Содержание
-
«Формирование социально-эмоциональной компетентности как условия сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса»
-
Актуальность
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Стихийно складывающийся опыт индивидуальной жизни нуждается в организации и осмыслении. Искажение представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о мире приводит к трудностям психоэмоционального развития, к ранней детской самотизации. Плохое самочувствие, сниженный эмоциональный тонус, вегетативные расстройства нервной системы и прочие трудности в развитии во многом определяются психологическими причинами. Ребенок предоставленный самому себе и остающийся один на один с собственными внутренними переживаниями, легко вступает на путь психопатизации. Возраст личностных деформаций отчаянно молодеет. Условия жизни и эмоциональная атмосфера в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых и они бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. В связи с этим встает задача в формировании социально-эмоциональной компетентности всех участников воспитательно-образовательного пространства.
-
Цель:
Гармонизация и развитие психологически здоровой личности
-
Задачи:
На основе анализа теоретических источников выявить факторы, способствующие возникновению дистрессовых невротических состояний, основные компоненты психологического здоровья личности, критерии оценки психологического здоровья дошкольников и взрослых. Подобрать и адаптировать методики диагностики, соответствующие возрасту детей и критериям оценки. Выявить психолого-педагогические условия, формы и методы сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья дошкольников с их частичным внедрением в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Определить степень влияния внедренных условий, форм и методов на развитие и коррекцию психологического здоровья детей и окружающих их взрослых. Определить содержание сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.
-
Психологическое здоровье
Это умение человека адаптироваться в различных социальных условиях, способность справляться с трудностями в сложных ситуациях без значительного ущерба для психики, адекватно себя в них вести, быть уверенным в себе; умение контролировать свои эмоции, себя и осознавать свое эмоциональное состояние и конструктивно разрешать конфликты.
-
Портрет психологически здорового человека
Творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир человек не только разумом, но и чувствами, интуицией. Полностью принимающий самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Ответственный за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим миром.
-
Психологическое здоровье ребенка
Особый запас прочности психики Устойчивая адаптация к среде Наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций Активное творческое отношение к действительности
-
Структура психологического здоровья
Аксиологический компонент Инструментальный компонент Потребностно-мотивационнный компонент
-
Аксиологический компонент
Представлен ценностями собственного Я человека и ценностями Я других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей.
-
Инструментальный компонент
Предполагает, что человек владеет рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение понимать и описывать свое эмоциональное состояние и состояние других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин поведения
-
Потребностно-мотивационный компонент
Наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития.
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
12
-
Основные принципы ДО
полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация образования); 13
-
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьёй; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития; 9) Учет этнокультурной ситуации развития детей. 14
-
Задачи ФГОС ДО
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации. Языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования. Возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
-
Целевые ориентиры
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: 16
-
Целевые ориентиры
инициативность и самостоятельность, ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, обладает развитым воображением способен к фантазии, воображению, творчеству, подчиняется разным правилам и социальным нормам, проявляет любознательность, способен наблюдать,экспериментировать, способен к принятию собственных решений 17
-
Социально-эмоциональная компетентность
Адекватное выполнение человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей. 18
-
Социально-эмоциональная компетентность
Аксиологическое направление Инструментальное направление Потребностно-мотивационное направление
-
Аксиологическое направление
Формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие недостатки.
-
Инструментальное направление
Формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии.
-
Потребностно-мотивационное направление
Формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
-
Методы
Игровая терапия Психогимнастика Арт - терапия
-
Игровая терапия
Метод терапевтического воздействия с использованием игры. Игра позволяет снять эмоциональное и двигательное напряжение, разрешить прошлые проблемы.
-
Психогимнастика
Метод при котором участники общаются без слов. Этот метод позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы.
-
Арт-терапия
Изотерапия Музыкальная терапия Драматизация Сказкотерапия Кинезитерапия Фототерапия Песочная терапия
-
Методические средства
Словесные и подвижные игры Этюды Рисование Беседы Проблемные ситуации Релаксации Психогимнастики Ауторелакс
-
Методология
Положение И.В. Дубровиной о психологическом здоровье. Положение Л.С. Выготского – о зоне ближайшего развития и об амплификации развития ребенка. Положение О.В. Хухлаевой – о понимании психологического здоровья как гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
-
Принципы
Личностно-ориентированный подход; Гуманно-личностный; Принцип комплексности; Принцип деятельностного подхода; Принцип психолого-педагогической деонтологии; Принцип конфедициальности; Принципы системности, последовательности, доступности, научности, единства диагностики и коррекции.
-
Психодиагностика
-
Высокий уровень- это креативная группа: Устойчивая адаптация; Высокий уровень готовности к ДОУ; Резерв сил; Активное отношение к действительности Средний уровень – это адаптивная группа: Проявление отдельных признаков дезадаптации; Повышенная тревожность; Высокий ндекс страхов; Небольшие трудности в развитии коммуникативных умений Низкий уровень – это ассимилятивно-аккомодативная группа: Нарушение баланса процессов ассимиляции и аккомодации. Уровни психологического здоровья
-
Уровни социально-эмоциональной компетентности
-
Критерии диагностики
- уровень адаптированности к нормальным социальным условиям; - уровень тревожности; - общее эмоциональное благополучие и умение дифференцировать эмоциональные состояния; - особенности развития самосознания; - особенности взаимодействия со сверстниками; - ситуация общения в семье; - наличие или отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта.
-
-
-
-
-
Психопрофилактическое направление
-
Психопрофилактикапсихологической культуры- забота о своем здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким (самопознание и самооценка; стремление к познанию других людей; умение управлять своим поведением, эмоциями то есть саморегуляция. Эмпатия ); Психогигиена – саморегуляция поведения в соответствии с вебальными целями, социальная адаптивность, соответствие эмоционально-волевой и познавательной сфер биологическому возрасту, наличие здоровой рефлексии то есть самоанализ. Психологическая реабилитация - повышение психологической компетентности (аутокомпетентности, социально-психологической компетентности); диагностика проф.деформации и разработка стратегии их преодоления.
-
-
Психопросвещение
-
Кейсы
Взаимодействие с агрессивными детьми Взаимодействие с тревожными детьми Взаимодействие с гиперактивными детьми Шпаргалки для родителей по адаптации детей 2-3 лет к ДОУ Шпаргалки для родителей по подготовке детей 6-7 к школе Шпаргалки для родителей дошкольников Психологическое сопровождение детей 2 – 7 лет
-
Психокоррекция
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.