Содержание
-
Экспериментирование в дошкольных учреждениях
Поготовская Анна Павловна Прокопчук Инна Александровна Воспитатель ГБОУ ШКОЛА 853 д/о №4
-
Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в разных формах. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может владеть. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется.
-
В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает. Является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.
-
Манипулирование предметами (возникает в 3-3,5 мес.) Усложненное манипулирование (до 3 лет«Что такое?» И.П. Павлов) Любопытство (от 3 до 5 лет « А что там?») Любознательность (после 5 лет) Формы экспериментирования:
-
Структура эксперимента
Осознание того, что хочешь узнать. Формулирование задачи исследования. Продумывание методики эксперимента. Выслушивание инструкций и критических замечаний. Прогнозирование результатов. Выполнение работы. Соблюдение правил безопасности. Наблюдение результатов. Фиксирование результатов. Анализ полученных результатов. Словесный отчет об увиденном. Формулирование выводов.
-
Становление этапов экспериментирования в возрастном аспекте 1-я группа раннего возраста С этого момента ребенок начинает бессознательно манипулировать предметами. Возникает новая форма манипулирования – сознательная. В течение первого года жизни ребенок должен: Манипулировать предметами; Смотреть, как это делает взрослый; Начать запоминать значение некоторых слов.
-
2-я группа раннего возраста У ребенка появляется управляемое манипулирование. Малыш начинает выполнять отдельные действия по просьбе взрослого. Должен прийти через собственный опыт к пониманию слова «Нельзя». К концу второго года жизни ребенок должен называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними
-
1-я младшая группа Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Дети способны выполнять отдельные простейшие поручения. Впервые появляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов. Овладение фразовой речью. Наглядно-действенное мышление достигает максимального развития.
-
2-я младшая группа Возникает наглядно-образное мышление. Ярко проявляется любопытство. У детей накопилась определенная сумма знаний. Сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними простейшие отношения. Появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого.
-
Средняя группа Благодаря накоплению личного опыта действие ребенка становится более целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Впервые начинают проводиться эксперименты по выявлению причинно – следственных связей. При фиксации наблюдений постепенно начинают применять рисунки. Дети могут давать краткий рассказ об увиденном. Можно пытаться проводить с детьми длительные наблюдения.
-
Старшая группа Уровень самостоятельности детей повышается. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Проведение опытов осуществляется по этапам. Расширяются возможности по фиксированию результатов. Начинают вводиться длительные эксперименты.
-
Подготовительная группа Инициатива по проведению экспериментов распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Дети начинают самостоятельно задумывать опыт , продумывать методику и распределять обязанности между собой. Роль педагога сводится к наблюдению за ходом работы. Детям доступны выдвижения гипотез, проверка их истинности. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, а также давать яркое описание увиденного.
-
Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени. Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям. Избегайте шаблонного начала занятий. Рекомендации по организации занятий
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.