Содержание
-
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка– детский сад № 105
Использование элементов фольклора в процессе речевого развития младших дошкольников Из опыта работы воспитателя Шведы Ирины Григорьевны
-
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.
-
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
-
ФГОС ДО о речевом развитии
Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Все это как нельзя боле развивается благодаря использованию фольклора в образовательной деятельности, особенно у младших дошкольников.
-
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. Снезапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.
-
В процессе речевого развитии младших дошкольников фольклор организован в разных формах и имеет свою классификацию
-
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
-
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей. С их помощью можно развивать: фонематический слух грамматический строй речи звуковую культуру речи. обогащать словарь
-
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
-
Колыбельные песни
Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
-
По мнению Широковой Е.Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
-
Котя, котенька, коток, Кота – серенький хвосток, Приди, котя, ночевать, Приди Ванечку качать. Ух, как я тебе, коту, За работу заплачу – Дам кусок пирога И кувшин молока. Ай, люлю, люленьки, Прилетели гуленьки, Сели гули на кровать. Стали гули ворковать, Стали гули ворковать, Стала Маша засыпать.
-
С помощьюпотешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствоать формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
-
Я считаю, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
-
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
-
Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому я решила использовать фольклор в воспитании детей.
-
В связи с этим были поставлены задачи:
Знакомить детей с устным народным творчеством. Учить внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок. Заучивать потешки. Воспитывать уважительное отношение к взрослым и сотрудникам детского сада. Воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т.д. Воспитывать любовь к живому.
-
Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывался в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, чтобы проводимая работа способствовала решению общих задач. План работы с детьми по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей»
-
Я руководствовалась следующими принципами:
Принцип активности и посильной самостоятельности. Принцип познавательной активности Принцип наглядности Принцип поэтапности Принцип вариативности
-
В своей работе я выделили два направления:
Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: коммуникация и чтение художественной литературы. Использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.
-
Жанры детского фольклора, используемые в работе:
колыбельные песни; потешки; прибаутки; заклички; приговорки; детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); народные игры.
-
Дети в основном пользуются в речи короткими фразами, только 55 % детей при общении со взрослыми пользуются трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Повторить за взрослым предложения из 3-4 слов смогли только 35 % детей.
-
В работе мне активно помогают родители.
-
Интегрирование фольклора в различных образовательных областях для дошкольников младшего возраста.(планируемые результаты при освоении ООП ДО)
В игре - умеет самостоятельной игре использовать потешки, колыбельные, элементы сказок. составлять цепочки игровых действий, связанных с реализацией разнообразных ролей; - включается в парное ролевое взаимодействие со сверстником, обозначая свою роль и предлагая партнеру дополнительную; - инициирует ролевой диалог со сверстником, имитирует ролевую речь кукольных и воображаемых персонажей; - инициирует совместную игру со взрослым, сам предлагает и обозначает роли (для взрослого и для себя); - знаком с правилами игры, знает о ситуациях, которые могут быть опасными, отзывчив на предупреждение взрослого по элементарным правилам безопасного поведения в игре.
-
В области социально-коммуникативного развития - закреплены позитивные переживания от известных фольклорных произведений, картинок, игрушек, проявляется активность в различных групповых мероприятиях при выполнении ролей, чтении произведений фольклора; - проявляет чувства при коммуникации, умеет выражать их мимикой и действиями, определяет чувство персонажа и может его передать; - повторяет отдельные трудовые действия, используя элементы фольклора, иногда переключаясь на игровые. В области познавательного развития - соотносит свойства персонажей и предметов фольклора с эталонами формы, цвета и величины по описанию их сенсорных свойств (или внешнего вида), вычленяя их среди других; - умеет анализировать образец, выделять в нем основные и второстепенные части, устанавливать связь между функцией и строением предмета, представленного в качестве образца, воспроизводить самостоятельно; - владеет экологическими представлениями (4-5 диких и 4-5 домашних животных), сопоставляет реальных животных и сказочных; - испытывает эмоциональные состояния по поводу объектов и явлений живой и неживой природы и переносит их на произведения фольклора.
-
В области речевого развития - развит артикуляционный аппарат: по просьбе взрослого громко и четко произносит характерные звукосочетания персонажа, выделяя гласные звукиа, о, у, и, э; - развито речевое внимание: может запомнить и прочесть наизусть небольшую потешку, прибаутку, слова персонажа, стихотворение; - развита словесная память: может составить небольшой рассказ-описание персонажа или краткий пересказ произведения; - сформировано умение подбирать заместители к персонажам сказок, потешек, демонстрирует соответствующие заместители во время чтения сказки, перемещает их на столе, макете и «разыгрывает» произведения мало фольклора с помощью условных заместителей во время чтения взрослым. В области художественно-эстетического развития - овладевает выразительными возможностями живописи и графики при передаче основных структурных характеристик изображаемого объекта: создает выразительный живописный или графический образ, пользуясь действием опредмечивания цветового или тонального пятна; - конструирует на готовой фоновой композиции из бумажных элементов (полосок, клочков, комочков бумаги) изображение объектов из знакомых фольклорных произведений; -детализирует изображение на фоновой композиции, включаетв него новые элементы (шапочку, бант, карман и др.); - показывает разных героев сказки движениями туловища, рук, пальцев (как владение в то же время произвольными движениями рук), голосом, позой.
-
В области физического развития - соблюдает личную гигиену при работе с игрушками, театральными куклами и др.; - умеет выполнять движения, имитируя движения персонажа: ходить прямо, сохраняя заданное направление, не шаркая ногами; бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп в соответствии с сюжетом; сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая предметы; ползать на четвереньках; энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах; - может строиться в колонну, шеренгу, круг; - умеет действовать с предметами и выполнять движения по сигналу педагога, согласовывать темп и ритм движений по показу воспитателя.
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.