Содержание
-
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ.ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Подготовили: БардаковаИ.Н., Дмитриева О.В. МКДОУ детский сад «Сказка» № 172
-
«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». К.Е. Тимирязев
-
Эксперимент – научно –исследовательская работа с заранее совершенно неопределенным и неизвестным результатом. В системе образования под понятие эксперимент объединяют «поиск», «поисковую работу», «опыт», «опытно-экспериментальную работу» - все они подразумевают экспериментальную деятельность.
-
Цели экспериментирования:
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
-
В процессе экспериментирования дети учатся:
Видеть и выделять проблему; Принимать и ставить цели; Решать проблемы; Анализировать объект и явления; Выделять существенные признаки и связи; Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; Осуществлять эксперимент; Выдвигать гипотезы, предложения; Делать выводы.
-
Направления:
живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде. неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет. физические явления (свет, его свойства и признаки). человек:функционированиеорганизма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
-
Алгоритм подготовки эксперимента:
Выбор объекта исследования; Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы); Определение типа, вида и тематики эксперимента; Выбор цели, задач работы с детьми; Предварительная исследовательская работа (в мини-лаборатории или в центре науки); Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы; Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, фотографии, рисунки и пр.); Прогнозирование результата; Закрепление последовательности действий; Закрепление правил безопасности.
-
Методы экспериментирования:
Демонстрационный методпроводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). Фронтальный метод –это, когда эксперимент проводят сами дети.
-
Классификация экспериментов:
По продолжительности : кратковременные (5-15 минут), длительные (свыше 15 минут); По характеру включения в пед. процесс: систематические и эпизодические; По месту проведения: в группе, на участке и др; По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые; По способу применения: демонстрационные (проводит воспитатель) и фронтальные; По характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные, обобщающие; По характеру познавательной деятельности: иллюстративный (эксперимент подтверждает знакомые факты), поисковый (не знают заранее результата); А также: индивидуальные и групповые, однократные и циклические.
-
Структура детского экспериментирования
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Выдвижение гипотезы ; Поиск и предложение возможных вариантов решения; Сбор материала; Обобщение полученных данных.
-
Экспериментирование начинают со второй группы раннего возраста (2-3 года)
Дети принимают участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, форму, величину.
-
В младшем дошкольном возрасте(3-4 года):
Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Знакомятся со свойствами различных материалов: бумаги, дерева, пластмассы, ткани и объектов неживой природы: воды, солнечных лучей, льда, снега.
-
Экспериментирование в средней группе:
Цель – сформировать умение самостоятельно получать сведения о новом объекте. Дети знакомятся с переходом тел из одного состояния в другое (вода –лёд), исследуются объекты неживой природы: песок, глина, вода, воздух, камни. Проводятся эксперименты по выяснению причин отдельных явлений и т.д.
-
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Стимуляция детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выбора оптимального способа их осуществления. Необходимо стимулировать детей к самостоятельному анализу результата опытов, стремление делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
-
Занимательные опыты и эксперименты
-
1. Лимонный вулкан Задачи: выявить, что лимонный сок содержит лимонную кислоту, которая при смешивании с пищевой содой выделяет углекислый газ и цитрат натрия, что заставляет жидкость шипеть и пузыриться. Материалы:пищевая сода, лимонная кислота, жидкость для мытья посуды, гуашь, вода, стаканчики, ложечка, тарелочка. Ход: в стакан с водой добавляем гуашь и жидкость для мытья посуду, в другом стаканчике смешиваем соду и лимонную кислоту, перемешиваем, вливаем в эту смесь жидкость, полученную ранее и наблюдаем за действием. Вывод:действительно, при взаимодействии кислоты и соды появляется большое количество пузырьков-углекислого газа.
-
-
2. Шагающая вода Задача: сформировать у детей интерес к новым познаниям физических явлений. Материалы: 7 прозрачных стаканчиков, вода, бумажные полотенца, гуашь. Ход:наливаем в стаканчики воду. В первый стакан добавляем красный цвет, в третий желтый, в пятый синий, в седьмой красный, бумажные полотенца складываем вдоль так, чтобы получилось 6 трубочек, складываем пополам. Трубочки ставим одним концом в один стакан, а другой – в соседний, результат получается на следующий день. Вывод: бумажные полотенце имеет неплотную структуру, поэтому мы можем наблюдать такое природное явление как капиллярный эффект – подъём воды снизу-вверх вопреки силе тяжести.
-
-
3. Дрессировка спичек Задача: выявить способность кускового сахара впитывать в себя воду; а у мыла способность образовывать пятно, которое отодвигает предметы в стороны. Материалы: спички, миска, вода, сахар – рафинад, жидкое мыло. Ход:налить в миску воду и положить в неё несколько спичек, далее положить в центр миски кусок сахара. Спички притянутся к центру, добавляем в воду каплю жидкого мыла. спички «разбегутся» к краям миски. Вывод: когда мы кладём сахар, он начинает впитывать воду, создавая тем самым движение к центру. А мыло, наоборот, растекается воде и увлекает за собой спички.
-
-
4. Выращивание плесени на продуктах (хлеб, лимон, сыр, яблоко) Задачи:выявить, что для роста мельчайших живых организмов(грибков) нужны определенные условия. Материалы: продукты, тарелочки, полиэтиленовый пакет, лупа. Ход: дети помещают продукты в различные условия: в пакет в теплое место, в пакет в холодное место, без пакета. наблюдение в течении нескольких дней. Замечают:во влажных теплых условиях появляется плесень, в холодном и сухом- плесень не образуется. Вывод: продукты нужно хранить в холодильнике, можно посушить.
-
-
5. Опыты со снегом и льдом Задачи:выявить, что снег и лёд меняет свойства в зависимости от температурных условий. Материалы:снег, лёд, таз(большой), горячая вода, холодная вода, тарелочки, лупа. Ход:занести снег в помещение. Из поддающего снега слепили снеговика. Брали снег в руки, наблюдая как он быстро таял на ладошке. Снеговика опрыскивали сначала холодной водой – снег становился плотнее. Потом горячей водой, вследствие чего он растаял. В процессе таяние снега обнаружили загрязнения воды. Сравнили лёд со снегом, укутывали стакан со льдом в шарфик, сравнивая где быстрее происходит таяние льдинок. Вывод: в тепле снег тает, ложась на частицы пыли, грязи, выхлопов из окружающей среды.
-
-
-
«Групповые уголки экспериментирования в МКДОУ д/с №172 «Сказка»
-
Уголок экспериментирования в группе раннего возраста
-
Уголок экспериментирования в группе младшего дошкольного возраста
-
Уголок экспериментирования в среднем дошкольном возрасте
-
Уголок экспериментирования в старшей дошкольном возрасте группа «Колобок».
-
Уголок экспериментирования в подготовительной к школе группе «Красная шапочка»
-
Уголок экспериментирования в группе «Белоснежка» старшего дошкольного возраста
-
-
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и педагогов. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
-
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.