Содержание
-
Эллинистическая философия
Эллинизм (от греч. hellen – «грек») – греко-римская философия в период от Александра Великого (356-323 до н. э.) до Августина и в более позднюю эпоху – до конца древнего мира (середина VI в. н. э.). Основными философскими направлениями в Греции этого периода были: эпикуреизм, кинизм, скептицизмистоицизм.
-
Особенности эллинистической философии
Философия осуществляет терапевтическую функцию. Главным действующим лицом философии становится человек. Ценность индивидуума возрастает. Отдается предпочтение вопросам нравственности. Соответственно главными разделами такой философии становится этика и мораль. Науки приобретают большое значение, так как создается Мусейон в Александрии Египетской.
-
Философия киников
Киники стремились отказаться от культуры, от излишних потребностей во имя возврата к природе. Из учения Сократа киники заимствовали идею о связи философии и жизни. Диоген Синопский (413 -323 до н. э.)был назван «киником» от греч. «собака».
-
Нагота и дряблое тело характеризует философа киника как бродягу безразличного к потребностям и строгой нравственной дисциплине.
-
Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления
Основателем скептицизма был Пиррон из Элиды (360-270 до н.э.). Его идеи остались в истории благодаря ученику Тимону, который в своих сочинениях реконструировал пирронизм. Единственным критерием истины скептики считали видимость – «все лишь кажется».
-
Эпикуреизм как учение о способах постижения счастья
Философ – это врачеватель души. Он подобно хирургу отсекает страсти и избавляет человека от трех основных страхов: перед богами, смертью и болью. Цель философии – счастье человека. Эпикур дифференцировал потребности на: первостепенные, естественные и необходимые; не естественные и не необходимые; естественные но не необходимые.
-
Стоицизм (от греч. stoa – портик, у которого учитель беседует с учениками). Основатель стоицизма был финикийцем – Зенон из Китиона.
Различают три периода стоицизма: Древняя Стоя (III-II вв. до н.э.) Клеанф, Хрисипп систематизировали учение Зенона. Средняя Стоя (II-I вв. до н.э.) преобладают заимствования из неоплатонизма, эпикуреизма, восточной магии. Поздняя Стоя (I-III вв. н.э.) стоицизм испытал влияние этического учения киников, но произошел возврат к истокам учения. Стоицизм стал философией римских интеллектуалов.
-
Стоицизм- учение метафизического рационализма.
Учение стоиков состояло из трех частей: Стоики различали типы поведения: Физика основывалась на понятии пневмы. В логике стоики обнаружили отличие между обозначающим (звуки речи) и обозначаемым (смысловая сторона). Этика предписывала «жить в согласии с естеством», следуя принципу разумности. Добродетельный – выполнение обязанностей перед семьей, долга перед родиной и других обязательств. Порочный – действия неразумные, продиктованные страстью. Безразличный – поведение мудреца, который не заботится о богатстве, здоровье, красоте.
-
Пневма (греч. «воздух», «дуновение», «дыхание», «дух»).
Для Эпикура пневма – это «состоящее из тончайших частиц тело, рассеянное по всему организму, очень похожее на ветер с какой-то примесью теплоты». Стоики полагали, что пневма – невидимая субстанция, которая присутствует в любом живом существе и в минералах. Пневма отдельного человека это имманентная божественная сила, проявление космической пневмы. (Имманентная философия отрицает различие между миром и Богом). Всем в мире правит универсальный Закон. Космос – естественное государство, а все люди граждане единого Города. Отсюда стоический космополитизм и мотивы естественного права.
-
Неоплатонизм появился в Александрии Египетской в III в. н.э. и существовал до первой четверти VI в. н.э.
Основателем неоплатонизма был Аммоний Саккас. Главная школа неоплатоников была основана в Риме Плотином. При Порфирии, Ямвлихе, Прокле неоплатонизмвпитал в себя элементы пифагореизма, стоицизма, иудаизма, восточных верований, что привело к появлению гносиса и герметической литературы. Бог для неоплатоников абсолютно трансцендентен.
-
Ипостась – это три уровня бытия, исходящие от Бога в процессе эманации.
Эманация - непроизвольный процесс возникновения мира от божественного переизбытка. Первая ипостась – Бог. Единица из которой все происходит. Вторая ипостась – дух, ум, разум или мировая душа. Третья ипостась – душа человека. Она находится в полутени. Материя – тьма. Она не имеет существования, воплощает зло и несовершенство. Душа
-
Средневековая философияс V по XV века
Первоначально христианство и античная философия существовали параллельно, так христианская философская мысль занимает большой период времени с I по XV век. Главная особенность европейской средневековой философии – ее сопряженность с проблемами христианства. Церковь в эпоху средневековья – центр духовной культуры и образования. Сближение философии с религией называют сакрализацией философии.
-
Основные понятия средневековой философии в Европе
ТЕОЦЕНТРИЗМ– определение Бога источником и основой всего существующего («все, что есть – все от Бога»). ТЕОЛОГИЯ (богословие) – теоретическая составляющая религиозного вероучения, призванная согласовать между собой основные догматы религии и объяснить их. Теология на основе «сверхъестественного» знания содержащегося в Библии пыталась обосновать христианские догматы. ДОГМАТИЗМ – метод мышления опирающийся на догмы. Догма – положение принимаемое за непреложную истину, признаваемое бесспорным и неизменным.
-
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
Фундаментализм абсолютизирует возврат к первоначальной чистоте, к «основанию» веры, которая содержится в текстах Откровения. В иудаизме, это Еврейская Библия (Танах), в христианстве – Ветхий и новый завет, в исламе – Коран. Фундаментализм возможен только в религиях откровения.
-
Библия
В христианскую Библию входит 39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового завета. Завет – это соглашение между Богом и людьми. Новый Завет рассказывает о том, как Бог выполняет свои обязательства через Иисуса.
-
Сотворение – это свободный и добровольный акт трансцендентального Бога, который создает мир из ничего. Креационизм Аристотеля был заимствован христианами и удачно приспособлен к идее о сотворении.
-
Христианство – вера, основанная на «Христе»
Иисус ( по-арамейски – Иешуа) был евреем из Назарета. Иеуша Бар Йосиф – «Иисус, сын Иосифа». Слово Христос аналогично еврейскому «Мессия». Оно значит «помазанный царь»
-
Иллюстрации к Библии «Вход в Иерусалим» и «Нагорная проповедь» Гюстав Доре.
-
Место бесед Христа с учениками и его молитв
-
Фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
-
Этапы средневековой философии
Патристика (греч., лат. «отец») в западной богословской (а также историко-философской) традиции называют условную совокупность учений отцов христианской церкви II – VIII вв. Схоластика (греч. «школьный») – школьная наука в период западнохристианского средневековья. Схоластикаразвивалась с IX по XV вв. Для нее характерно то, что наука и философия основывались на христианских истинах, изложенных в догматах.
-
Августин Аврелий (354 – 430) – отец церкви и философ
Зло существует только в человеке, в его способности хотеть, то есть в свободной воле, а не в мире ( антропологический пессимизм).
-
«О граде Божием»история человечества определяется борьбой между двумя царствами
Град земной Град Божий Этот град соответствует природе , телу человека, материи, фактической истории и экономике. Смысл существования земного града в содействии развитию града Божьего. Это град небесный, сообщество праведников. Существующее в вечном, неисторическом измерении божественного откровения.
-
Изображение «Града Божия» святого Августина на миниатюре из Национальной библиотеки в Париже. Верх миниатюры – град Божий, а внизу град земной.
-
Град Христа стал одной из самых распространенных тем в средневековой иконографии. Он изображался с двенадцатью вратами (по числу апостолов).
-
Аверроэс – латинизированное имя Ибн Рушда (1126 -1198). Арабский ученый и философ переводчик и комментатор Аристотеля
Материя вечна. Душа смертна, но существует сверхиндивидуальный разум. В научном исследовании истины веры должны подчиняться истинам, открытым разумом. Критерий двойственности истины. Тезис может быть истинным в теологии и ложным в науке.
-
Фома Аквинский (1225 – 1274)
Фома первым провел четкую и резкую границу между верой и знанием. Разум дает обоснование непротиворечивости положениям веры или откровения. Все истины откровения доступны рациональному доказательству. Богословские истины «сверхразумны». «Религиозная истина не может быть уязвлена со стороны философии
-
Пять доказательств существования Бога у Фомы Аквинского
1. Путь «движения». «Все, что движимо, движимо другим». Всему есть «перводвигатель» - Бог. 2. Путь «действующих причин» Если есть следствия, то есть причины. В порядке причин нельзя идти до бесконечности, должна быть первая причина – это Бог. 3. Путь «возможного и необходимого». Любая вещь на земле случайна. Но не мыслимо, чтобы все было случайный. Существует то, что необходимо – Бог. 4. Путь «со степенями». Аргумент основывается на степенях совершенства. Существуют вещи менее совершенные, более совершенные, но есть абсолютная ценность – Бог. 5. Путь «управления вещами». Вселенная упорядочена, существует «планирующий» Дух – Бог.
-
Уильям Оккам (ок.1300 – 1347)
Виднейший представитель номинализма. Благодаря владению искусством диалектики получил прозвище «doctor invincibilis» (непобедимый учитель). При помощи мышления невозможно познать Бога. В него нужно верить. Философская истина должна освободиться от теологии.
-
Спор о природе универсальных понятий
Реалисты – монахи-доминиканцы были воинствующими ревнителями католической ортодоксии. Аквинский полагал, что универсалии существуют в божественном разуме, в самих вещах и в человеческом разуме. К номиналистам мы относим монахов-францисканцев. Для них общие понятия являются лишь именами единичных предметов. Исходное положение номиналистов сформулировал Оккам: «сущностей не следует умножать без необходимости».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.