Содержание
-
Коммуникативная компетенция
-
Коммуникативная компетенция
Понятие, введенное ДелломХаймсомв середине 60-х гг. XX века. Знание языка, понимаемое как умение выбирать варианты, обусловленные ситуативными, социальными или другими внеязыковыми факторами, изучаемые ситуативной грамматикой. К.к. приобретается индивидом в процессе социализации, она позволяет человеку чувствовать себя членом социально обусловленной системы общения. Формирование К.к. выражается в овладении системой использования языка в зависимости от отношений между говорящими, места, цели высказывания.
-
Коммуникативное языковое умение
Наиболее подробное описание коммуникативной компетенции принадлежит Л. Бахману. Он использует термин "коммуникативное языковое умение" и включает следующие ключевые компетенции: • языковую /лингвистическую (осуществление высказываний на родном/иностранном языке возможно только на основе усвоенных знаний, понимания языка как системы); • дискурсную (связанность, логичность, организация); • прагматическую (умение передать коммуникативное содержание в соответствии с социальным контекстом); • разговорную (на основе лингвистической и прагматической компетенций, уметь говорить связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз для поиска языковых форм); • социально-лингвистическую (умение выбирать языковые формы, "знать когда говорить, когда нет, с кем; когда, где и в какой манере") • стратегическую (умение использовать коммуникативные стратегии для компенсации недостающих знаний в условиях реального языкового общения); • речемыслительную (готовность к созданию коммуникативного содержания в результате речемыслительной деятельности: взаимодействие проблемы, знания и исследования).
-
Коммуникативная компетенция
Коммуникативная компетенция - это способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании. Коммуникативные умения и навыки связаны с организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, с одной стороны, а с другой,- в соответствии с социальными нормами речевого поведения.
-
Актуальность проблемы
Наблюдается снижение уровня читательской культуры у школьников; Снижение уровня индивидуального словарного запаса; Низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.
-
Уровни и критерии коммуникативной компетентности
Неосознанная компетентность (несамостоятельная деятельность ученика, построенная на подсказках учителя) Репродуктивная компетентность (наличие лингвистических знаний у ученика при недостаточном умении их применять, репродуктивная деятельность выполняется по памяти или по заданному алгоритму) Продуктивная компетентность (достаточное владение учениками лингвистическими умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения) Творческая компетентность (самореализация компетентной личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов)
-
Общие коммуникативные умения
Умение адекватно воспринимать письменную и устную речь. Умение раскрывать тему и основную мысль текста. Умение собирать и систематизировать материал на тему. Умение пересказывать подробно, выборочно сжато исходный текст. Умение создавать тексты разных типов и стилей речи. Умение совершенствовать и редактировать написанное.
-
Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка
Методы, ориентированные на устную коммуникацию; Методы, ориентированные на письменную коммуникацию.
-
Методы, ориентированные на устную коммуникацию
все формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; обсуждения, дискуссии, диспуты; упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях; выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.
-
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию
ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников); телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений; подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории; рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.
-
В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход этот основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным.
-
Пример использования на уроке литературы
I. Репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей, мемуарных и эпистолярных материалов. II. Продуктивные высказывания: 1. Научные, литературоведческие: развернутый устный ответ, сообщение, доклад. 2. Литературно-критические: литературное обозрение, критический этюд, критическое эссе, «слово о писателе» и др. 3. Искусствоведческие: рассказ или доклад о произведении искусства (картине, скульптуре, архитектурной постройке), речь экскурсовода, режиссерский комментарий и т.д. 4. Публицистические: речь о герое произведения, ораторское выступление, репортаж и т.д. 5. Художественно-творческие: а) литературно-художественные — стихи, рассказы, очерки, пьесы и т.д., самостоятельно сочиняемые школьниками; б) художественно-критические: художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии, художественная зарисовка и др.
-
-
-
-
-
-
-
-
Список источников
Балакина Л.Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в образовании. Балакина Л.Л. Коммуникативная компетентность учащихся: сущность, содержание, необходимость формирования. Гаврикова М.Ю., Гаврикова Н.Ю. Говорите красиво! Развитие речи учащихся 4-11 классов. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. Стативка В.И. Обучение диалогической речи на уроках русского языка. Шубкина Т.Н. Коммуникативный аспект педагогического взаимодействия. Культура межличностного взаимодействия в образовательном процессе.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.