые соотношения (сельдь во время нереста откладывает 70 000 икринок. и др.) Обучение на основе ярких привлекательных историй. 4.Помощь в изучении выбранной темы на основе самостоятельной деятельности . Без помощи педагога. Практическая работа с дидактическим материалом. 5.Фронтальное преподавание отдельных предметов и тем: Учитель разбирает с детьми фронтально наиболее сложные места в теме, помогает найти ориентировку, затем дети работают в группах и в свободном режиме по своим темам.
-
Материалы для выстраивания сериационных рядов
-
Планшет « Геометрик»
-
Основными принципами работы учителей с учащимися, имеющими низкий уровеньспособностей
доброжелательный тон; ясность задачи для учащегося ; проблемность активизация мыслительной деятельности на каждом этапе обучения; подмечать положительные качества в ребёнке; показывать его сильные стороны; преподавать строго так, чтобы захватывать не только ум, но и развивать чувства учащегося; создание ситуации успеха;
-
Википедия — свободная энциклопедия
Разноуровневое обучение— это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового.
-
Модель разноуровневого урока для детей с сохранённым интеллектом
Информация по теме (устная, письменная, наглядная, др.) Образец выполнения задания. Практическое задание для учащихся репродуктивного уровня Справились Не справились Задание конструктивного уровня Объяснение и вновь задание репродуктивного уровня Не справились Справились Справились Не справились Задание продуктивно- творческого уровня Задание конструктивного уровня Объяснение и вновь задание репродуктивного уровня Задание конструктивного уровня
-
Репродуктивный уровень
Репродуктивный уровень обученияуровень обучения(выполнение заданий по образцу, узнавание, различение, запоминание и воспроизведение, собирание информации и подобное) Это уровень, на котором учащийся ничего сам принципиально нового не производит: ни новых знаний ни новых способов деятельности. Он лишь использует образец , данный учителем.
-
Модель разноуровневого урока на основе репродуктивного обучения
Привлечение внимания Образец действия Самостоятельное выполнение образца действия Выполнение действия по образцу при помощи педагога Самостоятельное выполнение действия по образцу Выполнение несложного прикладного творческого задания Повторный образец действия Выполнение действия по образцу при помощи педагога Самостоятельное выполнение действия по образцу Самостоятельное выполнение аналогичного действия Самостоятельное выполнение аналогичного действия Самостоятельное выполнение аналогичного действия Выполнение развивающего задания на основе образца Выполнение несложного прикладного творческого задания
-
Деятельность по образцу.
Выполнение действий по образцу при помощи учителя. Выполнение действий по образцу под наблюдением учителя. Выполнение действий по образцу под контролем учителя. Выполнение аналогичных действий в другой ситуации. Выполнение деятельности по образцу через 3 дня; 2 недели; полтора месяца, пол года.
-
Типовая модель урока для детей с недостаточным интеллектом
Действие 1 Действие 2 Действие 3 Результат Запоминание и воспроизведение Наглядность Педагогическое воздействие Практика
-
Речевая коммуникация детей без нарушений интеллекта
Критерии результативности Понимание значимости (положительных сторон) межличностного общения. Умение договариваться Умение вести диалоги и полилоги. Умение получать общий и индивидуальный результаты при групповом взаимодействии.
-
Подходы к развитию речи детей с недостаточным интеллектом
Не говорить за детей. Не делать вид, что понятно сказанное, если дети говорят жестами. Просить комментировать действия. Просить обращаться с просьбами к другим детям. Использовать опоры при рассказе. То что нужно запомнить и пересказать излагать эмоционально. Использовать технику « абсурда»
-
Проблемное обучение (формируемые умения)
Понимание наличия трудности. Понимание причин появления проблемы. Умение принять ситуацию (без паники) Поиск вариантов решения проблемы и выбор оптимального решения. Шаги Обеспечение безопасности процесса решения проблемы. Рефлексия процесса решения проблемы.
-
Желаем удачи!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.