Содержание
-
иммунтет.
Выполнила:Рябкова Дарья 211 группа.
-
Общая характеристика функций иммунной системы.
Основная функция иммунной системы – контроль за генетическим постоянством внутреннейсреды организма. Иммунитет – это способ защитыорганизма от живых тел и веществ, несущих признаки генетически чужеродной информации. Термин «иммунитет» происходит от лат. immunitas –избавление, освобождение от чего-либо (в Древнем Риме это слово означало освобождение гражданина от какой-либо обязанности, повинности или службы). Иммунная система состоит из центральных (костный мозг, тимус) и периферических (селезенка,лимфатические узлы, миндалины, пейеровы бляшкикишечника, лимфоидные образования кожи и слизистых оболочек и др.) органов и тканей. Основнойструктурной и функциональной единицей иммуннойсистемы являются Т- и В-лимфоциты (иммуноком- петентные клетки (ИКК), иммуноциты). Иммуноцитыспособны распознавать чужеродные вещества (антигены), обеспечивать иммунный ответ, создаватьклоны себе подобных клеток, формировать клетки памяти. Лимфоциты проходят несколько стадийклеточных преобразований, необходимых для выполнения этих функций. Другими клетками иммунной системы являютсямоноциты, нейтрофилы, эозинофилы, базофилы, тучные клетки, дендритные клетки, естественные, илинатуральные, киллеры (ЕК-, NK-клетки). Эти клеткине являются иммунокомпетентными, но выполняютряд важных функций. Одна из важных защитных функций – способность к фагоцитозу. Ею обладают нейтрофилы имоноциты. Из нейтрофилов образуются малые фагоциты (микрофаги), из моноцитов – большие фагоциты (макрофаги). Активность фагоцитирующихклеток увеличивается системой комплемента, интерферонами, иммуноглобулинами. Естественные киллеры (наряду с Т-лимфоцитами)обладают цитотоксичностью, т.е. способностью уничтожать генетически чужеродные клетки. Клетки иммунной системы находятся в большинстве органов итканей организма. Исключение составляют так называемые забарьерные органы, в которые в норме ИККне проникают: головной мозг, яички, хрусталик.
-
Центральные и переферические органы иммуной системы. Костный мозг.
Первое описание костного мозгадал Р.Вирхов. Во второй половине XIX в. было установлено, что костный мозг является органом кроветворения. У новорожденного очагами кроветворения являются только костные полости. К 18 годамгемопоэтическая ткань обнаруживается в позвонках, ребрах, тазовых костях, скулах, эпифизах трубчатых костей. У взрослого человека очаги кроветворения разной степени выраженности обнаруживаются в 206 костях скелета. Общая масса красногокостного мозга составляет у среднестатистическогочеловека 1400 г, что близко к массе печени. Красный костный мозг заселяется стволовымикроветворными клетками на ранних стадиях внутриутробного развития. В структуру красного костногомозга, кроме предшественников клеток крови, входят кровеносные сосуды, нервные окончания, костная капсула и вспомогательные клетки. Предположительно, в эмбриональном периоде учеловека закладывается определенное число ранних кроветворных предшественников, которые в течение жизни дифференцируются в зависимости отпотребностей организма. Образующиеся в костном мозге клетки по мере созревания поступают в кровяное русло. В обычных условиях костномозговоекроветворение покрывает потребности организма ипроизводит довольно большой запас клеток.
-
Тимус.
Тимус располагаетсяв переднем средостении (у основания шеи, за грудиной). Состоит из двух долей. Закладывается на 8-йнеделе внутриутробного развития как эпителиальный орган. У новорожденного тимус весит 10–15 г.Он интенсивно растет в первый год жизни, достигаяблизких к максимальным размеров и массы 20–40 г,и активно функционирует до 2–3 лет. В эти годы идет постоянное образование тимоцитов. Из их общего числа (2×108) 20–25% ежедневнообразуются заново путем деления; 95–98% вновьобразовавшихся тимоцитов погибает. Оставшиеся2–5% – это те клетки, которые способны распознавать антигены и активироваться для выполнения защитных функций. Эти клетки поступают в кровотоки лимфоидные органы. До 6 лет продолжается медленный незначительный прирост тимуса, после чего его масса начинаетуменьшаться, и со второго десятилетия жизни тимусподвергается инволюции. В тимусе происходит созревание Т-лимфоцитов,и они становятся способными распознавать «свои»и «чужие» клетки. Зрелые Т-лимфоциты циркулируют по организму. Их иммунная функция реализуется в основном в лимфатических узлах. Т-лимфоцитыиндуцируют также созревание В-лимфоцитов и превращение последних в плазматические клетки.
-
Селезенка.
Селезенка находится в левом верхнем квадранте живота (левом подреберье). У взрослого человека она весит около 150 г. Селезенка покрыта капсулой, которая, прорастая внутрь органа,формирует сеть перегородок. Внутренняя часть селезенки называется селезеночной пульпой. Черезселезенку проходят кровеносные и лимфатическиесосуды. В селезенке скапливается большое количество Т- и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови, собирающейсясо всего тела. В селезенке задерживаются эритроциты, где поврежденные, либо восстанавливаются,либо удаляются из кровотока. Селезенка также служит резервуаром для тромбоцитов, поступающих изкостного мозга. По мере необходимости происходит замена циркулирующих в крови тромбоцитов.
-
Лимфатические узлы.
Лимфатические узлы располагаются по ходу лимфатических сосудов и представляют собой маленькие овальные или почковидные образования длиной 0,1–2,5 см. Каждый лимфатический узел состоит из фолликулов. Основуфолликулов образуют В-лимфоциты, вокруг которыхгруппируются Т-лимфоциты. Такое объединение Т- иВ-лимфоцитов обеспечивает секрецию иммуноглобулинов и оптимальную защиту организма. В лимфатических узлах имеются также макрофаги, которыевместе с иммунокомпетентными клетками предотвращают развитие инфекционных заболеваний.
-
иммунокомпетентные клетки.
Клетки иммунной системы относятся к одной из групп клеток крови – лейкоцитам. Лейкоциты, как и другие клеткикрови, возникают в гемопоэтической ткани. У плодана ранних стадиях развития гемопоэтическая тканьнаходится в печени и селезенке, на поздних – в печени, селезенке и костном мозге. У взрослого человека кроветворным органом является только красный костный мозг, расположенный в плоских костях. В строме красного костного мозга располагаются стволовые клетки. Они обладают двумя важнымисвойствами: полипотентностью (т.е. могут дифференцироваться в разные клетки крови – эритроциты,лейкоциты, тромбоциты) и способностью к самовоспроизведению (т.е. могут образовывать идентичныесамим себе клетки). Стволовые клетки превращаются в клетки-предшественницы лимфоидного (клетки-предшественницы лимфоцитов) и миелоидного(клетки-предшественницы эритроцитов, тромбоцитови всех видов лейкоцитов, кроме лимфоцитов) ряда. Молодые клетки костного мозга морфологически похожи друг на друга. Они, как правило, имеюткрупные размеры и большое количество рибосом. Помере созревания часть клеточных органоидов редуцируется, появляются специфические признаки зрелых клеток крови. Зрелые клетки выходят в кровь иткани. Дифференцировка клеток регулируется гемопоэтическими факторами. Образование эритроцитовстимулирует гормон эритропоэтин, образующийсяпреимущественно в почках. Образование тромбоцитов контролируется тромбопоэтином (секретируется клетками печени). Дифференцировку лейкоцитовв разные формы регулируют местные гуморальныефакторы, образующиеся в костном мозге: интерлейкины, факторы, стимулирующие колонии, и др. Для некоторых гемопоэтических факторов известны кодирующие их гены, что позволяет получатьих методами генной технологии и использовать длялечения некоторых гематологических заболеваний. После рождения развитие первичных полипотентных стволовых клеток и миелопоэз (образованиеклеток миелоидного ряда) происходят в костноммозге, лимфопоэз – в тимусе, селезенке и лимфатических узлах, лимфоидной ткани, ассоциированнойс пищеварительной системой, включая миндалины,аденоиды, пейеровы бляшки кишечника. Количество лейкоцитов в 1 л крови взрослогочеловека колеблется от 4×109 до 9×109, и подвержено суточным и сезонным колебаниям, зависит отбаланса гормонов, витаминов и других факторов. Увеличение количества лейкоцитов называется лейкоцитозом, уменьшение – лейкопенией. Согласно гистологической классификации лейкоциты делятся на две группы: зернистые (гранулоциты) и незернистые (агранулоциты). К гранулоцитамотносятся нейтрофилы, эозинофилы и базофилы; кагранулоцитам лимфоциты и моноциты. Процентное соотношение разных форм лейкоцитов называют лейкограммой, или лейкоцитарнойформулой. У взрослого человека нормальной является следующая лейкограмма: нейтрофилы – 46–76%; эозинофилы – 1–5%; базофилы – 0–1%;лимфоциты – 18–40%; моноциты – 2–10%. У детей до 5 лет физиологической нормой являетсядоля лимфоцитов в крови до 80%, 5–14 лет – до50%. Из общей популяции лимфоцитов крови наТ-лимфоциты приходится около 80%, на В-лимфоциты около 15%, на естественные киллеры примерно 5%. У млекопитающих сформировалось два типа иммунитета – клеточный и гуморальный. Клеточныйиммунитет опосредуется Т-лимфоцитами, гуморальный – В-лимфоцитами.
-
Т-лимфоциты и в-лимфоцитЫ.
Родоначальники Т-лимфоцитов образуются в костном мозге. Оттуда они мигрируют в тимус, где приобретают способность реагировать на антигены. В тимусе происходит постоянная селекция лимфоцитов:уничтожаются агрессивно настроенные против «своих» белков и сохраняются реагирующие на «чужие»белки. Т-лимфоциты постоянно поступают из тимуса влимфатические узлы и селезенку. В случае встречи с антигеном они начинают делиться и образовывать клоны. Клонированные Т-лимфоциты взаимодействуют с антигеном и разрушают его. Такимспособом уничтожаются собственные мутировавшие клетки, способные стать родоначальницамидоброкачественного или злокачественного новообразования, или инфицированные вирусами клетки,а также отторгаются клетки пересаженных органови тканей. Созревание В-лимфоцитов происходит в костноммозге. Затем В-лимфоциты мигрируют во вторичныелимфоидные органы: печень, селезенку, лимфатические узлы. В этих органах может продолжаться изавершаться дифференцировка В-лимфоцитов. Каждая В-клетка генетически запрограммированана синтез поверхностного рецептора к одному антигену. После распознавания антигена В-лимфоцитыначинают делиться и дифференцироваться, создавая клоны плазматических клеток. Плазматическиеклетки синтезируют иммуноглобулины (антитела)одного определенного вида, представляющие собойкрупные растворимые молекулы гликопротеидов.Иммуноглобулины циркулируют в крови, тканевойжидкости и связываются с антигенами на поверхности микроорганизмов. Меченые антителами микроорганизмы легче уничтожаются фагоцитами. Крометого, антитела активируют комплемент, разрушающий мембрану бактериальных клеток. В популяциях Т- и В-лимфоцитов есть клетки иммунологической памяти. Они образуются из Т- иВ-лимфоцитов, отреагировавших на антиген, но недифференцировавшихся в клетки-эффекторы иликлетки, продуцирующие иммуноглобулины. Клеткипамяти хранят информацию о структуре антигена,однажды попавшего в организм. Такие клетки живут много лет и находятся в состоянии постоянной готовности к быстрому и эффективному ответу приповторном внедрении в организм данного антигена. С этим связана возможность вакцинации против инфекций: в ответ на введение вакцины, содержащейантигены, в организме вакцинированного формируется иммунологическая память и способность отреагировать на последующую встречу с таким же антигеном ускоренным и усиленным иммунным ответом. Морфологически различить Т- и В-лимфоциты подсветовым микроскопом невозможно. Под электронным микроскопом зрелые Т-лимфоциты имеют, какправило, гладкую поверхность, а В-лимфоциты –ворсинчатую, т.к. несут на поверхностной мембраневырабатываемые ими иммуноглобулины.
-
Естественные киллеры.
Естественные киллеры (ЕК) – отдельная популяция лимфоцитов, существующая наряду с Т- иВ-клетками. Основная их функция – сохранение гомеостаза в организме позвоночных на генетическомуровне. ЕК регулируют дифференцировку клетокорганизма, уничтожают (лизируют) клетки с генетическими дефектами и пораженные внутриклеточными паразитами (вирусами и т.п.). ЕК препятствуютпопаданию разнообразной микрофлоры из ротовойполости, кишечника, носовой полости, носоглотки,легких в кровь и другие ткани организма. Они первыми включаются в реакции на чужеродные агентыбез предварительной иммунизации, т.е. обеспечивают врожденный иммунитет. Для осуществления своих функций ЕК располагают рецепторами, обеспечивающими возможностьмежклеточных контактов, реакций на цитокины,гормоны, нейромедиаторы. Они сами способнывырабатывать огромное количество биологическиактивных веществ. Получив сигнал об угрозе нарушения генетически обусловленного постоянствавнутренней среды, ЕК «включают» не только собственные защитные средства, но также те, которыми располагают иммунная, эндокринная и нервная системы. Вступая в контакт с нейронами или клетками эндокринной системы, ЕК сами «обучаются»нейроэндокринной регуляции. На внутриутробных стадиях развития организма ипосле рождения способы образования ЕК различаются. В эмбриональном периоде предшественникомЕК является гемопоэтическая стволовая клетка печени, которая мигрирует в тимус и там дифференцируется либо в ЕК, либо в дендритные клетки илиТ-лимфоциты. После рождения ЕК образуются изполипотентной стволовой клетки костного мозга.Через несколько этапов дифференцировки происходит формирование зрелого ЕК – большого гранулярного лимфоцита. Для выполнения своих функций созревшие в центральных органах иммунитета ЕК, должны пройтидозревание в периферических органах иммунной системы. После этого ЕК способны синтезировать интерферон и проявлять цитотоксическую активность. Зрелые ЕК распространены по всему организму.Депо этих клеток в селезенке и печени поддерживают оптимальное количество ЕК в крови и лимфе. Изкровеносных и лимфатических сосудов ЕК попадают в различные органы, где контролируют генотипклеток. Если от клеток, ведущих надзор за генетической чистотой организма, поступает сигнал о неблагополучии, происходит массовый выход ЕК из депо.Цитолиз генетически измененных клеток являетсясигналом для ИКК (Т- и В-лимфоцитов).
-
Виды иммунитета.
Выделяют два основных иммунных процесса:врожденный (не изменяющийся) и приобретенный(адаптивный, приспособительный). Врожденный иммунитет появился на раннихэтапах эволюции: до способности распознаватьсвои белки и формировать клетки иммунной памяти. Врожденный иммунитет реализуется через клеточные и гуморальные механизмы. Его обеспечиваютЕК, макрофаги, нейтрофилы, дендритные клетки,способные к фагоцитозу и цитолизу. Гуморальными факторами врожденного иммунитета являютсяестественные антитела, комплемент, лизоцим и другие ферменты. Факторы врожденного иммунитетаконтролируются генами зародышевой линии, передаются по наследству и не изменяются в течениежизни. Приобретенный иммунитет является следствием перегруппировки сегментов небольшогонабора генов зародышевой линии, передаваемыхпо наследству и ответственных за синтез иммуноглобулинов (антител) В-лимфоцитами и рецепторовна Т-лимфоцитах. В результате перегруппировкиможет создаваться огромное число распознающихэлементов, перекрывающих все существующие вприроде антигены. В процессе развития лимфоцитов в центральныхорганах иммунной системы образуются клетки,имеющие рецепторы к любому антигену. Каждаятакая клетка может стать родоначальницей клона,готового бороться с чужеродным образованием.Потомство получает от родителей только наборзародышевых генов, а процесс перегруппировкипроисходит на ранних этапах онтогенеза у каждого организма индивидуально. Поэтому каждый организм, в зависимости от того как прошел процессперегруппировки, может иметь свою разновидностьиммунитета.
-
Особенности функционирования Иммуной системы В разные периоды жизни.
Зародыши всех млекопитающих, в том числе человека, с самых ранних стадий развития содержатчужеродные для материнского организма гены (антигены), полученные от отца. Теоретически иммунная система матери должна реагировать на клеткизародыша проявлением иммунитета. В случае развития специфического иммунитетаТ-лимфоциты материнского организма активируются и стимулируют образование цитотоксическихлимфоцитов. Вместе с естественными киллерамиони начинают уничтожать клетки зародыша, и беременность прерывается. Однако такое явлениевстречается редко. Сохранение беременности принормальном ее течении обеспечивают ряд механизмов. К их числу относятся следующие. 1. Изменение гормонального фона беременнойженщины. С момента оплодотворения яйцеклеткии ее имплантации (закрепления) в матке начинается синтез одного из стероидных гормонов – прогестерона – желтым телом яичника (временнойжелезой внутренней секреции, образовавшейся наместе выхода яйцеклетки). Прогестерон, как и другие стероидные гормоны, угнетает функции иммунной системы. Под влияние прогестерона лимфоцитыбеременной женщины вместо цитокинов начинают синтезировать вещества, угнетающие образованиеТ-лимфоцитов и проявление клеточного иммунитета. Кроме того, в геноме эмбриона имеются гены,ответственные за синтез специального белка, снижающего активность Т-лимфоцитов и естественныхкиллеров материнского организма. 2. Особенности плаценты, в частности синтез еюцитокинов, обеспечивающих преобладание гуморального иммунитета над клеточным и подавлениеактивности естественных киллеров материнскогоорганизма, т.к. именно эти клетки наиболее активны в отторжении плода. Снижение иммунной активности материнского организма по отношению к плоду не только не уменьшает, но даже повышает защиту беременной женщиныот патогенных бактерий. В ее крови увеличивается количество активированных моноцитов и повышается уровень иммуноглобулинов. Вместе с теморганизм беременной женщины оказывается плохозащищенным от вирусов и грибков. Развитие иммунной системы продолжается напротяжении всего детства. В детском возрасте естьпериоды риска для иммунной системы и становления ее функций, которые называют критическимипериодами.
-
Критическая переодизация.
Первый критический период – период новорожденности (первые 2 недели жизни ребенка). В этотпериод защиту детского организма обеспечиваютиммуноглобулины матери, полученные с молозивоми грудным молоком. Чувствительность новорожденного к инфекциям очень высока. Второй критический период – 4–6 месяцыжизни. В это время происходит утрата пассивногоиммунитета, получаемого с грудным молоком, и становление собственных активных иммунных реакций.В этот период возрастает чувствительность ребенкако многим воздушно-капельным и кишечным инфекциям. Третий критический период – второй год жизни. Становление иммунной защиты еще не произошло, а контакты ребенка с окружающим миромвозрастают, поэтому остается высокой чувствительность организма к респираторным и кишечным инфекциям. Четвертый критический период – 6–7 лет. Вэтот период уменьшается абсолютное и относительное количество лимфоцитов в крови, приближаясь кпоказателям взрослого человека. Чувствительностьк инфекциям детей этого возраста все еще высока. Пятый критический период – подростковый возраст. Увеличение уровня половых гормонов в крови, связанное с половым созреванием, сочетается суменьшением массы лимфоидных органов. Угнетается клеточный иммунитет, и как следствие повышается чувствительность к вирусным инфекциям.
-
Стимулом для развития иммунной системы послерождения являются в основном микроорганизмыокружающей среды, поступающие в организм через кожу, слизистые оболочки дыхательных путей,желудочно-кишечный тракт. Быстрое развитие иммунной системы сопровождается увеличением массы лимфатических узлов, которые заселяются Т- иВ-лимфоцитами. Иммунный статус взрослого человека определяется индивидуальными особенностями развития исозревания иммунной системы в детстве. Резервныевозможности иммунной системы полностью реализуются при грудном вскармливании детей. Иммуноглобулины женского молока повышают защиту всехслизистых оболочек ребенка (желудочно-кишечного тракта, дыхательной и мочеполовой систем),препятствуя прикреплению бактерий и вирусов кэпителию. Иммуноглобулины и цитокины грудногомолока стимулируют иммунную систему ребенка.Один из компонентов грудного молока – лактоферрин стимулирует иммунологические функции ребенка, взаимодействуя с ДНК его иммунокомпетентныхклеток. Грудное вскармливание препятствует развитию аллергических и аутоиммунных заболеваний. В подростковом возрасте снижение иммунитетаможет быть связано с неправильным питанием, гипоксией, психоэмоциональным стрессом, курениеми т.п. Одним из возможных факторов ослаблениягуморального иммунитета могут стать интенсивныефизические нагрузки, приводящие к острому и хроническому утомлению. При этом происходит ослабление иммунной системы, проявляющееся преждевсего в снижении количества В-лимфоцитов и концентрации циркулирующих в крови иммуноглобулинов, вплоть до исчезновения иммуноглобулиновотдельных классов. У профессиональных спортсменов в пике формы на ответственных соревнованияхзарегистрировано явление, получившее названиефеномена исчезающих антител. В этот период резко повышается чувствительность к инфекциям, и вслучае заражения высока вероятность неблагоприятного исхода заболевания, вплоть до гибели больного. У людей зрелого возраста сохраняется высокаяфункциональная активность костного мозга, селезенки, лимфатических узлов, а тимус подвергаетсязначительной инволюции. В пожилом и старческом возрасте происходитпочти полная утрата тимуса. От него остается небольшая часть изменившихся клеток – около 10%от исходного их количества. Утрата тимуса компенсируется успевшими накопиться в организме долгоживущими Т-лимфоцитами памяти. Важным источником дифференцировки Т-лимфоцитов становится лимфоидная ткань. Количество циркулирующих В-лимфоцитов и концентрация иммуноглобулинов в старости не изменяются. В связи с инволюцией тимуса, уменьшением числа Т-лимфоцитов и ихактивности снижается клеточный иммунитет. Поэтому в возрастном диапазоне от 15 до 90 лет частотаразвития раковых заболеваний возрастает в 240 раз.У долгожителей выявлена сохранность механизмовклеточного иммунитета: количество Т-лимфоцитов,их разнообразие, доля клеток памяти, активность цитокинов у лиц старше 90 лет мало отличаются оттаковых у более молодых людей.
-
Формы дифференцированного Обучения анотомии , их пременение.
В современной общеобразовательной школе широкое распространение получило дифференцированное обучение, учитывающее индивидуально-типические особенности школьников (интересы, склонности, психологический тип восприятия информациии др.). В ходе изучения наиболее сложных анатомо-физиологических вопросов курса возможна следующая дифференциация: – внешняя: для разных классов объем и содержание учебного материала и организация учебнойдеятельности школьников могут различаться; – внутренняя: в одном классе предлагаются разные уровни сложности для облегчения усвоениязнаний, методы и методические приемы, адаптирующие содержание образования для разных группшкольников. Рассмотрим конкретные примеры.
-
Внешняя дифференциация.
Материал данной лекции расширяет представления о составе крови,строении лимфатической системы, видах иммунитета, профилактике вирусных инфекций, в том числеСПИДа. В гимназических, лицейских классах и классах повышенного уровня обучения педагог имеетвозможность углубить знания учеников по этой теме. Для объяснения нового материала используетсямонологический рассказ педагога или эвристический метод – частично поисковая беседа. Монологический рассказ учителя может быть посвящен развитию иммунной системы человека илиособенностям ее функционирования. Эвристический метод предполагает определение логической последовательности изложенияматериала, сформулированной в форме вопросов,обращенных к школьникам. При затруднении с ответом педагог предлагает наводящие вопросы и задания или сам дает необходимые пояснения. Так, дляорганизации поисковой беседы по теме «Лимфатическая система» основной познавательной задачейявляется выяснение особенностей ее строения ифункционирования. Перечень вопросов и заданийвозможен следующий: 1. Перечислите форменные элементы крови иукажите их значение. 2. Каким должен быть состав лимфы? Аргументируйте свой ответ. 3. Каковы основные функции кровообращения? 4. В чем различие функций кровообращения илимфообращения? 5. Какова связь лимфатической и кровеноснойсистем? 6. Назовите органы, образующие систему кровообращения. 7. Выясните строение лимфатической системы. В ходе беседы используются пояснения из текстапредлагаемой лекции. Школьники в классах повышенного уровня зачастую сами проявляют инициативу в подготовкесообщений. В этом случае затруднение вызываетпоиск и отбор необходимой информации. Педагогорганизует подготовку докладов или стендовых сообщений по предлагаемым в лекции материалам. Внешняя дифференциация в коррекционных классах направлена на адаптацию сложных вопросовкурса и отбор личностно ориентированных знаний. Повышение мотивации к процессу обучения позволяет облегчить усвоение учебного материала. Передобъяснением тем, вызывающих наибольшие затруднения, следует поставить проблемный вопрос, имеющий практическую направленность, например: «Объясните с точки зрения физиологии, почему кошки исобаки зализывают раны», «Какие факторы отрицательно влияют на иммунитет подростка?», «Почемупожилые люди (ваши бабушки и дедушки) чаще болеют и как им поддержать свое здоровье?» Другой способ адаптации знаний заключается визложении сущности физиологических механизмовпри небольшой терминологической насыщенности:число наиболее сложных для восприятия узкоспециализированных терминов следует сократить илиподробно пояснить их, найти аналогии с известнымипонятиями. Например, для расшифровки или заменытермина «Т-лимфоциты» используем понятие «лимфоциты, обеспечивающие клеточный иммунитет»,а вместо термина «В-лимфоциты» используем понятие «лимфоциты, обеспечивающие гуморальныйиммунитет». Значительная сложность приводимого в лекциях анатомо-морфологического материала связанас его теоретичностью, умозрительностью. Облегчение восприятия сложного материала обеспечивается наглядностью, которая представлена кактрадиционными иллюстрациями (рисунки, схемы,фотографии), так и современными средствами обучения (компьютерные технологии, CD-диски и др.). Таким образом, урок на сходную тему в разныхклассах может иметь разное наполнение, предлагать отличающиеся методы обучения и даже организацию учебной деятельности в целом. Например,для организации урока «Виды иммунитета» можноиспользовать традиционную структуру, урок с эвристической беседой, урок с элементами ролевойигры и др.
-
Внутренняя дифференциация.
предполагает адаптацию содержания учебного материала для учащихсяодного класса. Она осуществляется по разным основаниям, в зависимости от выделяемых групп. Так, педагоги определяют разные уровни владения знаниями и навыками (базовый, повышенный и высокий).Школьные психологи предлагают распределение учеников на группы в зависимости от основного каналавосприятия информации (визуалы – орган зрения, аудиалы – орган слуха, кинестетики). При объяснении новой темы следует учитыватьразные психологические особенности, т.е. словесные методы обучения необходимо подкреплять демонстрациями, практическими работами, а такжепредлагать разные способы деятельности с учебным материалом. Так, при закреплении материаламожно предложить разные типы заданий при работес текстом: поиск ответов на поставленные вопросы,заполнение таблицы, составление схемы, решениепроблемной задачи, например: «Составь схему видов иммунитета», «Ответь на вопрос: «Чем обусловлен клеточный и гуморальный иммунитет?», «Решипроблемную задачу: «Какие способы повышения иммунитета новорожденного ребенка применяют?» Перспективный методический прием при проверке полученных знаний и навыков – использованиекарточек, в которых учтен уровень освоения материала. Предлагаемые задания отличаются не толькопо уровню сложности, но и по форме. Для карточекбазового уровня предлагаются готовые тексты, схемы или иллюстрации, опираясь на которые школьник проявляет знания и умения. Повышенный уровень предусматривает репродуктивные и продуктивные задания, а высокий – решение творческих задач. Например, карточка базового уровня «Прочтитекст об иммунитете. Укажи отличительные характеристики разных видов иммунитета». Повышенныйуровень: «1. Дай определение понятию иммунитет.2. Перечисли известные тебе виды иммунитета. 3. Объясни, как формируется активный иммунитет».Высокий уровень: «1. Почему лимфоцит называютструктурной и функциональной единицей иммуннойсистемы? 2. Опиши сущность механизма клеточногоиммунитета. Приведи пример». Итак, дифференциация процесса обучения анатомии предусматривает внешнюю и внутреннююформы, предполагающие разный объем содержания учебного материала, применение вариативныхметодов и приемов обучения, а также разных форморганизации учебного процесса.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.