Содержание
-
ГАОУ ГИМНАЗИЯ Г. ТРОИЦКАДИЗАЙН-ПРОЕКТ«РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЛИМПОПО»».
Разработали воспитатели: Козак О.А. Г. Москва Г. Троицк, 2024г. Г. Москва Г. Троицк, 2024г.
-
Паспорт проектаПроект по инновационному подходу к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ для младших дошкольников.Вид проекта: практико-ориентированный.Участники: воспитатели группы, родители и дети первой младшей группы «Лимпопо».Цель проекта: Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГТ.Задачи проекта:1. изучить новые подходы в организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников2. организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды в ДОУ.Ожидаемый результат: Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов.Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни
-
Этапы и мероприятия реализации проекта:1.Подготовительный этап:Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Формирование проблемы, цели и задач проекта. Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста. Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группа ДОУ. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах. 2.Основной этап:Практическая реализация проекта: подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков. Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды. Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.3.Заключительный этап:Подведение итогов.
-
Актуальность проекта:Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для младших групп, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития». Младший возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство малыша с элементарными основами различных видов деятельности. Начинает формироваться его личностное отношение к окружающему. Закладываются предпосылки творчества.Окружающая среда должна быть организована с учетом возможностей самого ребенка в каждый микропериод его раннего детства. Развивающая предметно- пространственная среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.Гораздо менее разработанной в современной теории и практике является проблема организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, особенно в группах раннего развития, что показал анализ литературных источников, практической деятельности педагогов-психологов и специалистов дошкольного образования.
-
Обоснованность:Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под редакцией В.А.Петровского. Здесь применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды:принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога;принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в спортивном и музыкальном зале, бассейне, в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», спортивный;принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»;принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;принцип эмоциогенности среды – предметная деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отлик, нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий;индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – если и тем и другим комфортно в предметной деятельности, то она естественно сбудет способствовать развитию детей;принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды эстетическая организация среды - следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды: использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика, необычных элементов образного декора;принцип открытости – закрытости – развивающая предметная сфера позволяет добавлять в себя различные элементы, а также по мере необходимости убирать уже ненужные;принцип учета половых и возрастных различий детей - реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами, т.е содержание должно отражать в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков, в настоящее время наблюдается дисбаланс в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий, поэтому, как мы уже отмечали выше зачатки работы с детьми с учетом их полоролевой специфики нужно начинать уже с 2-3 лет.
-
Подготовительный этап:Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов явились:Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18.01..2012);Новые санитарные правила утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);Устав ДОУ;проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.).
-
Материально-технические ресурс (необходимые для выполнения проекта):-подбор исторической, художественной и методической литературы,-подбор наглядного материала (презентации, иллюстрации, фотографии, зарисовки),-подготовка материала для продуктивной деятельности,-дидактические, сюжетно-ролевые игры,-выставки творческих работ детей совместно с родителями,-создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала),-использование интерактивных технологий ( цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук),-материалы Интернет.
-
Оборудование нашей группы позволяет реализовать организацию воспитания ребенка раннего возраста на научной основе по следующим принципам:Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развитияОборудование группы мебелью и пособиями отвечает задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообществаИнтерьер группы рассчитан на одновременное присутствие 20 детей раннего возраста. При этом учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом. Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания. Оборудование группы способствует соблюдению условий жизни малышей, входящих в одну группу, но живущих по разным режимам соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Способствует методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом. Принцип надежности и безопасностиИнтерьер группы включает предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.Принцип гигиенического соответствияПредметы мебели и оборудование выполнены из экологически чистых материалов, имеют водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформируются.Предметы мебели и оборудование удобны для ребенка, создают ощущение комфорта. В их конструкции заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.Принцип рациональностиОборудование и мебель выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 20 детей раннего возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, рационально расположено для работающего взрослого.Принцип возрастного и гендерного соответствия.
-
Основной этап:Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности. В группе оборудованы отдельная спальная и раздевальная комнаты, туалетная комната. Территория участка группы благоустроена: большое количество зеленых насаждений, разнообразные кустарники, цветочная клумба, разбиты газоны. В групповых комнатах созданы центры активности. Развивающая ПРС организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и участка, а так же материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учет особенностей и коррекции недостатков их развития.
-
Развивающая предметно - пространственная среда первой младшей группы «Лимпопо»
1.Уголок интеллектуального развития. Комплектация: -вкладыши разной формы -игрушки-шнуровки -мозаика -лото по разным темам -настольно-печатные игры -тактильные мешочки с разным содержанием -пирамиды -сортеры -игры с прищепками. 2.Уголок сюжетно-ролевых игр. «Кухня» Комплектация: -кухонный уголок (стол, кресла, плита, мойка) -набор кухонной посуды -столовые приборы -муляжи овощей и фруктов -фартуки, прихватки, колпаки.
-
«Больница»Комплектация:-наборы доктора-дидактические картинки по теме-халат.
«Уголок ряженья» Комплектация: -шкаф с зеркалом -костюмы -головные уборы -аксессуары. «Салон красоты» Комплектация: -набор парикмахера -аксессуары для украшения.
-
3.Уголок природы.Комплектация:-дидактические картинки по сезону-домашние животные, дикие животные, животные жарких стран-аквариум-дидактические игры.4.Уголок безопасности.Комплектация:-дидактические картинки-специальные машинки-сказки по безопасности.5. «Книжкин дом».Комплектация:-различная детская литература (сказки, потешки, загадки, стихи и т.д.).
6.Музыкально-патриотический уголок. Комплектация: - музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, бубен, детские гитары - демонстрационные карточки «Музыкальные инструменты» -музыкальная колонка -государственная символика (герб, флаг, гимн) -тематическая литература -предметы искусства народов России. 7.Театральный уголок. Комплектация: -ширма для игры в театр -кукольный театр на руку («Репка», «Зайкина избушка») -теневой театр («Три поросёнка», «Гуси-лебеди», «Теремок») -театр масок («Репка», «Курочка ряба») -настольный деревянный театр («Теремок»).
-
8.Уголок конструирования. Комплектация: - конструкторы с разными способами крепления, лего -деревянный конструктор -объемный конструктор - строительные инструменты (топот, пилка, молоток, плоскогубцы, ключи разных размеров). 9.Уголок ПДД. Комплектация: -дорожные знаки -дидактические картинки по теме -коврик с изображением дорожного движения -игрушечные автомобили (легковые, грузовые, спец.техника). 10.Уголок физического развития. Комплектация: -мячи разных размеров -обручи -скакалки -флажки -мешочки для метания -канаты -кегли -флажки, ленточки -кольцеброс
-
3. Заключительный этапВывод:Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.