Содержание
-
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Пруцина Светлана Павловна учитель начальных классов МОУ «СОШ № 3» г.Ухты
-
Компетенция (от лат. competere — добиваться, соответствовать, подходить)
Компетенция ученика включает в себя: знания, которые должны быть усвоены; умения и навыки, которые в соответствии с деятельностным подходом должны быть сформированы; развитие личности школьника. «Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» Доктор педагогических наук А.В. Хуторской
-
К о м м у н и к а т и в н а я компетенция
готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений качеств личности; умение пользоваться разнообразными речевыми средствами, речевыми умениями, чтобы воздействовать с их помощью на других людей, а также выразить себя.
-
Ключевые компетенции в преподавании русского языка языковая лингвисти-ческая коммуникати-вная культуро-ведческая
-
Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, пока Ты слова не сказал! (перс. поэт Саади) Слово, речь – показатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности.
-
Формирование коммуникативной компетентности учащихся состоит в способности и готовности осуществлять межличностное общение, вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, т.е. решать коммуникативные задачи при непосредственной поддержке учителя.
-
Коммуникативная компетенция
Способность понимать чужие и создавать собственные программы речевого поведения, согласно целям и ситуациям общения.
-
СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ Где говорим? С какой целью? С кем? официальная обстановка неофициальная обстановка один человек группалюдей общение сообщение воздействие
-
Условия формирования коммуникативной компетентности обучающихся
коммуникативная компетентность учителя выбор форм и методов работы коммуникативная компетентность ученика
-
-
Методы, ориентированные на устную коммуникацию
Все виды пересказа Все формы учебного диалога Доклады и сообщения Ролевые и деловые игры Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов Обсуждение, дискуссия, диспут Выступления в качестве ведущих на мероприятиях
-
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию
Сочинения и изложения Подготовка заметок и статей в СМИ Телекоммуникационные тексты, сообщения Участие в конкурсах сочинений
-
Этапы формирования коммуникативной компетенции
Изучение теоретического материала через призму практического применения Варианты мотивации: «Профи» «Кумир» «Суд над темой» 1) Готовность к проявлению компетенции
-
Наблюдение над языковым материалом Эвристическая беседа Моделирование опорной схемы 2) Владение знанием содержания компетенции
-
Модель опорной схемы
Типы речи Повествование Описание Рассуждение Что делает предмет? Каков предмет? Почему? Последовательные действия Одновременные признаки Размышления по поводу…
-
Этапы формирования коммуникативной компетенции
Словарная работа Работа с текстом Учебный диалог 3) Опыт проявления компетенции
-
Рефлексия по поводу созданного текста Коррекция своего речевого поведения 4) Отношение к содержанию компетенции и объекту её приложения
-
Приёмы работы над предложением:
1) чтение образцов, отработка интонации, выразительности. 2) вопрос учителя. Вопросы что? почему? зачем? где? когда? стимулируют на составление сложных предложений. 3) конструктивные упражнения: Построение предложений из отдельных слов, по синтаксическим схемам, работа с деформированным текстом, восстановление текста, деление текста на предложения, соединение 2-х предложений в одно сложное или с однородными членами, построение сложных предложений из данных элементов, редактирование предложений, содержащих речевые ошибки и недочёты, составление предложения по предметной картинке и мн. др.
-
Приёмы работы над связной речью
Моделирование структуры текста. Например, с помощью памятки «Текст» - определи: - тему (о чём будешь писать, говорить); - главную мысль (что главное хочешь сказать); - название (если его нет), передай в нём тему, главную мысль; - содержание и порядок предложений (с чего начнёшь, как продолжишь, что потом скажешь нового, чем закончишь); - план текста (нужно ли несколько частей, о чём будешь говорить в каждой, как назовёшь их).
-
2) Редактирование своего текста. Например, по памятке «Редактор» - проверь: - понятна ли тема, ясна ли главная мысль, передаёт ли их название текста, выделены ли красной строкой части текста; - движется ли мысль от предложения к предложению, не нарушен ли их порядок; - удачны ли начало и конец текста; - правильно ли, точно ли выражены мысли.
-
3) Отработка типов связи в тексте. 4) Составление текстов различных типов: описание, повествование и рассуждение, а также разных жанров: рассказ, пейзажная зарисовка, описание картины, очерк, статья в газету, письмо, пьеса. 5) Передача сюжета в диалогической форме. 6) Составление рассказа по вопросам, по картинкам и вопросам, по заданному началу. 7) Пересказ, близкий к тексту или сжатый, озаглавливание текста.
-
8) Составление рассказа о случае из собственной жизни по аналогии с прочитанным. 9) Свободный диктант.
-
Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. «Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения». А. Сент – Экзюпери
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.