Содержание
-
МБОУ ЦО № 54 Характеристика детей с НОДА и специфика работы с ними в условиях инклюзивного образования БитковаЕленаВладимировна, учитель начальных классов Курсы «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ» 2016
-
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ст. 2 п.16: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
-
Развитие ребёнка с ОВЗ В процессе атипичного развития ребёнка с ОВЗ проявляются не только негативные стороны, но и положительные его возможности, которые являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Источником приспособления детей с ограниченными возможностями к окружающей среде являются сохранные психофизические функции.
-
1.Вид (тип) нарушения. 2.Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития ребенка с ОВЗ от степени и качества первичного дефекта. 3.Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. 4.Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития ребенка с ОВЗ во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним. Факторы развития ребёнка с ОВЗ
-
· Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие). · Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие). · Дети с нарушениями речи (логопаты). · Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. · Дети с задержкой психического развития. · Дети с нарушениями поведения и общения. · Дети с умственной отсталостью. · Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). Классификация детей с ОВЗ (по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова)
-
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата Основной контингент данной категории представляют дети с ДЦП (89%). Остальные - дети, больные полиомиелитом, с врожденным вывихом бедра, кривошеей, деформациями стоп, аномалиями развития пальцев кисти, с травмами мозга, полиартритом, рахитом, туберкулезом костей и т.п. ДЦП (детский церебральный паралич) - поражение двигательных систем головного мозга. У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, и они нуждаются в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Другие вышеназванные категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания.
-
Закономерности развития детей с НОДА -У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций -В структуре двигательного дефекта у детей с церебральным параличом особое место занимают нарушения функций рук. -Двигательные нарушения оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи. Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся: -неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций; -выраженность астенических проявлений (повышенная утомляемость,истощаемость всех нервно-психических процессов); -сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. -отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно- суставного чувства существенно сказываются на восприятии в целом, ограничивают объем информации, затрудняют интеллектуальную деятельность детей с церебральными параличами.
-
Особенности развития детей с НОДА -Выраженность психоорганических проявлений – замедленность, истощаемость психических процессов. -Трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. -Низкая познавательная активность, проявляющейся в пониженном интересе кзаданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. -Расстройства эмоционально- волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости. -Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Нарушения поведения отмечаются не у всех детей с ДЦП; у детей с сохранным интеллектом – реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков – реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами. Нарушения формирования личности :личностная незрелость; астенические проявления;псевдоаутические проявления
-
Особые образовательные потребности у детей с НОДА задаются спецификой двигательных нарушений и определяют особую логику построения учебного процесса. В связи с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА: - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; - требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам; - необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения, современных образовательных технологий; - наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; - коррекция произносительной стороны речи.
-
Особенности образовательного процесса обучающихся с НОДА -Потребность в раннем выявлении нарушений и максимально раннем начале комплексного сопровожденияразвития ребенка; -Потребность в регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение ортопедического режима); -Потребность в особой организации образовательной среды, характеризующейся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий; -Потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания(в том числе специализированных компьютерных технологий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения; -Потребность в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений; -Потребность в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений; -Потребность в максимальном расширении образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей указанной категории.
-
Литература С.Г. Шевченко. Коррекционно-развивающее обучение. М: 2009 В.С. Луценко. «Использование словесных методов при обучении детей с ОВЗ». М: Просвещение, 2012 Худенко Е.Д. Наглядно-практические и другие методы обучения на уроках в условиях инклюзивной практики» М: 2009 Орлова С.Ю. «Специфика содержания индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (НОДА)» МБОУ «СОШ №1» г. Мичуринска Тамбовской области. Программа коррекционной работы для обучающихся с НОДА sites.google.com>site/gbdou…
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.