Содержание
-
«Характеристика и особенности одарённых детей, как проблема и психологическое явление».
-
Актуальность темы.Данная тема является актуальной т.к. одарённые дети являются уникальным явлением в социальном мире. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности.Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью решения государственной задачи формирования интеллектуального потенциала общества, ее не разработанностью в психолого-педагогической литературе и педагогической практике.
-
Понятие одаренности. Понятие «одарённый ребёнок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
-
Одаренность ребенка как проблема. Невероятно трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать. Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Чем раньше педагоги и психологи выявят одаренность, определят ее тип и предложат индивидуальную программу развития, тем быстрее вырастет мотивация детей к учебной деятельности и общественной жизни в школе. Необходимо, чтобы родители и педагоги последовательно развивали уникальные способности одаренного ребенка, создавая необходимые условия для его роста. В связи с этим раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности.
-
Проблемы одарённого ребенка в школе Ребенок с расцветом интеллекта встречает трудности непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими познаниями, с не всегда понятной умственной активностью. Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребенка с ранним умственным расцветом. От него ожидают, требуют и родители и педагоги, чтобы он обязательно был примерным учеником, отличником. А ведь отметки часто ставят не только за знания, но и за поведение, за почерк. Одаренным детям достается гораздо больше, чем другим, например, не по форме выполненное задание, за какое-нибудь не предусмотренное темой высказывание на уроке, за небрежную письменную работу. А в некоторых семьях любое снижение отметок воспринимается как драма.
-
Проблемы общения со сверстниками Известно, что конфликты, возникающие в процессе общения детей друг с другом, неизбежны. В отношении одаренных детей ситуация осложняется тем, что трудности, которые испытывают дети в установлении и поддержании хороших отношений со своими сверстниками, усиливается из-за их высокого умственного и речевого развития. Иными словами, способности одаренных детей являются своеобразным барьером, отделяющим их от «средних» сверстников.
-
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Одним из способов решения этих проблем может быть обогащениеи ускорение. В условиях обычной школы ускорение принимает форму более раннего поступления ребенка в первый класс и последующего «перепрыгивания» через классы. Ускорение имеет как положительные, так и отрицательные черты. С одной стороны, одаренный ребенок получает адекватную своим способностям нагрузку и избавляется от утомительной скуки медленного продвижения по материалу, необходимого его менее развитым сверстникам. С дугой стороны, однако, большие нагрузки и не соответствующая возрасту социальная ситуация иногда оказывается слишком трудными для рано развитого ребенка.
-
Метод Дж. Рензулли Более систематический и теоретически обоснованный метод обогащения разработан известным специалистом в области психологии одаренности Дж. Рензулли. Этот метод предполагает три уровня. Первый уровень включает занятия по общему ознакомлению с широкими, порой мировоззренческими темами, выходящими за рамки обычной школьной программы. Второй уровень направлен на развитие когнитивных и эмоциональных процессов. Третий уровень предполагает самостоятельные индивидуальные исследования ученика в той области, которая представляет для него наибольший интерес, тем самым ребенок получает опыт собственно творческой работы: не просто усвоения накопленного людьми знания, но производства своего продукта.
-
Специализированные школы для одаренных детей. Еще одним способом являются специальные школы для одаренных детей: лицеи, гимназии. В наши дни эти виды учебных заведений пользуются большой популярностью. Для успешной работы с одаренным ребенком школа обязана найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Тогда и только тогда у ученика появится интерес, разовьется мотивация, что является необходимым условием успеха. Существуют требования при работе с одаренными детьми в данных школах: Малые размеры учебных групп. Специальная помощь. Помощь предполагает как индивидуальные занятия со специалистами, так и специальные средства на занятиях. Воспитание лидерских качеств. Подбор учителей.
-
Способ – библиотерапия Способ – библиотерапия – лечение книгой. Давно признано, что книги являются ценным и эффективным средством помощи детям и взрослым в решении личностных проблем, а также проблем, связанных с учебой; средством развития умений, необходимых для достижения успеха в жизни. Их благотворное влияние объясняется тем, что при надлежащем использовании они могут изменять ценностные ориентации, способы толковании жизненных событий и межличностных отношений. Успешная библиотерапия требует: Прочтения специально подобранной книги, отражающей в той или иной мере аналогичную проблему; Последующего обсуждения прочитанного. Чтение книги без обсуждения может не привести к желаемому результату.
-
Библиотерапия не может решить всех проблем, с которыми встречаются одаренные дети, однако при хорошей организации она предлагает широкие возможности для решения многих существующих трудностей и предотвращения будущих.
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Раскрытие проблем одаренных детей происходит через взаимосвязь их со сверстниками и взрослыми. Как выяснилось, дети имеют проблемы. Остается только надеяться, что что-то изменится и у таких детей не будет трудностей в будущем или хотя бы их станет меньше. В реальности, одаренных детей не много. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать и развиваться таким детям.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.