Содержание
-
Одаренность. Система воспитательной работы с одаренными детьми.
Педагог-психолог МсСВУ Лушкина А.Н.
-
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.Сократ
-
Актуальностьпроблемы
На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности .
-
Эта тенденция совпала с мировой, о чем свидетельствует постановление Совета Европы: «Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может…».
-
На рубеже XX и XXI веков накоплен определенный положительный опыт работы с одаренной молодежью, требующий научного обобщения и распространения. В течение многих лет одаренность у обучающихся выявляется и оценивается на различных олимпиадах, турнирах, научных обществах, конференциях, выставках, в летних школах и лагерях. Одаренным детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.
-
Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности Б. М. Теплов. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Главное, что объединяет всех детей с признаками одаренности и резко отличает их от обыкновенных детей – так называемая умственная активность.
-
Концепции одаренности
Среди современных концепций одаренности популярной является модель, разработанная одним из известных американских специалистов в области обучения одаренных детей Дж. Рензулли. Согласно Дж. Рензулли, одаренность есть стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающий средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). П. Торренс в собственной концепции использует аналогичную триаду: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Максимальный уровень творческих достижений возможен при сочетании всех трех факторов. Успешность усвоения учебного материала и способность к творчеству – наиболее известные признаки одаренности.
-
Н.С. Лейтес выделяет три категории одаренных детей: 1. Дети с ускоренным умственным развитием, опережающие на несколько лет физический возраст. Для них характерна поразительная умственная активность, ненасытность познавательной потребности. 2. Дети с ранней умственной специализацией – у них при обычном общем уровне интеллекта обнаруживается особая расположенность к какой-нибудь отдельной области науки или техники, в которой они значительно превосходят своих сверстников по успешности обучения, тогда как другие разделы программы могут вызывать у них затруднения. 3.Дети с отдельными незаурядными способностями.
-
Виды одаренности
Интеллектуальная одаренность - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью. Академическая одаренность - проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников.
-
Творческая одаренность, или креативность– способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения. Художественная одаренность является разновидностью творческой одаренности, ее следствия – высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Художественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей.
-
Социальная (лидерская) одаренность – успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором. Психомоторная одаренность тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
-
Цели работы с одаренными детьми:
создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей; создание благоприятной развивающей среды, способствующей расширению кругозора обучающихся, исследовательского интереса к окружающему миру, творческому подходу к любому делу, развитию логического мышления и интеллекта.
-
Задачи:
1. Создать систему целенаправленного выявления одаренных детей. 2. Сформировать банк данных индивидуального развития одаренного ребенка. 3. Систематизировать мероприятия по реализации различных направлений в работе с одаренными учащимися. 4. Обеспечить и сохранить душевное здоровье детей и их эмоциональное благополучие как необходимое условие успешности любой деятельности. 5. Стимулировать творческую деятельность одаренных детей. 6. Организовать повышение квалификации учителей по работе с одаренными детьми.
-
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип учета возрастных возможностей; принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся; принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества; принцип развивающего обучения; принцип опережающего обучения: принцип психологической комфортности в любой деятельности.
-
Проблема одаренности широко освещается в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
В чем специфика поддержки талантливых детей? В научно-исследовательской проектной деятельности обучающихся: «Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».
-
В чем специфика поддержки талантливых детей?(«Наша новая школа»)
В создании портфолио достижений каждого ученика В расширении событийного пространства школы В вариативности образовательных программ, в индивидуализации образовательного процесса: «В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора».
-
Во внеаудиторной занятости школьников «Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия». В развитии системы творческих конкурсов «Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы».
-
В развитии технологий дистанционного обучения «Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования».
-
В чем специфика поддержки талантливых детей?(«Наша новая школа»)
В развитии мотивационной сферы обучающихся: «Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям».
-
В чем специфика поддержки талантливых детей?(«Наша новая школа»)
В развитии творческой среды в каждой школе: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе». В совершенствовании кадрового корпуса: «Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей». Таким образом, «главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика».
-
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
-
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в образовательном учреждении.
-
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.
-
Формы работы с одаренными детьми
-
Функции старших воспитателей
Выявление детей с общей одаренностью. Выявление детей с академической, лидерской, творческой одаренностью. Оформление в дневниках старших воспитателей сводной таблицы по видам одаренности детей, используя данные своих диагностических исследований и наблюдений, учителей- предметников, педагогов ДО, кружков, родителей. Подготовка портфолио одаренных детей. Планирование воспитательной работы во взводе с учетом реализации одаренными детьми взвода своих способностей. Консультирование родителей. Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. Взаимосвязь с педагогами и объединениями дополнительногообразования.
-
Основные задачи воспитания одаренных детей:
1. Осуществление педагогической поддержки в раскрытии интеллектуального, творческого и спортивного потенциала обучающихся через клубную деятельность, музейную педагогику. 2. Координация работы учителей- предметников и педагогов дополнительного образования по раскрытию интеллектуального, творческого и спортивного потенциала учащихся. 3. Разработка индивидуальных программ развития творческой личности одаренного ребенка.
-
Задачи воспитания одаренных детей:
4. Создание условий для презентаций интеллектуальных, творческих и спортивных достижений обучающихся на уровне класса, школы, района, округа. 5. Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей. 6. Формирование духовной культуры, обусловленной традициями семейного воспитания. 7. Интеграция одаренных детей в детскую, детско- взрослую общность; формирование коммуникативных, социально- психологических механизмов адаптации одаренных детей в социуме.
-
Портфолио как способ фиксации результатов одаренных детей
Портфолио – это форма оценивания образовательных результатов по продукту, созданному обучающимся в ходе учебной, творческой, социальной, исследовательской и других видов деятельности. Портфолио – это коллекция работ и документов, целью которой является демонстрация достижений обучающегося. Портфолио – это накопительная система оценки знаний и индивидуальных достижений учащихся, инструмент эффективного мониторинга образовательных достижений ученика.
-
Портфолио
Индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. 29
-
Школьный клуб
Школьный клуб – одна из форм организации досуга воспитанников. Такое объединение способствуют всестороннему развитию и воспитанию ребят. Школьные кружки обычно немногочисленны. Их деятельность ограничивается развитием определенных способностей группы ребят из 10-15 человек. Школьные клубы способны охватить разнообразными видами деятельности большинство учащихся школы, а значит, выявить их способности и предоставить возможность для их развития. Так как школьный клуб обычно объединяет ребят разного возраста и разных классов, он помогает организовать разновозрастную работу в школе, укрепляя тем самым общешкольный ученический коллектив.
-
Основная задача
Помочь растущему человеку: дать ему дополнительное образование, способствовать духовному и интеллектуальному развитию, становлению гражданской сознательности. Создание школьного клуба – залог максимального проявления способностей и талантов творчески одаренных детей.
-
Виды клубов
Клубы дополнительного образования Клубы научного общества
-
Клубы 1 группы
Клуб юных поэтов Клуб юных экологов Клуб любителей музыки Клуб юных художников Клуб любителей фантастики
-
Клубы 2 группы
Клуб друзей Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Клуб «Лингвист» Клуб «Коллекционер» Клуб знатоков чтения Клуб «Друзья Италии» Клуб «Абитуриент»
-
Для стимуляции творческой активности могут выступать следующие факторы:
1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). 2. Создание психологически комфортной среды и атмосферы эмоционального принятия ребенка. 3. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. 4. Поощрение высказывания оригинальных идей. 5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. 6. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям. 7. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
-
Упражнения на развитие творческих способностей
Используя только одни квадратики, попробуйте нарисовать сюжетную картину (или хотя бы рисунок). Запишите цифры от 0 до 9 по порядку и дорисуйте к ним различные элементы, чтобы в итоге нельзя было определить, что за цифра написана. Попробуйте соединить два различных предмета и запишите, какими полезными свойствами этот предмет будет обладать. Придумайте 10 способов применения пустого стержня от ручки и запишите их. Приветствуются нестандартные варианты, Мысленно разделите любой предмет на несколько частей (3-5) и запишите новые свойства каждой части.
-
“К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”
-
Л И Т Е Р А Т У Р А
Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. МО, М., 2003. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1995. Ландау Э. Одаренность требует мужества. Москва, «Академия», 2002. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. - М., 2000. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. М., 1991.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.