Презентация на тему "ГРЕЧЕСКИЙ ХРАМ — АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБРАЗ СОЮЗА ЛЮДЕЙ И БОГОВ"

Включить эффекты
1 из 26
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "ГРЕЧЕСКИЙ ХРАМ — АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБРАЗ СОЮЗА ЛЮДЕЙ И БОГОВ". pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    26
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • ГРЕЧЕСКИЙ ХРАМ — АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБРАЗ СОЮЗА ЛЮДЕЙ И БОГОВ
    Слайд 1

    ГРЕЧЕСКИЙ ХРАМ — АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБРАЗ СОЮЗА ЛЮДЕЙ И БОГОВ

    План урока 1. Как возникла греческая культура 2. Пантеон греческих богов 3. Основные архитектурные формы греческой архитектуры 4. Афинский акрополь как синтез архаического стиля и выражение идеала красоты Древней Греции 5. Классический стиль: Парфенон 6. Проверим себя?

  • Слайд 2

    Периодизация древнегреческого искусства

    Древнегреческое искусство в собственном смысле слова развивалось и достигло своей вершины в период с VII по I в. до н. э. В нем выделяют три этапа: архаика (VII—VI вв. до н. э.), классика (V—IV вв. до н. э.), эллинизм (III —I вв. до н. э.).

  • Слайд 3

    Культура Древней Греции как проявление народного духа

    Культура Древней Греции, как любая культура, является проявлением народного духа, сформировавшегося в данной местности под воздействием определенного климата. Теплый климат, нарядный ландшафт с невысокими гора­ми, уютные долины, поросшие лимонными, оливковыми, померанцевыми рощами, море с множеством островков и бухточек — весь окружающий мир, его красота и простота породили ощущение соразмерности сил человека и природы. Грекам не нужно было отвоевывать себе жизненное пространство, утверждаться в нем; все было осязаемо, близко. Однако они не сразу достигли гармонии с природой.

  • Слайд 4

    Боги и люди

    Боги оправдывали жизнь людей тем, что жил и так же, как они, и под ярким светом олимпийцев люди ощутил и себя равными богам. А чтобы еще больше возвеличиться, греки окружили себя той красотой, которая являлась неотъемлемой чертой существования небожителей. Этот чудный мир красоты был воплощен в искусстве, создаваемом людьми для людей-богов.

  • Слайд 5

    «Человек — мера всех вещей» Протагор (480-410 гг. до н. э.)

    В этом высказывании – внимание греческой культуры к человеку (антропоморфизм). Склонность эллинов наделять человеческими свойствами предметы и природные стихии обусловила появление архитектуры, соразмерной пропорциям человеческого тела, и скульптуры, которая воспроизводила идеальный образ бога-человека.

  • Слайд 6

    «Илиада» и «Одиссея» о пантеоне греческих богов

    В своих эпических поэмах Гомер (VIII в. до н. э.) вывел пантеон греческих богов. В его основе - иерархия родоплеменной общины, возглавляемой басилевсом. Басилевсы Зевс, Посейдон и Аид поделили между собой мир, взяв себе соответственно небо, море и подземное царство, как о том говорит в «Илиаде» Посейдон

  • Слайд 7

    (Перевод Н.Гнедича)

    Три нас родилося брата от древнего Крона и Реи: Он — громовержец, и я, и Аид, преисподних владыка; Натрое все делено, и досталося каждому царство: ...Мне волношумное море, Аиду подземные мраки, Зевсу досталось меж туч и эфира пространное небо; Общею всем остается земля и Олимп многохолмный.

  • Слайд 8

    Что определяло пропорции здания?

    Доступность небес, уподобленных плоскому перекрытию, а не взлетающим вверх сводам, привела к возникновению в период архаики каменных храмов, воспроизводивших базилику (от греч. basilic — царский дом). Храм отражал взаимоотношения людей и небожителей: не люди взирали снизу вверх на небеса, а боги Олимпа обращали свои взоры на землю, сходя к людям. Пропорции здания и его живописный образ определял архитектурный ордер (от лат. ordo — порядок) — дорический или ионический, в соответствии с эстетическими пристрастиями основных племен, населявших Грецию, — суровых воинственных дорийцев и мягких изнеженных ионийцев.

  • Слайд 9

    Дорический ордер, колонны и триглиф:

    Ему присущи четкие геометрические линии, некоторая тяжеловесность форм и мужественность Дорические колонны не имеют базы, их капитель напоминает сплюснутую подушку, зримо передающую тяжесть антаблемента. В дорическом ордере они повторяются на прямоугольных каменных блоках — триглифах. Триглифы помещаются над каждой колонной и в промежутках между колоннами. Пустоты между триглифами заполнены плитами — метопами. На них из того же мраморного блока высекался рельеф. Чередование триглифов и метоп составляет дорический фриз.

  • Слайд 10

    Ионический ордер, колонны и триглиф:

    Это более живописный и декоративный ордер, ему свойственны стройность и женственность Ионические, напротив, тонкие и легкие, вырастают из круглой базы и завершаются изящными завитками — волютами. Чтобы подчеркнуть функцию колонны как вертикальной опоры и рассредоточить яркий свет по всему объему, ствол испещрен вертикальными желобками с острыми гранями. Ионический фриз украшает лента непрерывного рельефа

  • Слайд 11

    Сопоставим дорический и ионический ордер

  • Слайд 12

    Целла, стереобат, антаблемент, фронтон…

    Главное помещение греческого храма составляет глухой каменный объем — целла. Она водружена на ступенчатое основание – стереобат и окружена по периметру колоннами. Колонны поддерживают горизонтальное балочное перекрытие – АНТАБЛЕМЕНТ с опирающейся на него двускатной крышей, которая образует на узкой стороне треугольник — фронтон. Антаблемент состоит из трех горизонтальных балок, расположенных по порядку снизу вверх: архитрав, фриз, карниз. В целле находилась статуя бога, пройти к которой можно было через дверь с восточной стороны.

  • Слайд 13

  • Слайд 14

    Мнесикл 530 – 371 до н.э.

    Представитель высокой классики. Древне-греческий архитектор 2-й половины 5 в. до н.э.Участвовал в сооружении ансамбля афинского Акрополя, построив монументальные входные ворота — Пропилеи (437—432 до н. э.) в которых два наружных дорических портика (один обращен к городу, другой — к Акрополю) расположены на разных уровнях и связаны внутренней ионической колоннадойВ северном крыле Пропилеи находилась пинакотека.

  • Слайд 15

    Пинакотека (Πινακοθήκη — хранилище картин)

    — у древних греков помещение, в котором хранились живописные изображения, составлявшие вотивное приношение богам. В Афинах такое помещение находилось в левом крыле акропольских пропилеев (см.). У римлян П. называлась в их домах комната при входе в атрий, украшенная картинами, а также статуями и др. художественными предметами, которыми особенно дорожил хозяин.

  • Слайд 16

    Мнесикл — древнеафинский зодчий, современник Перикла.

    Строитель Пропилей афинского акрополя. Первоначальный проект этого сооружения, как то доказано Дернфельдом, был сочинен Мнесикл гораздо шире, но не был приведен в исполнение по не совсем известным причинам. Предполагают, что тут играла роль враждебная Периклу партия, прикрывавшаяся религиозными соображениями, так как Пропилеи должны были занять собою часть участка земли, посвященного Артемиде Бравронии и уничтожить часть считавшейся священною пеласгической стены. Пропилеи остались неоконченными вследствие вспыхнувшей в 431 г. Пелопоннесской войны, а деньги, предназначенные для их постройки, были употреблены на военные издержки

  • Слайд 17

    Входим на Священный Холм через..

    дорическиеПропилеи — глубокий сквозной портик, обрамляющий лестницу, и легкий ионический храм Ники Аптерос (Бескрылой), постоянной спутницы Афины. Между колоннами портика в торжественные дни Великих Панафиней — праздника, посвященного покровительнице города богине Афине, проходили участники многолюдной процессии. Боковые проходы служили для пеших афинян, по среднему, где не было ступеней, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных. Дорические колонны Пропилей подчеркивали торжественность и внушительность входа, в то время как ионическая колоннада под кровлей словно предуготовляла то прекрасное и строгое зрелище, которое открывалось на вершине холма.

  • Слайд 18

    Жесткая симметрия и другие черты архаики

    Архаический период в истории Греции (650—480 гг. до н. э.) — термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

  • Слайд 19

    Классика

    Греческая классика была более живописной. Главная ее цель: создание возвышенно-торжественного настроя. Левее центральной оси Пропилей на плоском плато холма высился семнадцатиметровый колосс Афины Промахос (Воитель­ницы) из позолоченной бронзы. Правее архитекторы Иктин и Калликрат возвели Парфенон.

  • Слайд 20

    Парфенон (447-438 гг. до н. э.)

    Один из самых знаменитых греческих храмов. Главное предназначение - символ победы греческой демократии над восточной деспотией Посвящен Афине Парфенос (Девственной). Выполнен из пентеллийскогомрамора, обладающего свойством приобретать с течением времени золотистую патину необыкновенной красоты, вырисовывается на фоне голубого неба. Прозрачныйвоздух, яркий солнечный свет лучистым потоком омывают наружные колоннады, вливаются в открытое пространство целлы, растворяя в себе мраморные объемы.

  • Слайд 21

    Храм – символ новой религии

    Вместе с тем храм символизировал торжество организующих, светлых начал религии над хтоническими, необузданными ее истоками. Об этом свидетельствовали рельеф на дорических метопах и ионический фриз, который шел за колоннадой по верху целлы. Восточный фронтон украшали скульптурные композиции на тему рождения Афины; западный — ее спора с Посейдоном за власть над Аттикой. Крышу по углам венчали стилизованные лепестки лотоса.

  • Слайд 22

    Секрет зодчих – в учете особенностей ландшафта и климата, а также все оптические искажения, свойственные зрению, зодчие придали очертаниям храма еле заметную кривиз­ну.

    Обычно горизонтальная поверхность воспринимается зрением как выпуклая, поэтому зодчие допустили расхождение по высоте между краями и центром цоколя (центр ниже на 11,5 см). Цилиндры колонн создают иллюзию распахнутого в стороны фасада, по этой причине каждая колонна по периметру храма была сужена кверху и наклонена на 7 см от оси к целле. Абсолютно ровная колонна выглядит суховатой и как бы вдавленной посередине, поэтому для придания контуру сочности и упругости его наделили приблизительно на треть высоты небольшим утолще­нием. Чтобы угловые колонны не казались из-за яркого освещения чрезмерно тонкими, их сделали более массивными и приблизили к ним соседние.

  • Слайд 23

    И еще один секрет….

    Но и под ослепительными лучами солнца беломраморные колонны не сливались с целлой, потому что ее окрашивали в пурпурный цвет с тонкими горизонтальными линиями позолоты. Тень от рельефов и скульптур, которая могла бы исказить изображение, «гасили» красным фоном фронтона и метоп и синими полосками триглифов. Благодаря этому в условиях исключительной прозрачности воздуха и яркости солнечного света мельчайшие детали раскрашенной скульптуры и барельефов можно было различить издалека.

  • Слайд 24

    Техника древних мастеров

    Техника энкаустики обеспечивала тот же внешний эффект пластичности, что и блестящая поверхность мрамора, придавая величавому и строгому облику мраморного Парфенона нарядный, праздничный вид. Некоторые детали — поводья лошадей, горлышки сосудов, венки из позолоченной бронзы, напоминая легкую паутину, вносили в его утонченный облик элемент прозрачности. Храм стал образцом размера, рационализма, точного рас­чета, но при этом гармония простых форм и четких линий со­общает ему устремленность ввысь и почти телесный трепет живого организма, характерный для скульптуры.

  • Слайд 25

    Энка́устика (от др.-греч. ἐγκαυστική — [искусство] выжигания)

    — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Наиболее известные образцы энкаустики — т. н. «фаюмские портреты» (по названию оазиса Фаюм в Египте, где были впервые найдены и описаны): посмертные живописные изображения усопших, отличавшиеся объёмной светотеневой моделировкой форм, особым живоподобием и яркостью образов. Эллинистическая техника энкаустики была использована в ранней иконописи, уступив позднее место темпере. Самым ярким иконографическим примером техники энкаустики считается образ Христа Пантократора (VI век), находящийся в Синайском монастыре.

  • Слайд 26

    Поверим себя?

    1. Назовите основные признаки архитектурных ордеров, возникших в Греции в период архаики. Каким богам посвящались греческие храмы? 2. Какими характерными для классики особенностями обладал архитектурный ансамбль афинского Акрополя? 3. Почему Парфенон считается самым совершенным храмом дорического ордера?

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке