Содержание
-
Философия Иммануила Канта
-
Биография. Иммануи́л Кант (нем. ImmanuelKant 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия] —12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. Детство и юнность. Родился в 1724 году в Кёнигсберге в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила. Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затепоступил в Кёнигсбергский университет.
-
Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор. В 1755 м в 1740 году году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.
-
Критический период. С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбер гского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.
-
В письме К. Ф. Штойдлину от 4 мая 1793 года Кант рассказал о целях своей работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач: 1) что я могу знать? (метафизика); 2) что я должен делать? (мораль); 3) на что я смею надеяться? (религия); наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек?
-
В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли: «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология) «Критика практического разума» (1788) — этика «Критика способности суждения» (1790) — эстетика. Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей.
-
Женат он не был. Говорил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел. Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию. Смерть. Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.
-
Философия.
Теория познания. Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания. Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?».
-
Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость — не из него. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует исходить из того, что не наши познавательные способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: разум является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте.
-
В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это априорные формы чувства — пространство и время. Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез.
-
Кант выделяет 12 категорий рассудка:
Категория колличества Единство Множество Цельность Категории качества Реальность Отрицание Ограничение
-
Категории отношения Субстанция и принадлежность Причина и следствие Взаимодействие Категории модальности Возможность и невозможность Существование и несуществование Необходимость и случайность
-
«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне»: два основных направления философии Канта. 1. «Звездное небо надо мной» - механика Ньютона, которая была для Канта предпосылкой теоретической философии. 2. «Моральный закон во мне» - разработка моральной философии, которую он называет «практической» (от «праксис» - поведение, действие). Кант различает - не зависящий от наших ощущений и мышления мир – мир «вещей в себе». Для теоретического познания мир вещей в себе закрыт. - мир феноменов, явлений, мир чувственных предметов, мыслимых рассудком.
-
Основные идеи Канта
Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание. Человек — это высшая ценность, это личность. Бог — «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога — значит быть добрым и вообще истинно нравственным.
-
Высказывания, цитаты и афоризмы Кантa.
• Женщины очень участливы, добросердечны и сострадательны, прекрасное они предпочитают полезному. • Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены. • Все, что зовется благопристойностью, не более как красивая внешность. • Высшее благо есть единство добродетели и благополучия. Разум требует, чтобы это благо осуществлялось.
-
• Дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен образоваться мир. • Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все не есть все. • Действуй по той идее, по которой все правила, в силу присущих им собственных законов, должны согласоваться в единое царство идей, которое в осуществлении явилось бы и царством природы. • В диспутах спокойное состояние духа, соединенное с благожелательностью, является признаком наличия известной силы, вследствие которой рассудок уверен в своей победе.
-
• Величайшее чувственное наслаждение, которое не содержит в себе никакой примеси и отвращения, — это, в здоровом состоянии, отдых после работы. • В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики. • Детей, особенно девочек, нужно в раннем возрасте приучать к непринужденному смеху, ибо веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире и вырабатывает расположение к веселости, приветливости и благосклонности ко всем. • Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины — сказать, что она безобразна.
-
• Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой. • Дух торговли, который рано или поздно овладевает каждым народом, — вот что несовместимо с войной. • Из всех сил, подчиненных государственной власти, сила денег, пожалуй, самая надежная, и потому государства будут вынуждены (конечно, не по моральным побуждениям) содействовать благородному миру. • Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.
-
• Женщины даже мужской пол делают более утонченным. • Большое честолюбие издавна развращало благоразумных. • В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность. • Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей.
-
• Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. • Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. • Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему; красноречие — дело рассудка, которое оживляется чувством.
-
Три варианта конца: естественный — "соответствующий моральным целям божественной мудрости"; сверхъестественный — по непонятным для людей причинам; противоестественный — который "мы вызовем сами вследствие неправильного понимания конечной цели".
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.