Презентация на тему "АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ"

Презентация: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Включить эффекты
1 из 47
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
6 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ", включающую в себя 47 слайдов. Скачать файл презентации 2.17 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    47
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    Слайд 1

    АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

  • Слайд 2

    Периодизация античной философии

    Натурфилософский период: VI – V вв. до н.э. (досократики) Классический период: конец V – конец IV вв. до н.э. (софисты, Сократ, Платон, Аристотель) Эллинистический период: конец IV в. до н.э. – VI в. н.э. (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм)

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

    Фалес — древнегреческий мудрец, которого называют первым философом Древней Греции. В молодости много путешествовал, был в Египте, Вавилоне, Финикии, где приобрел познания во многих областях. Первым в Греции предсказал полное солнечное затмение, ввел календарь из 365 дней, разделенных на 12 тридцатидневных месяцев, оставшиеся 5 дней были помещены в конец года (такой же календарь был в Египте). Он был математиком (доказал теорему Фалеса), физиком, ин­женером; участвовал в политической жизни Милета. Именно Фалесу принадлежит знаменитое изречение: «Познай самого себя»

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    АНАКСИМАНДР

    древнегреческий мудрец, ученик Фа­леса. Анаксимандр изобрел солнечные часы (гномон), первым в Греции со­ставил географическую карту и соорудил модель небесной сферы (гло­бус), он занимался математикой и дал общий очерк геометрии. Первооснова (архэ) – апейрон (беспредельное) Апейрон – первовещество, он вечен, бесконечен, подвижен Все возникает в результате обособления от апейронатеплого, холодного, сухого и влажного, из их сочетаний возникают 4 стихии (элемента): огонь, вода, воздух, земля, все вещи состоят из 4 элементов. Апейрон – божественный закон, управляющий миром Все в мире происходит согласно необходимости Считал, что Земля неподвижно покоится в центре мира, чем положил начало теории небесных сфер. Высказал идею о происхождении человека «от животного другого вида» (рыб). Анаксимандр первым ввел учение о бесчисленности миров.

  • Слайд 7

    АНАКСИМЕН

    Первооснова – воздух Все возникает в результате сгущения и разряжения воздуха Сгущение приводит к образованию воды и земли, разряжение – к образованию огня Воздух – божественный, управляет всем, как душа управляет телом

  • Слайд 8

    ЭФЕССКАЯ ШКОЛА

    ГЕРАКЛИТ - древнегреческий мудрец. Несмотря на то что он принадлежал к царско-жреческому роду, жил бедно и одиноко Гераклит — стихий­ный материалист и основоположник диалектики. Первоначалом всего су­щего Гераклит считал огонь. Огонь является материальным, вечным и живым (гилозоизм), более того — он разумен, ему присущ Логос. Огонь никем не сотворен, но он подчиняется мировому закону, «мерой вспыхивая и мерой угасая». Принципиальная особенность мира состоит в его по­стоянной изменчивости: «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Существенное изменение по Гераклиту — это изменение в свою противоположность (холодное на­гревается, горячее остывает). Противоположности существуют в един­стве и в вечной борьбе («борьба — отец всего и царь над всем»). Душа человека — сочетание огня и влаги. Души возникают, «испаряясь из влаги», и, наоборот, «душам смерть — воде рождение». Чем больше огня в душе, тем она лучше; человеческий ра­зум — это Огонь (Логос). У Гераклита были прозвища Темный (так как высказывания его были малопонятны) и Плачущий (поскольку он час­то сокрушался из-за несовершенства человека).

  • Слайд 9

    ПИФАГОРЕЙЦЫ

    ПИФАГОР – философ, математик. По убеждению Пифагора, числа – это основа мира. Нечётные числа (начиная с 3) – мужские, чётные – это женские, супружество – это число 5 (2+3). Число 4 считалось святым, им заклинали и клялись. Шестёрка была символом совершенства, десятка отождествлялась с гармонией, а самым священным считалось число 36. Пентаграмма (звезда) стала символом пифагорейцев, воплощением здоровья и стихий (воды, земли, воздуха, огня и эфира). Пифагорейцы, придавали большое значение воспитанию и образованию юношества и разработали обширную систему педагогических методов. Древний философ стремился развить в своих учениках, прежде всего, интуицию. Ведь мудрость есть понимание источника, или причины всех событий. 4 2+3 = семья 36

  • Слайд 10

    АФОРИЗМЫ ПИФАГОРА

    Начало есть половина всего Просыпаясь утром, спроси себя: "Что я должен сделать?". Вечером, прежде чем заснуть: "Что я сделал?" Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые - смотреть Пьянство есть упражнение в безумстве

  • Слайд 11

    АТОМИСТСКАЯ ШКОЛА

    ДЕМОКРИТ Основа бытия: атомы. Атом - неделимый. Свойства атома: неделимость, неизменность, вечность, наличие размера, формы, движение. Движение атомов также вечно как и сами атомы. Главным условием движения атомов является пустота. В силу бесконечности пустоты и бесконечного множества атомов существует множество миров, возникающих в результате движения атомов. Т.о., Демокрит утверждал необходимость существования множества, движения и пустоты.

  • Слайд 12
  • Слайд 13

    СОФИСТЫ

    Софист – от греч. мудрец, учитель мудрости Софистов не интересовала истинность отстаиваемых положений, они заботились только о личной выгоде. Деятельность софистов сводилась к демонстрации их способности убеждать людей с помощью искусства слова. Нередко софисты прибегали к различным уловкам, запутывая собеседников (софизмы) Родоначальники Прагматизма – учения, согласно которому истинным является то знание, которое полезно и выгодно человеку в его деятельности.

  • Слайд 14

    Основоположник софистики: Протагор из Абдер (480 – 411 гг. до н.э.) Основной тезис: «Человек есть мера всех вещей» Основные принципы софистики: Релятивизм – утверждение относительности всех знаний, норм морали, ценностей. Отрицание абсолютной истины. «Лекарство для больного полезно, для здорового вредно» Субъективизм – сведение содержания знания к субъективным восприятиям. Отрицание объективной истины. «Что кажется одному, то и существует, а что кажется другому, то для него тоже существует» Скептицизм – сомнение в достоверности любых знаний. «Можно доказать истинность и ложность одного и того же с равной степенью убедительности».

  • Слайд 15

    Примеры софизмов

  • Слайд 16

    КИНИЗМ (ЦИНИЗМ)

    Название школы произошло от названия холма в Афинах и рас­положенном на нем гимнасии1 «Киносарг» («Зоркий пес» или «Бе­лая собака»), где занимались первые киники («кюникос» — «соба­чий»), отсюда названия кинизма — «собачья философия», «собачья школа». Основоположник кинизма — Антисфен Самый знаменитый киник — Диоген Синопский Философия киников — философия отщепенцев, которые сознательно ставили се­бя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы пове­дения, бравировав этим и возводив такое поведение в принцип. Киники призывают индивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности, — духовной свободы, независимости от мира и других людей. Они презирали знатность и богатство, считая последнее амораль­ным, и «с наслаждением презирали самое наслаждение», пренебрегали образованностью и воспитанием. Они порывали с патриотизмом и на­чали пропаганду космополитизма, называя себя «гражданами мира». Формулу страшного проклятья «без общины, без дома, без оте­чества» Диоген применяет к себе с гордостью. «Надо быть грубым и дерзким и ругать одинаковым образом и ца­рей, и частных людей... Стыд, чувство приличия и умеренности долж­ны отсутствовать; способность краснеть навсегда сотри со своего лица... На виду у всех смело делай то, чего другой не сделал бы и в стороне». Судьба учения. Учение киников во многом повлияло на этику сто­иков; презрение к материальным благам и образ жизни киников спо­собствовал становлению христианских идеалов аскетизма.

  • Слайд 17
  • Слайд 18

    СОКРАТ

    Главным способом философствования была для него непосредственная беседа, диалог. «Познай самого себя». Главный интерес –человек. Философия – это учение о том, как правильно жить Знание – это усмотрение общего для определенного класса вещей, т.е. знание выражается в понятии о предмете. Этический рационализм – учение согласно которому основой нравственных поступков является знание, разум.

  • Слайд 19

    Виды добродетелей: Умеренность Мужество Мудрость Справедливость Цель философии: определить данные понятия «Я знаю, что ничего не знаю» Осознание собственного незнания - есть главное условие познания. Майевтика (родовспоможение) – сократический метод, направленный на извлечение скрытого в человеке знания с помощью наводящих вопросов. Два этапа: Сократ просил разъяснить суть предмета в котором собеседник считался специалистом, но, задавая вопросы показывал, что он ничего не знает. Совместная попытка определения сущности предмета. Главная задача Сократа: побудить людей к поиску истины

  • Слайд 20

    ПЛАТОН (АРИСТОКЛ)

    Основоположник объективного идеализма Мир идей – мир истинно сущего бытия Мир вещей – мир неистинно сущего бытия Материя – небытие, ничто Т.о. мир вещей – единство противоположностей бытия и небытия, неизменного и изменчивого, единого и много, совершенного и несовершенного - ДИАЛЕКТИКА

  • Слайд 21

    Типы государств по Платону (по мере предпочтения)

    Аристократия – правление лучших, власть «знающих» Тимократия – власть честолюбцев, правление знати, стажей-воинов Олигархия – правление богатого меньшинства. Главное зло олигархии: раскол общества на богатых и бедных. Демократия – власть бедного народа. Главный недостаток: отсутствие порядка, законности, произвол. Тирания – несправедливая власть одного. Наихудшее государство, т.к. все оказываются в зависимости от произвола тирана.

  • Слайд 22
  • Слайд 23

    Правители:

  • Слайд 24

    ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО по Платону

  • Слайд 25

    Государство по Платону

    Общество делится на три сословия: правителей-философов, стражей-воинов и земледельцев, ремесленников. Первые два сословия являются высшими, последние — низшим. Жизнь и быт стражей построены на коммунистических началах: лишение частной собственности, общность жен и детей и т. д. Женщины и мужчины уравнены в их правах и возможностях. Не пол, а способности, как и у мужчин определяет социально-политическое место женщины в структуре общественной жизни. Членам третьего сословия разрешается иметь частную собственность и семью, но лишь с целью обеспечения первых двух сословий всем им необходимым.

  • Слайд 26

    МИФ об АНДРОГИНАХ

  • Слайд 27
  • Слайд 28

    МИФ о ПЕЩЕРЕ

    Начало мифа – это описание места действия: «подземное жилище, наподобие пещеры». Там находятся люди в крепких оковах, что не позволяют им обернуться к свету или оглянутся по сторонам. Эти люди видят только то, что прямо перед ними. Они находятся лицом от огня и света, который он дает. Рядом проходит стена, за которой другие, свободные люди несут разные вещи: статуи, предметы обихода и роскоши. Люди, что являются узниками пещеры, видят не сами предметы, а лишь их тени. Они рассматривают их, дают названия, но их настоящий вид, цвет, сама суть предметов им недоступны. Так же и звуки, которые они могут услышать, заключенные в оковы люди ошибочно приписывают теням. Они не видят истинных предметов, а лишь тени и свое представление о них.

  • Слайд 29

    Платон признает, что есть высокая вероятность того, что освобожденный узник пещеры сможет понять и принять суть настоящих предметов, оставив тени их как ошибочное восприятие. Но что будет, если узник вернется назад? Платон приходит к мысли, что, вернувшись в пещеру, бывший освобожденный попытается раскрыть глаза своим сотоварищам. Будет ли он принят и понят ними? К сожалению, нет, он для них будет смешным и безумным до той поры, пока его глаза не привыкнут к мраку и тени снова не заступят на место реальных очертаний. Более того, его закованное в вечные оковы окружение будет считать, что его свобода и пребывание вне пещеры сделали его нездоровым и что им самим не стоит стремиться к освобождению. Таким образом, Платон объясняет стремление к высшей идее индивидуумом и отношение общества к этому стремлению.

  • Слайд 30

    «Миф о пещере» Платона

    Смысл явный и скрытый Миф, который не является даже отдельным произведением, стал достоянием философии. Вот наиболее обоснованные и явные аспекты смысла мифа: Тени видимы органами чувств, голоса слышимы ими же. Но необходимо приложить усилия, чтобы понять суть вещей. Именно сверхчувственность есть приложение умственных усилий; Государство как оковы, ограничения; Человек видит тень, но не видит предмет. Свои впечатления он проецирует на тень, так отклик заменяет само понятие. Равнение только на органы чувств – ограниченное, аскетическое бытие. Умственные усилия для оценки увиденного – сверхчувствительное восприятие, философичная оценка.

  • Слайд 31

    АРИСТОТЕЛЬ

    Ученик Платона Воспитатель Александра Македонского Создатель Ликея (Лицей) Перипатетическая школа (прогуливающиеся) Классификация наук Теоретические науки – математика, первая философия (метафизика), вторая философия (физика) Практические науки – этика, экономика, политика Творческие науки – риторика, поэтика, музыка Логика (полностью разработал) «мышление о мышлении».Логика – это органон (орудие), которое он использует для доказательства всех своих положений.

  • Слайд 32
  • Слайд 33
  • Слайд 34

    ФИЛОСОФИЯ Аристотеля (материализм)

    Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы»), а их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания). Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: сущность (субстанция); количество; качество; отношение; место; время; положение; состояние; действие; страдание. Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность.

  • Слайд 35

    учение о причинах и первоначалах всего сущего (Аристотель)

    Материя (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον)  — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция). Форма (греч. μορφή, греч. тòτίἧνεἶναι) — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. Действующая, или производящая причина (греч. αρχήτηςκινήσεως) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл. Цель, или конечная причина (греч. τέλοςουενεκα) — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

  • Слайд 36

    Формы государственного правления по Аристотелю

    Правильный строй -- строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие: Монархия (греч. monarchia -- единовластие) -- форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху. Аристократия (греч. aristokratia -- власть лучших) -- форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного. Полития-- Аристотель считал эту форму наилучшей. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития -- «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах -- умеренность, в имуществе -- средний достаток, во властвовании -- средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй». Неправильный строй -- строй, при котором преследуются частные цели правителей: Тирания -- монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя. Олигархия -- соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство. Демократия -- выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. Охлократия (власть толпы) – крайняя демократия В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное -- удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

  • Слайд 37

    Государство по Аристотелю

    Государство создается не для того чтобы жить, а чтобы жить счастливо. Вот тогда государство - это совершенный союз свободных людей. Государство - это там, где добродетельное воспитание, справедливые законы, соответствующее место и климат. Должна быть обеспечена свобода. Свобода - там, где все по очереди подчиняются и управляют, где каждый живет как захочет в рамках закона. Виды власти: 1 власть - законосовещательная 2 власть - управления 3 власть - судебная Граждан следует приучать к выполнению и исполнению законов. Допустима систем наказаний. Цель - заставить следовать добродетели. Законопослушными могут стать граждане если применять воспитание, обучение, систему наград и наказание. Наказание - это лечение, а лечение производится противоположным приятному. Задачи наказания - общая превенция, исправление и удаление. Допускается изгнание. Наказание это восстановление справедливости. Но месть недопустима. Также различает умышленные, неумышленные и т.д. За незнание закона люди несут ответственность, поскольку незнание законов - результат небрежности. Пьяный несет двойную ответственность, потому что принцип действия лежал в нем самом.

  • Слайд 38

    ЭЛЛИНИЗМ

    Особенности: 1. Развитие практической философии - этики 2. Эвдемонизм – учение, согласно которому целью человеческой жизни является достижение счастья 3. Эвдемония – счастье, суть его в атараксии (состояние спокойствия и невозмутимости души) 4. Основная задача философии - выявление способов достижения индивидуального счастья

  • Слайд 39

    ЭПИКУРЕИЗМ

    Основоположник: Эпикур. На воротах школы была надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо; здесь высшее благо — наслаждение». Девизом Эпикура было: «Проживи незаметно!» Этика у Эпикура – учение о достижении счастья Главным условием достижения счастья является УДОВОЛЬСТВИЕ, НАСЛАЖДЕНИЕ – гедонэ – ГЕДОНИЗМ Удовольствие – это отсутствие страданий Страдания души тяжелее, чем страдания тела Удовольствия души - значительнее удовольствий тела

  • Слайд 40

    Виды удовольствий (по Эпикуру)

    1. естественные и необходимые для жизни 2. естественные, но не необходимые 3. не естественные и не необходимые Счастлив тот, кто стремится к первому виду удовольствий, а от остальных воздерживается Живи незаметно - индивидуализм

  • Слайд 41
  • Слайд 42

    Эпикур (афоризмы)

    Смерть для человека — ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем. Для получения больших наслаждений - необходимо себя ограничивать.*****Кому малого недостаточно, тому ничего не достаточно. Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения. Из крапивы извлекай нитки, из полыни — лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего

  • Слайд 43

    СТОИЦИЗМ

    Основоположник: Зенон из Китиона Последователи: ЛуцийАнней Сенека, Марк Аврелий (Рим) Этика у стоиков – учение о счастье. При этом: Удовольствие не является истинным благом, а страдание – истинным злом. И то, и другое может быть основой и добра, и зла. Удовольствия и страдания не находятся в нашей власти. Главное условие достижения счастья – жизнь в согласии с природой. Закон природы в отношении человеческой жизни выражается в виде судьбы, рока. Судьба и определяет то, что выпадет на нашу долю. Человеческая свобода заключается в том, чтобы выбирать свое отношение к тому, что преподносит судьба. Противится судьбе не нужно, т.к. тот повинуется судьбе, того судьба ведет, а кто сопротивляется, того судьба тащит. Основоположники Фатализма – учения, согласно которому все подчинено судьбе

  • Слайд 44

    СКЕПТИЦИЗМ

    Основоположник: Пиррон из Элиды (360 – 270 гг. до н.э.) Последователь: Секст Эмпирик (II в. н.э.) Термин «скептицизм» происходит от древнегреческого слова «скеп­сис», что может быть переведено как «рассматривание, разбор, колеба­ние». Скептицизм — это философское направление, где сомнение оказывается универсальным философским принципом, т.е. последовательно проводится идея о недостоверности всякого знания. Теоретическая философия скептиков была посвящена критике всех философских школ и обоснованию относительности человеческих знаний.

  • Слайд 45

    Этика скептицизма

    Пиррон: «Тот, кто хочет стать счастливым должен ответить на 3 вопроса». Из чего состоят вещи? (в чем сущность вещей?) Как к ним следует относиться? Какую выгоду из этого отношения мы получим? Ответы Пиррона: 1. На первый вопрос невозможно дать ответ, т.к. каждая вещь есть это не в большей степени чем то. Т.е. мы не можем знать сущности вещей самих по себе, их природу. 2. Наше отношение должно состоять в воздержании от окончательных суждений о них. 3. Выгода состоит в атараксии (душевном спокойствии, невозмутимости).

  • Слайд 46

    Из жизни Пиррона

  • Слайд 47

    Заповеди семи мудрецов

    Мера лучше всего; Отца надо уважать; Удовольствие обуздывай; Силой не делай ничего; Врага народа считай супостатом; С женой не бранись и не любезничай при чужих; За вином слуг не наказывай, не то решат, что ты бесчинствуешь во хмелю; Родители всегда правы; Требуя, чтобы ответственность несли другие, неси ее и сам; О богах говори, что они существуют; Большинство людей дурны; Люби законы старые, а яства свежие; Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов; Знай себя; К тому, кто суется в чужие дела, питай ненависть; Обуздывай гнев; если тебе причинили ущерб – примирись, если оскорбили – отомсти.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке