Содержание
-
Компетентностный подход в образовании
-
Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Компетенция ( от лат. «Competeo» - добиваюсь, соответствую, подхожу) – это знание, опыт, умение по кругу вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлён. Компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определённых компетенций.
-
Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть успешным?
- Это самостоятельный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д.
-
« Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» - говорили древние
А наше будущее в образовании компетентностно - ориентированный подход в обучении
-
Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Компетенция ( от лат. «Competeo» - добиваюсь, соответствую, подхожу) – это знание, опыт, умение по кругу вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлён.
-
Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результаты образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации( усвоенных знаний), а способность человека действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
-
«Чему учить?»
-
«Каким способам деятельности обучать?»
-
Научиться познавать Научиться делать Научиться жить вместе Научиться быть
-
-
Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал А.В.Хуторской, который представил их в 4-х основных группах:
Ценностно-смысловые компетенции Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые Общекультурные Компетенции личностного самосовершенствования
-
Школьные компетенции, формируемые при изучении предметов естественно-научного цикла Информационная ( самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структуировать, преобразовывать, сохранять и передавать её) Коммуникативная ( сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать вработе команды, обмениваться информацией) Учебно-познавательная (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль) Личностного самосовершенствования ( анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать результаты своей деятельности)
-
СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИИ
с и т у а ц и я Мобили зация Само- управление Ресурсный пакет (внутренние и внешние ресурсы)
-
ЗНАНИЯ - УМЕНИЯ - НАВЫКИ - ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
-
НЕКОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
Абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Однако некоторые формы и методы, не будучи снабжены специальными акцентами или дополнениями, такими как групповое целеполагание, самооценка и т.д., сами по себе не работают на развитие ключевых компетенций. В их числе: монолог учителя; фронтально-индивидуальный опрос; информирующая беседа; самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником (или другими пособиями) по заданиям, указанным учителем; демонстрация видеофильма; экскурсия; проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме, и др.
-
Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»
-
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Методы, ориентированные на устную коммуникацию: все формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; обсуждения, дискуссии, диспуты; упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях; выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; выступление в качестве ведущих на мероприятиях
-
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников); телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений; подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории; рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами
-
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Поиск и сбор информации: задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.; задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»); задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить). Обработка информации: задания на упорядочение информации; составление планов к тексту; подготовка вопросов к тексту; составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту; задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения. Передача информации: подготовка докладов, сообщений по теме; подготовка плакатов, презентаций MS Power Point к учебному материалу; подготовка учебных пособий по теме; подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.
-
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КООПЕРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Методы и приемы в рамках фронтально-индивидуальной работы: -фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов -индивидуальные задания для самостоятельной работыпроблемного характера Методы и приемы в рамках групповой работы -самостоятельная работа в парах и в группах -лабораторные и практические работы, проводящиеся в парах и группах -групповые мини-проекты; -групповые исследовательские и проектные работы ; -ролевые и деловые игры; -любые варианты «технологии работы в группах сотрудничества». Методы и приемы в рамках индивидуальной работы: -индивидуальные проекты любого типа, требующие привлечения помощников и соисполнителей; -индивидуальные практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем.
-
МИНИ- ПРОЕКТЫ
Общие требования к учебному проекту: 1.Необходимо наличие социально значимой задачи — проблемы— исследовательской, информационной, практической. 2.Планированиядействий по разрешению проблемы . 3.Поиск информации 4. Результат работы - продукт 5. Презентациясвоего продукта
-
На первом этапе внедрения, можно например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как: Извлечение основного содержания прочитанного или услышанного Точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме Исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии Сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания Планирование действий и времени Оценка результатов своей деятельности и т.д.
-
Технология проблемного обучения Технология проектного обучения Технология развития критического мышления Технология когнитивного обучения Технология обучения в глобальном информационном сообществе Технология решения изобретательских задач
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.