Содержание
-
Тема: Использование народного фольклора при организации игровой деятельности в детском саду.Приготовила Голенок В.И. – воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 28»
-
«Маленькие дети…играют, как птица поёт».Н.К.Крупская
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего; Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию
-
Игра - основной вид деятельности детей
Игру не следует рассматривать только как средство развлечения. Игра— это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
-
Нужно ли ребёнку, родившемуся в двадцатом веке, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?
Фольклор отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. Фольклор находит свое применение в различной деятельности детей: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. А тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности..
-
Виды фольклора
Пестушки- песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Заклички- обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. Скороговорки и чистоговорки- незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения. Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
-
Виды деятельности
- в обучении правильному произношению; - в приобщении детей к русской национальной культуре; - в непосредственно образовательной деятельности; - в беседах; - в наблюдениях - в народных подвижных играх; - в играх на развитие мелкой моторики; - в театрализованной деятельности; - в инсценировках.
-
Народные подвижные игры
Это традиционное средство педагогики. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В народных играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
-
Функции народных подвижных игр
развивающая, познавательная, развлекательная, диагностическая, корректирующая, служит средством приобщения детей к народной культуре.
-
Народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
-
Сюжетные народные подвижные игры
основой для развертывания сюжета и установления правил игры служат некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников - волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.). Выполняемые движения носят в основном имитационный характер. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом («У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Зайцы и волк» и др.).
-
В сюжетных народных подвижных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик), ползание, подлезания. У медведя во бору
-
Дошкольники хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако наблюдения показали, что интерес детей к игре, двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру проводить в течение длительного времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Для обеспечения интереса детей к подвижным играм необходимо время от времени вносить изменения в их содержание: усложнять, дополнять движения.
-
Бессюжетныенародные подвижные игры
очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников; основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.
-
Требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, поэтому наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.
-
Приёмы распределения ролей:
поручить кому-то роль, выбрать считалкой, выбрать считалкой с вопросом, жребием, угадыванием На лавочке сидели: Царь, царевич,Король, королевич, Сапожник, Портной. А ты кто такой?
-
Народные игры
В народных играх есть дразнилки, поддевки-остроты. Перед началом или походу игры дети нараспев произносят прибаутки, все вместе поют детские песенки. В прибаутках о ком только не узнаешь и кого только не встретишь! Что ни прибаутка, то яркая и динамичная сценка в действии! Все прибаутки, дразнилки, считалки и песенки отличаются ритмичностью. Иной раз, проговаривая их, дети скандируют. Этот прием прививает им чувство ритма: Чики, чики, чикалочки, Едет гусь на палочке, Уточка на дудочке, Курочка на чурочке, Зайчик на тачке, Мальчик на собачке.
-
Молчанки и физкультминутки
Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками) Часто используем народные игры во время занятий, как физкультминутки.
-
Игры на развитие мелкой моторики
Самомассаж. Шевеление пальчиков. Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем – и без помощи другой руки. Разведение пальцев и их сведение. Сжимание пальцев в кулак и разжимание. Хлопки. Помахивание кистями – сверху вниз. Помахивание кистями к себе и от себя. Вращение кистей – «фонарики». Вместе с движениями произносим слова.
-
Пантомимы
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как музыканты играют на музыкальных инструментах, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, и т.д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами.
-
Дразнилки, шутливые диалоги
Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю дразнилки, шутливые диалоги. Например, детям нравится такой диалог: — Кто кого обидел первый? — Он меня! — Нет, он меня! — Кто кого ударил первый? — Он меня! — Нет, он меня! — А ведь прежде так дружили! — Я дружил! — И я дружил! — Так чего ж не поделили? — Я забыл! — И я забыл!
-
Скороговорки
Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки: Цыплята просят проса, Цыплятам на подносе Выносит просо Фрося, Все косы Фроси в просе. В небе гром, гроза – закрывай глаза. Грома нет, трава блестит, в небе радуга горит.
-
Инсценировки
Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка – это целая живая картина. С удовольствием обыгрывают сказки с помощью настольного театра.
-
Игры -инсценировки
На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки. Игру-инсценировку «Репка» мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая – зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учу детей доброжелательно относится друг к другу.
-
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Дети очень любят «Масленицу»
-
Роль народной игры в оздоровлении
Использование русских народных игр как средства физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, способствует формированию и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, способствует повышению функциональных возможностей всех систем и органов организма детей, формированию потребности в общении со своими сверстниками и ориентации на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных черт характера.
-
Игра на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, без сомнения, последовательно повышает устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды нашего региона.
-
Развивающая среда
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей мы создали соответствующую развивающую среду. В интерьер группы включили элементы русского фольклора: куклы в русских и национальных костюмах, пособия в игровых уголках, уголок ряженья, различные виды театров, альбомы с потешками, народными росписями, собрали небольшую книжную библиотеку, напечатали картотеку подвижных народных игр, потешек, закличек, поговорок, скороговорок, дразнилок, мирилок и т.д.
-
Работа с родителями
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей, которые всегда помогали и поддерживали меня в этой работе. что детям фольклор близок и интересен, а русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием. В процессе работы я выяснила
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.