Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 г. Вязьмы Смоленской области
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
-
«Эксперимент» (от греч. еxperimentym) – проба, опыт.Эксперимент - это любой опыт, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.
-
Детское экспериментирование – один из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.
-
Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
формирование у детей диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие собственного познавательного опыта; расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; расширение детского кругозора ; воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности
-
Экспериментально-исследовательская деятельность Постановка вопросов проблемного характера опыт Наблюдения Фиксация результатов моделирование Рассказы, сказки, загадки, стихи Эвристические беседы Дидактические игры Трудовые поручения
-
Формы и методы организации экспериментальной деятельностиИгровая деятельность: экспериментальные игры «Перевернутое имя», «Поможем золушке», «Где твой друг», «Что чем измеряют», «Притянет – не притянет» и др. позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.Лабораторные работы, опыты-эксперименты: действия с магнитом, лупой, измерительными приборами и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышение температуры, появление радуги и т.д.) побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.
-
Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне. Устное изложение, показ видео материалов, иллюстраций: использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию. Драматизация: ребенок берет на себя, то роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить и ответить на вопрос. Форма организации деятельности детей на занятии: индивидуально-групповая.
-
Формы проведения занятия занятие-игра сказка экскурсия занятие-эксперимент занятие-соревнование
-
При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать:
возрастные особенности детей закономерности психического развития ребенка жизненный опыт дошкольника
-
Особенности организации работы по экспериментированию в разных возрастных группах
Первая младшая группа развитие наглядно-образного мышления дети экспериментируют с предметами, рассматривают объекты делают кратковременные наблюдения отвечают на простейшие вопросы выполняют простейшие поручения Вторая младшая группа способны улавливать простейшие причинно-следственные связи появляется вопрос «почему?» пытаются сами отвечать на вопросы реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнением правил безопасности не могут
-
Средняя группа-действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные- необходим визуальный контроль взрослых в целях безопасности и поощрения воспитанников- начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений- можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксированияСтаршая группа- воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы- даются задания по прогнозированию результатов- опыты проводятся поэтапно- фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы- вводятся длительные эксперименты- хорошо запоминают правила безопасности, но могут их забыть
-
Подготовительная к школе группа- проведение экспериментов – норма жизни- проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезы, проверяют их истину, умеют от неё отказаться- проявляют инициативу- могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений- самостоятельно убирают оборудование после опытов
-
Этапы организации и проведения опытов: 1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации 2. Обсуждение проблемы коллективно 3.Прогнозирование результата (стар. возраст) 4. Уточнение правил безопасности 5.Уточнение плана исследования 6. Выбор оборудования и его размещение в зоне исследования 7. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя) 8. Наблюдение результатов эксперимента 9. Фиксирование результатов эксперимента 10. Формулировка выводов (при поддержки воспитателя в млад. дошкольном возрасте, самостоятельно в сред. и стар. дошкольном возрасте)
-
-
Блиц-игра «Вопрос-ответ»
-
1-я командаЧто является объектом познания детей раннего возраста?
-
2-я командаНазовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей 5-7 лет
-
1-я командаПеречислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет
-
2-я командаГлавная характерная особенность в познании детей 6-7 лет
-
1-я командаНазовите формы работы по познавательному развитию с детьми 2-4 лет
-
2-я командаПеречислите виды экспериментов с детьми 5-7 лет
-
1-я командаОтличительная особенность в познании детей 3-4 лет
-
2-я командаКакова новая форма познания у детей 4-5 лет?
-
Вывод: познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.