Содержание
-
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский № 126 Выборгского района Санкт-Петербурга Консультация для педагогов Санкт-Петербург февраль 2019 г. Выполнила Крылова И.В. «Дидактическая игра как средство экологического воспитания младших дошкольников»
-
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Существует традиционная классификация дидактических игр словесные настольно-печатные игры с предметами Использование дидактических игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.
-
Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы дидактические игры желательно проводить в естественной природной среде. Дидактические игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей. Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока: - игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней); - игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.
-
Значение дидактических игр экологической направленности. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.
-
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.) Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки» и т. д. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
-
«Чудесный мешочек» Цель: Формирование, закрепление знания детей о овощах и фруктах Развивитие мелкой моторику пальцев, тактильных ощущений, речь детей. Материал: Красиво оформленный мешочек, настоящие или муляжи овощей и фруктов. Ход игры: Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам. «Две корзины» На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твѐрдости – мягкости, вкусу или даже запаху. «
-
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания. Памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке.
-
«Воздух, земля, вода» (словесная игра) Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр. «Летает, бегает, плавает, прыгает» Словесные дидактические игры Организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь. Дидактические игры можно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке.
-
Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.
-
«Рассели животных по домам» Цель: Развитие и закрепление знаний детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивитие речи. Материал: Фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации). Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д. Ход игры: На фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зоны на фланелеграф.
-
«Третий лишний» Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о классификациях разных природных объектов. Развитие логического мышления, речи. Материал: карточки с разнообразными объектами. Ход игры: Выставляются карточки: два– одного вида, а третья другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор. Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты. Широко используют в дидактических играх наглядные материалы и иллюстрации «Угадай времена года» «Пазлы»
-
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений и ситуаций тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С ИГРУШКАМИ-АНАЛОГАМИ РЫБКИ ЖИВЫЕ И ИГРУШЕЧНЫЕ. Сравнение внешнего облика (для детей младшего дошкольного возраста) Дидактическая цель: дать детям представление о строении рыб на примере живой и игрушечной рыбок. Ход игры. Дети рассматривают рыбок в аквариуме. Воспитатель задает вопросы: «Какое тело у рыб? Где голова, хвост? Какие они? Где у рыбок спина, брюшко?» Раздает детям игрушечных рыбок, предлагает рассмотреть их, обвести пальцем по контуру, затем уточняет: «Голова у рыбок впереди, хвост сзади, плавники находятся на спине, хвосте, брюшке. Спина сверху, брюшко снизу. На голове есть рот, глаза, жабры». Спрашиваем: «Чем рыбка-игрушка отличается от рыбок в аквариуме? » Предлагаем детям самостоятельно поиграть с игрушечными рыбками.
-
ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ У детей дошкольного возраста много любимых героев сказок и популярных мультфильмов. Эти персонажи можно использовать для создания игровых ситуаций, которые позволяют расширить представления детей о растениях и животных, вызовут добрые чувства к ним. Особенно важны такие герои, которые представлены куклами. При разработке игровых обучающих ситуаций нужно использовать характерные, примечательные черты сказочных героев, особенности их поведения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.