Содержание
-
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №8 «Берёзка»Ступинского муниципального района. Практико-значимая работа Тема: «Формирование представлений об особенностях природы у детей 5-6 лет средствами экскурсий» Выполнила: Чумичева Т.Д. Ступино 2014г.
-
Первая глава: Теоретические основы формирования представлений об особенностях природы
Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие.
-
1.1. Формирование представлений об особенностях природы в психолого-педагогической литературе.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идея ознакомления дошкольников с природой получила развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.) Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. В 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников: А. Вересова «Мы земляне», Е. Рылеевой «Открой себя», Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой "Жизнь вокруг нас", "Паутинка" Ж.Л. Васякиной-Новиковой, В.И. и С.Г. Ашиковых «Семицветик», Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», С. Николаевой "Юный эколог",
-
1.2. Формирование представлений об особенностях природы у старших дошкольников:
В процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи. Основная задача в умственном воспитании – образование у детей знаний о неживой природе, растениях, животных. В нравственном развитии особое место занимает воспитание у детей любви к родной природе и бережного отношения к живому. Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Это проявляется в выражении радости, удовольствия, восторга, эстетических оценках и деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они познают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений Старшие дошкольники под руководством взрослого овладевают знаниями о системе частных и общих связей. Одна из задач воспитателя – способствовать расширению и углублению представлений детей о природе. Вторая задача – развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения. Третья задача – помочь детям освоить навыки и умения по уходу за животными и растениями и отдельные способы охраны природы. Для решения задач широко используются наглядные, практические, словесные методы. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов. Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний. Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.
-
1.3. Роль экскурсий в формировании представлений об особенностях природы:
Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Исследования ученых убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей. Ознакомление дошкольников с окружающим — первые шаги в познании родного края, родной природы, в воспитании любви к Родине. На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Возможность познакомиться с чем-то новым, интересная познавательная и практическая деятельность — все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений, развивает чувство ответственности за порученную работу, требует согласованных с товарищами действий, аккуратности, точности, осторожности. Одна из главных задач— научить детей видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в различных видах художественной деятельности (рисунок, слово, песня и пр.). Например, после посещения парка проводится рисование на тему «Наш парк зимой», после прогулки на луг — предлагается сделать аппликации на тему «Луговые цветы». Действенная любовь к природе подразумевает участие в ее преобразовании. Дошкольники во время экскурсий трудятся вместе со взрослыми, озеленяя и благоустраивая свой город. При этом складываются благоприятные условия для правильного отношения к труду, природе, для формирования трудолюбия, трудовых навыков. Благотворно сказываются экскурсии в природу на физическом развитии дошкольников. Систематически проводимые экскурсии в природу благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе, что в свою очередь способствует обогащению крови кислородом, столь необходимым для нормального протекания физиологических процессов.
-
Вторая глава: «Практика работы с детьми»2.1. Диагностика уровня сформированности представлений об особенностях природы.
Диагностика экологического воспитания по «Программе обучения и воспитания в детском саду» под ред . М.А. Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой, разработанная Н. Б. Вершининой, проводится по 6 основным направлениям экологического воспитания: 1.Умение объяснить экологические связи в природе 2.Умение ухаживать за растениями в уголке природы 3.Знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе 4.Знания о растительности леса, луга, сада, поля 5.Знания о птицах, домашних и диких животных, Красной книги 6.Знания о природе родного края . По каждому направлению проводятся диагностические задания, которые представлены в виде вопросов, игр, упражнений. За ответы на диагностические задания выставляются баллы: 3 балла,2 балла или 1балл. После проведения диагностических заданий баллы по каждому направлению суммируются и определяется уровень освоения программы по экологическому воспитанию: Низкий, средний или высокий уровень.
-
Наблюдение за ребёнком старшей группы (Вероника П.) с целью выявления уровня сформированности экологических представлений.
Осуществлялось наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучались творческие работы ребёнка - рисунки, поделки. Все наблюдения были сгруппированы по трём разделам: 1. Представления о природе. а) об объектах живой природы; б) об объектах неживой природы. Вывод: У ребёнка сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы. 2. Отношение к природе. Вывод: ребёнок с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями. 3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе). Вывод: сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна Трудовые процессы выполняет самостоятельно.
-
2.2. Методика формирования представлений об особенностях природы средствами экскурсий.
По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера. Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой. Она включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле на луг в сад, на огород, в ягодник, на ферму, и т. д. Они дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу. Экскурсия на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы с целью -вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В задачу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда (растений, животных) и наблюдение самого процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети сами выполняют в помощь взрослым какое-либо дело (кормят животных, собирают колоски и т. д.). Дети участвуют в беседе со взрослыми, слушают рассказ о труде. Экскурсии эстетического характера. Помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Экологическая экскурсия. Направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:
-
2.3. Практика
Подготовка воспитателя. Прежде всего я определяю цель экскурсии и отбираю программное содержание. Намечаю экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяю место экскурсии, за день, за два до неё осматриваю его, выбираю наилучший путь к нему. Затем подготавливаю стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы. Подготовка детей Начинается с сообщения цели экскурсии. Напоминаю детям правила поведения на экскурсии и на улице, обращаю внимание на одежду детей, подготавливаю совместно с детьми экскурсионное снаряжение и оборудование. Работа после экскурсии. Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Через 2—3 дня после экскурсии провожу занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читаю художественную литературу, заслушиваю рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение провожу обобщающую беседу.
-
Заключение:
Многогранный мир природы пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы, — отмечает B. А. Сухомлинский, — могучий толчок для стремительного потока мысли» Пытливость ребенка, его любознательность помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.