Презентация на тему "ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС"

Презентация: ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
Включить эффекты
1 из 46
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (4.59 Мб). Тема: "ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС". Содержит 46 слайдов. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2021 году. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    46
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
    Слайд 1

    ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС

  • Слайд 2

    Модуль 1

    Экономика предприятия

  • Слайд 3

    Экономика предприятия

    1. Введение в экономику предприятия 2. Предприятие как субъект хозяйствования. Понятие цели и направленности деятельности 3. Правовые основы функционирования предприятия 4. Классификация и структура предприятия

  • Слайд 4

    1. Введение в экономику предприятия

    Экономика— термин греческого происхождения, что дословно означает “искусство ведения хозяйства”. Любую работу, в процессе которой люди изготовляют необходимые для жизни продукты и предметы (материальные блага), перевозят и продают их, осуществляют послепродажное сервисное обслуживание товаров длительного использования, принято называть производственно-хозяйственной и коммерческой деятельностью, а предприятия (фирмы, организации), которые ведут такую деятельность, — субъектами хозяйствования (предпринимательской деятельности).

  • Слайд 5

    В то же время термином “экономика” широко пользуются для обозначения комплекса отдельных экономических наук, охватывающего экономическую теорию (политическую экономику); историко-экономические науки (историю экономической мысли, историю народного хозяйства); функциональные науки (размещение производительных сил, макроэкономику, микроэкономику, маркетинг, менеджмент, экономику труда, статистику, финансы, учет, аудит и др.); экономику разных отраслей народного хозяйства (промышленности, агропромышленного комплекса, строительства, транспорта, торговли и др.); экономику конкретных предприятий и организацию производства.

  • Слайд 6

    Экономика предприятия как конкретная отрасль экономической науки базируется на познании и сознательном использовании экономических законов и закономерностей функционирования и развития общественного производства.

  • Слайд 7

    2. Предприятие как субъект хозяйствования. Понятие цели и направленности деятельности

    Любое общество для обеспечения нормального (достаточно комфортного) уровня своей жизнедеятельности осуществляет множество видов конкретного труда. С этой целью люди создают определенные организации (трудовые коллективы), которые совместно выполняют ту или иную миссию (реализуют программу или цель) и действуют на основе определенных правил и процедур.

  • Слайд 8

    Организации с предпринимательским характером деятельности принято называть предприятиями. Предприятие— это организационно выделенное и экономически самостоятельное основное (первичное) звено производственной сферы народного хозяйства, изготовляющее продукцию (выполняющее работу или предоставляющее платные услуги).

  • Слайд 9

    Для эффективного хозяйствования существенным является определение целей создания и функционирования предприятия (фирмы). Генеральную (главную) цель предприятия, то есть четко очерченную причину его существования, в мировой экономике принято называть миссией. В большинстве случаев миссией современного предприятия (фирмы) считается производство продукции (услуг) для удовлетворения потребностей рынка и получения максимально возможной прибыли.

  • Слайд 10

    На основе общей миссии предприятия формулируются и устанавливаются общефирменные цели, которые должны отвечать определенным требованиям: во-первых, цели предприятия должны быть конкретными и поддаваться измерению; во-вторых, цели предприятия должны быть ориентированными во времени, то есть иметь конкретные горизонты прогнозирования; в-третьих, цели предприятия должны быть достижимыми и обеспечивать повышение эффективности его деятельности; в-четвертых, с позиции динамики эффективности производства множественные цели предприятия должны быть взаимно поддерживающими, то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не могут препятствовать реализации других целей.

  • Слайд 11
  • Слайд 12

    В практике хозяйственности каждое предприятие (фирма) как сложная производственно-экономическая система осуществляет много конкретных видов деятельности, которые, исходя из критерия родственности, можно объединить в отдельные основные направления (рис. 1.2).

  • Слайд 13

    В соответствии с логикой и последовательностью процесса воспроизводства определяющим направлением деятельности каждого предприятия является изучение рынка товаров, или ситуационный анализ. Такой анализ должен предусматривать комплексное исследование рынка, уровня конкурентоспособности и цен на продукцию, других требований покупателей товаров, методов формирования спроса и каналов товарообращения, внешней и внутренней среды предприятия.

  • Слайд 14

    Результаты изучения рынка товаров служит базой для обоснования конкретных путей совершенствования и развития инновационной деятельности предприятия (фирмы) на перспективный период. Инновационная деятельность охватывает научно-технические разработки, технологическую и конструкторскую подготовку производства, внедрение технических, организационных и других нововведений, формирование инвестиционной политики на ближайшие годы, определение объема необходимых инвестиций и т. п.

  • Слайд 15

    Наиболее сложным по объему организационно-технических задач направлением является производственная деятельностьпредприятия (фирмы), ее организация и оперативное регулирование в пространстве и времени. Из всей совокупности постоянно осуществляемых мероприятии, составляющих производственную деятельность, наиболее важными нужно считать: обоснование объема изготовления продукции определенной номенклатуры и ассортимента в соответствии с потребностями рынка; формирование маркетинговых программ для отдельных рынков и каждого вида продукции, их оптимизацию относительно производственных возможностей предприятия; сбалансирование производственной мощности и программы выпуска продукции на текущий и каждый последующий год прогнозного периода; обеспечение производства необходимыми материально-техническими ресурсами; разработку и соблюдение согласованных во времени оперативно-календарных графиков выпуска продукции.

  • Слайд 16

    Эффективность инновационно-производственных процессов, постоянно осуществляемых на каждом предприятии (фирме) определяется уровнем коммерческой деятельностипредприятия (фирмы), значимость которой в условиях рынка существенно возрастает. Это очевидно, поскольку от масштабов и качества именно этого направления деятельности предприятия в наибольшей мере зависит финансовая результативность производства, которую наиболее полно характеризует величина получаемой прибыли. Необходимым условием достижения желаемого успеха коммерческой деятельности является действенная реклама и непосредственная организация сбыта своей продукции, развитие системы товарных бирж, надлежащее стимулирование покупателей.

  • Слайд 17

    К интегрированному направлению, охватывающему много конкретных видов, принадлежит экономическая деятельностьпредприятия (фирмы). В частности она включает: стратегическое и текущее планирование, учет и отчетность, ценообразование, систему оплаты труда, ресурсное обеспечение производства, внешнеэкономическую и финансовую деятельность и др. Это направление является определяющим для оценки и регулирования всех элементов системы хозяйствования на предприятии.

  • Слайд 18

    Особое значение имеет социальная деятельность, поскольку она существенно влияет на эффективность всех других направлений и конкретных видов деятельности (инновационной, производственной, коммерческой, экономической), результативность которых непосредственно зависит от уровня профессиональной подготовки и компетентности всех категорий работников, действенности применяемого мотивационного механизма, постоянно поддерживаемых на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива. Поэтому эффективное управление персоналом должно стать приоритетным и наиболее важным направлением деятельности каждого предприятия (фирмы) в условиях социально ориентированной рыночной экономики.

  • Слайд 19

    3. Правовые основы функционирования предприятия

  • Слайд 20
  • Слайд 21
  • Слайд 22

    Общие принципы управления предприятием и самоуправления трудового коллектива. Управление предприятием осуществляется в соответствии с его уставом на основе сочетания прав собственника имущества и принципов самоуправления трудового коллектива. Собственник реализует свои права н управление предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы. Управленческие права могут быть делегированы совету предприятия (правлению). Высшим руководящим органом коллективного предприятия является общее собрание (конференция) собственников имущества, а исполнительные функции осуществляет правление.

  • Слайд 23

    Формирование и использование имущества предприятия. Имущество предприятия составляют материальные активы и оборотные средства а также другие ценности, стоимость которых отражается в его самостоятельном балансе и которое принадлежит предприятию по праву собственности или полного хозяйственного ведения (владение, пользование и распоряжение имуществом по собственному усмотрению). Источниками формирования имущества предприятия служат: денежные и материальные взносы учредителей; доходы от реализации продукции, других видов хозяйственной деятельности, от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; капитальные вложения, дотации из государственного и местного бюджетов; поступления от разгосударствления и приватизации собственности или от приобретенного имущества другого предприятия (организации); бесплатные или благотворительные взносы предприятий, организаций и отдельных граждан.

  • Слайд 24

    Предпринимательская (хозяйственно-экономическая) деятельность. Каждое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы (стратегию) развития, исходя из спроса на изготавливаемую (работу, выполняемые услуги) и необходимости постоянного увеличения собственной прибыли, а также осуществляет материально-техническое обеспечение производства, реализуя прямые соглашения (контракты) с поставщиками или прибегая к посредничеству торговых бирж. На всех предприятиях основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственно-экономической деятельности является прибыль (доход). Порядок использования прибыли (дохода) определяет собственник предприятия или уполномоченный им орган. Государственное влияние на выбор направлений использования прибыли (дохода) осуществляется через систему налогов, налоговых льгот, различных экономических санкций.

  • Слайд 25

    Предприятие и государство: гарантии прав, условия и контроль деятельности, ответственность. Государство гарантирует соблюдение законных прав и интересов каждого предприятия. Осуществляя хозяйственную и другую деятельность, предприятие имеет право по собственной инициативе принимать любые решения в пределах действующего законодательства Украины. Государство обеспечивает любому предприятию равные экономические и правовые условия хозяйствования. С этой целью оно: способствует развитию рынка, осуществляя его регулирование с помощью экономических методов и антимонопольного законодательства; обеспечивает льготные условия тем предприятиям, которые внедряют прогрессивные технологии и создают новые рабочие места; стимулирует развитие малых предприятий предоставляя льготы по налогообложению и государственному кредитованию, создавая фонды содействия развития малых предприятий и т.п.Контроль за отдельными видами деятельности предприятия осуществляет государственная налоговая инспекция и государственные органы, выполняющие надзор за безопасностью производства и труда (включая экологическую безопасность) в пределах своей компетенцией установленной законодательными актами Украины.

  • Слайд 26

    Устав предприятия. Любое предприятие (добровольное объединение предприятий) действует на основании собственного устава, то есть определенного собрания обязательных правил, регулирующих его индивидуальную (совокупную) деятельность, взаимоотношения с другими субъектами хозяйствования. Устав должен соответствовать основным положениям Закона Украины “О предприятиях”. Его утверждает собственник или учредитель предприятия (добровольного объединения предприятий), а для государственных предприятий — собственник имущества с участием соответствующего трудового коллектива. В уставе предприятия определяются: его точное наименование и место нахождения; собственник (собственники) или учредитель (учредители); основная миссия и цель деятельности; органы управления и порядок их формирования; компетенции (полномочия) трудового коллектива и его выборных органов; источники и порядок образования имущества; условия реорганизации и порядок ликвидации.

  • Слайд 27

    Коллективный договор. На предприятии важную социальную роль играет коллективный договор — соглашение между трудовым коллективом в лице профсоюза и администрации (собственником или уполномоченным им органом), который заключается (уточняется) ежегодно и не может противоречить действующему законодательству Украины. Коллективным договором регулируются производственные, трудовые и экономические отношения трудового коллектива с администрацией (собственником) любого предприятия, использующего наемный труд. Коллективный договор, как правило, состоит из вводной части, знакомящей трудовой коллектив о направлениях развития и совершенствования производства (деятельности), условиях труда и культурно-бытового обеспечения работников, а также несколько разделов с конкретными обязательствами администрации по основным направлениям деятельности коллектива.

  • Слайд 28

    4. Классификация и структура предприятия

    Виды предприятий. Для обеспечения эффективного хозяйствования в рыночных условиях, квалифицированного управления предприятиями исключительно важной является их четкая и полная классификация по определенным признакам. Достаточную для практической деятельности классификацию предприятий можно составить на основании таких признаков: 1) цель и характер деятельности; 2) форма собственности; 3) национальная принадлежность капитала; 4) правовой статус и форма хозяйствования; 5) отраслевой и функциональный вид деятельности; 6) технологическая и территориальная целостность; 7) численность работников

  • Слайд 29
  • Слайд 30
  • Слайд 31

    Частнымиявляются предприятия, принадлежащие отдельным гражданам на правах частной собственности и с правом найма рабочей силы. К этому виду относят и те индивидуальные и семейные предприятия, которые базируются также на частной собственности, но только на личном труде (труде членов семьи). Коллективнымназывают предприятие, которое базируется на собственности его трудового коллектива, а также на собственности кооператива, другого уставного общества или общественной организации. Коммунальным— предприятие, основанное на базе собственности соответствующей территориальной общины. Государственнымиявляются предприятия, основанные на государственной собственности. К государственным принадлежат также так называемые казенные предприятия, то есть предприятия, не подлежащие приватизации. Решение о придании государственному предприятию статуса казенного принимает Кабинет Министров Украины, руководствуясь каким-либо одним из таких условии: а) предприятие осуществляет производственную или другую деятельность, которую в соответствии с действующим законодательством может выполнять только государственное предприятие; б) главным потребителем продукции предприятия (более 50 %) является государство; в) предприятие является субъектом природных монополий.

  • Слайд 32
  • Слайд 33

    Наиболее важной является классификация предприятий (фирм) по правовому статусу и форме хозяйствования. Единоличное предприятиеявляется собственностью одного лица или семьи; оно несет ответственность по своим обязательствам всем имуществом (капиталом). Кооперативные предприятия (кооперативы) — добровольные объединения граждан с целью совместного ведения хозяйственной или другой деятельности. В государственном секторе экономики одной из форм предпринимательства являются арендные предприятия. Аренда состоит во временном (на договорной основе) владении и пользовании имуществом, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской деятельности. Выделяемые по этому признаку хозяйственные обществаявляются объединениями предпринимателей. В большинстве стран с рыночной экономикой такие общества в зависимости от характера интеграции (лиц или капитала) и меры ответственности по обязательствам (полная или частичная) делятся на полные, с ограниченной ответственностью, коммандитные и акционерные

  • Слайд 34

    Полное общество (общество с полной ответственностью) — общество, все участники которого занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам предприятия всем своим имуществом. Обществом с ограниченной ответственностью считается такое, которое имеет уставный фонд, разделенный на части; размер их определяется учредительными документами. Участники этого общества несут ответственность в пределах их взноса. Коммандитнымявляется общество, которое, наряду с членами с полной ответственностью, включает одного и больше участников, ответственность которых ограничивается личным взносом в имущество такого общества. Наиболее развитой формой хозяйственных обществ является акционерное общество. Акционерные общества бывают двух видов: открытого типа, акции которых распространяются путем открытой подписки и купли-продажи на фондовых биржах; закрытого типа, акции которых могут распространяться только между его учредителями.

  • Слайд 35

    Технологическую и территориальную целостность имеют так называемые материнские (головные) предприятия или фирмы. Особенностью их деятельности является то, что они контролируют другие фирмы. В зависимости от размера капитала, принадлежащего материнской (головной) фирме, а также правового статуса и степени подчиненности, предприятия, пребывающие в сфере влияния головной фирмы, можно разделить на дочерние, ассоциированные и филиалы. Дочернее предприятие (компания) — юридически самостоятельное организационное образование, осуществляющее коммерческие операции и составляющее отчетный баланс. При этом материнская фирма строго контролирует деятельность всех своих дочерних компаний, поскольку владеет контрольным пакетом их акций. Ассоциированное предприятиетакже является формально самостоятельным, но по разным причинам оно зависит от головной фирмы и должно подчиняться ее стратегическим целям. В отличие от дочерних и ассоциированных предприятий филиал не пользуется юридической и хозяйственной самостоятельностью, не имеет собственного устава и баланса, действует от имени и по поручению головного предприятия, имеет одинаковое с ним название. Почти весь акционерный капитал филиал принадлежит материнской фирме.

  • Слайд 36

    Среди субъектов хозяйственной деятельности отдельно выделяют малые (мелкие) предприятиясоставляющие основу малого бизнеса. К ним принадлежат субъекты хозяйствования с численностью работников: в промышленности и строительстве — до 200 чел.; в других отраслях производственной сферы — до 50 чел.; науке и научном обслуживании — до 100 чел.; отраслях непроизводственной сферы — до 25 чел.; розничной торговле — до 15 чел. Кроме того, с недавних пор официально принято называть микропредприятиямисубъектами малого предпринимательства со среднеучетной численностью работников до 10 чел. и объемом выручки от продажи продукции (предоставления услуг) до 250 тыс. грн. в год.

  • Слайд 37

    Структура предприятия. Под структурой любого предприятия принято понимать его внутреннее устройство, характеризующее состав подразделений и систему связей, подчиненности и взаимодействия между ними. При этом различают производственную и общую структуру предприятия. Основу деятельности каждого предприятия составляют производственные процессы, выполняемые в соответствующих подразделениях. Именно состав этих подразделений и характеризует производственную структуру предприятия.

  • Слайд 38

    Существует несколько принципов классификации производственных структур. 1. В зависимости от подразделения, деятельность которого положена в основу производственной структуры, различают цеховую,бесцеховую, корпусную и комбинатскую производственные структуры. При цеховой, производственной структуре основным производственным подразделением является цех, то есть административно обособленная часть предприятия, в которой выполняется определенный комплекс работ в соответствии с внутризаводской специализацией. По характеру своей деятельности цехи делятся на основные, вспомогательные, побочные и обслуживающие хозяйства.

  • Слайд 39

    Производственная структура машиностроительного предприятия

  • Слайд 40

    Основные цехи изготовляют продукцию, предназначенную для реализации на сторону, то есть продукцию, определяющую профиль и специализацию предприятия. Вспомогательные цехи производят продукцию, которая используется для обеспечения собственных потребностей предприятия. Побочные цехи занимаются, как правило, утилизацией, переработкой и изготовлением продукции из отходов основного производства. Обслуживающие хозяйства выполняют работы, обеспечивающие необходимые условия для нормального течения основных и вспомогательных производственных процессов. В структуре некоторых предприятий существуют еще и экспериментальные (исследовательские) цехи, занимающиеся подготовкой и испытанием новых изделий, разработкой новых технологий проведением разнообразных экспериментальных работ.

  • Слайд 41

    2. По форме специализации основных цехов различают технологическую, предметную и смешанную производственные структуры. Технологическая структура используется преимущественно на предприятиях единичного или мелкосерийного производства с разнообразной и нестабильной номенклатурой продукции. Признаком предметной структуры является специализация цехов на изготовление определенного изделия или группы однотипных изделий, узлов, деталей с использованием разнообразных технологических процессов и операций (цех кузовов, задний мост, двигателей на автомобильном заводе). Предметная структура производства распространена на предприятиях крупносерийного и массового производства с ограниченной номенклатурой и значительными объемами продукции. Преобладающее большинство предприятий использует смешанную производственную структуру, когда часть цехов специализирована технологически, а остальные — предметно.

  • Слайд 42

    3. В зависимости от наличия основных и вспомогательных процессов различают предприятия с комплексной и специализированной структурой производства. Предприятия с комплексной производственной структурой имеют всю совокупность основных и вспомогательных цехов, а со специализированной — только часть. Предприятия со специализированной структурой делятся на: Предприятия механосборочного типа, получающие заготовки от других предприятий; Предприятия сборочного типа, выпускающие продукцию из деталей, узлов и агрегатов, изготовляемых на других предприятиях; Предприятия заготовительного типа, специализирующиеся на производстве заготовок; Предприятия, специализирующиеся на производстве отдельных деталей.

  • Слайд 43

    Формирование производственной структуры осуществляется под влиянием многих факторов. Главным из них являются: производственный профиль предприятия: объемы производства продукции; уровень специализации; местонахождение предприятия.

  • Слайд 44

    Производственный профиль предприятия, то есть характер и особенности изготавливаемой продукции непосредственно определяют ход производственного процесса и состав соответствующих подразделений. Сложная технология, таким образом, увеличивает количество подразделений, ее реализующих, и предусматривает более разветвленную систему связи между ними. Сложная технология, таким образом, увеличивает количество подразделений, ее реализующих, и предусматривает более разветвленную систему связи между ними. Производственная структура предприятия зависит и от места его нахождения. Например, предприятия, размещенные в отдаленных от промышленных центров регионах, как правило более универсальны и автономны, имеют более развитую производственную структуру.

  • Слайд 45

    Наряду с производственной существует, как было сказано, так называемая общая структура предприятия. Общую структуру образует совокупность всех производственных, непроизводственных и управленческих подразделений предприятия. Типовая общая структура промышленного предприятия показана на рисунке.

  • Слайд 46
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке