Содержание
-
Педагогический проект
Комплексная психолого-социально- педагогическая помощь детям и семьям в рамках профилактической услуги социальная гостиная «Солнце в ладошках» МБОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района
-
Актуальность
Социально-экономические преобразования в России последнего десятилетия затронули все сферы жизни взрослых и детей. В обществе усилились такие негативные тенденции как: имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезадаптации, безработица, криминализация общества, нарастание процесса деформации семьи. Все это болезненно сказалось на жизни детей и подростков. В настоящее время наблюдается рост опасных для подрастающего поколения и общества тенденции: ранняя алкоголизация и наркомания подростков, омоложение преступности. Эти проявления стали особо актуальными проблемами нашего времени.
-
Цель:
Оказание социально – педагогической поддержки детям из неблагополучных семей за счет создания развивающей и адаптирующей среды в образовательном учреждении.
-
Задачи:
1. Оказание психологической помощи детям; выявление наиболее актуальных медицинских и социальных проблем детей и привлечение других служб к их разрешению; 2. Организация помощи в учебной, досуговой и игровой деятельности детей; 3. Вовлечение родителей в решение проблем ребенка; содействие родителям в получении социальной и психологической помощи в социальных службах; 4. Выявление случаев высокого риска для жизни ребенка и принятие необходимых мер по его снижению, в т.ч. направление детей в социально-реабилитационные центры (приюты); 5. Привлечение для решения проблем детей других служб и специалистов, работающих в смежных областях (опека, правоохранительные органы, социальные службы); 6. Создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны родителей обучающихся; 7. Организация помещения для детей, куда дети могут приходить после занятий в школе;
-
Предмет исследования Объект исследования
Оказание всесторонней помощи (психолого- педагогической, социальной) учащимся группы «Социальная гостиная» с целью их адаптации к школе и сокращения времени их пребывания без надзора со стороны взрослых. Учащиеся группы «риска» (возраст от 7 до 16 лет): -дети, о которых не заботятся в семьях и/или которые часто подвергаются насилию дома со стороны родителей или опекунов; -Дети, испытывающие проблемы адаптации в школе: «отверженные» в классе, испытывающие затруднения в учёбе , нуждающиеся в педагогической помощи, в организации занятости после уроков; -Дети, состоящие на ВШУ по причине частых пропусков учебных занятий без уважительных причин, имеющие неудовлетворительные оценки. -Дети с девиантными проявлениями в поведении (агрессивные, имеющие низкий уровень мотивации, сниженную самооценку, повышенно тревожные);
-
Гипотеза
Если детям группы «риска» своевременно будет оказана компетентная психолого- педагогическая и социальная поддержка, адаптация к жизни в современном обществе будет более успешной.
-
Новизна проекта
Безопасное пространство. Оно включает в себя оборудованное помещение, для приготовления уроков и организации досуговой и игровой деятельности с комплектом мягкой мебели и комплектом для сенсорной комнаты (воздушно- пузырькове трубки, тактильная панель, генератор запахов с набором аромасел, музыкальный центр с набором дисков с музыкой для релаксации, люстра Чижевского, сухой бассейн с горкой); Детям оказывается педагогическая помощь. В отличие от групп продленного дня включает в себя специальные занятия, направленные на компенсацию учебных проблем ребенка (задолженности по отдельным предметам, пробелы в знаниях и т.д.). Задачей педагогической помощи в социальной гостиной является формирование позитивного отношения к учебе (повышение самооценки ребенка, уверенности в своих возможностях и т.п.). Психологическая помощь необходима при разрешении актуальных психологических проблем; отработке травматических переживаний, связанных с насилием в семье и вне ее; налаживании отношений со сверстниками и педагогами. Социальная помощь включает в себя поддержание контакта с семьей ребенка, организацию питания, необходимых учебных принадлежностей и одежды, сопровождение ребенка при необходимости в медицинские учреждения, организацию эвакуации ребенка, если его жизни или здоровью угрожает опасность. Важным компонентом социальной работы является также содействие родителям в получении социальной и психологической помощи, налаживание контакта семьи с центрами по работе с населением.
-
Целевые группы
ПедагогиНалаживание тесного контакта и взаимодействия с педагогами по вопросам обучения детейОказание консультативной помощи по результатам диагностикиПедагогическая поддержкаПомощь в разрешении конфликтов Учащиеся Адаптация в школе Ликвидация пробелов в знаниях Повышение мотивации и самооценки Снижение агрессивности и тревожности Организация досуга Родители Содействие в получении социальной помощи нуждающимся родителям Работа по профилактике жестокого обращения с детьми Психологическая помощь в разрешении конфликтов Налаживание контакта семьи с центрами по работе с населением.
-
Специалисты Социальной гостиной
Все специалисты прошли обучение в ТОГОАУ ИПКРО по программе «Организация реабилитационного пространства для детей из неблагополучных семей в рамках образовательных учреждений» в объеме 72 часа , обучение на семинаре «Социальная гостиная для детей группы риска» в объеме 36 часов.
-
Основные ожидаемые результаты
Сформированность навыков адаптивного поведения. Сформированность навыков социализизаци. Повышение уверенности подростков из неблагополучных семей в своих способностях. Снижение количества правонарушений до минимума. Разрешение наиболее актуальных медицинских и социальных проблем детей. Повышение учебной мотивации и, как следствие, успеваемости детей, ликвидация пробелов в знаниях. Налаживание детско-родительских отношений, оказание помощи родителям в получении помощи в социальных службах. Минимизировать случаи жестокого обращения с детьми в семье. Вовлечение детей «группы риска» в творческие объединения дополнительно образования.
-
Механизм реализации проекта
Учащиеся Адаптация в школе Ликвидация пробелов в знаниях Повышение мотивации и самооценки Снижение агрессивности и тревожности Организация досуга Педагоги Налаживание тесного контакта и взаимодействия с педагогами по вопросам обучения детей Оказание консультативной помощи по результатам диагностики Педагогическая поддержка Помощь в разрешении конфликтов Родители Содействие в получении социальной помощи нуждающимся родителям Работа по профилактике жестокого обращения с детьми Психологическая помощь в разрешении конфликтов Налаживание контакта семьи с центрами по работе с населением.
-
Этапы и сроки реализации проекта
1 этап Констатирующий 3 этап Контрольный 2 этап Формирующий
-
Констатирующий этап
Отбор детей и формирование целевой группы.
-
Формирующий этап
Образовательная поддержка, занятия по выбору (развитие творческих способностей ребенка, обеспечение его занятости, развитие коммуникативных навыков, заинтересованность ребенка), психологическая помощь (решение коммуникативных проблем, решение актуальных проблем, разрешение конфликтов в группе), разрешение проблем ребенка в отношениях со сверстниками, педагогами, оказание социальной помощи.
-
Контрольный этап
Завершение работы с ребенком, вывод его из услуги: самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания, развития.
-
Основные направления деятельности педагога- психолога по реализации программы «Социальная гостиная»
Обучающиеся 1. Диагностика семейных отношений. 2. Диагностика интересов и склонностей учащихся 3. Диагностика эмоциональных и личностных особенностей учащихся. 4. Диагностика самооценки детей 5. Разработка реабилитационных планов помощи семье и ребенку 6. Составление индивидуальных программ для обеспечения успешного развития учащегося. 7. Игры на сплочение коллектива 8. Проведение коммуникативного тренинга. 9. Развитие эмоциональной регуляции поведения детей. 10. Предупреждение и снижение тревожности и страхов у детей. 11. Упражнения на повышение уверенности в себе. 12. Индивидуальная работа, направленная на повышение самооценки детей. 13. Индивидуальное консультирование 14. Индивидуальная работа, направленная на развитие и коррекцию познавательных процессов учащихся. Педагоги Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам обучения и воспитания учащихся, посещающих Социальную гостиную, помощь в разрешении конфликтов. Родители Организация группы встреч с родителями: Беседы, организация родительского лектория: «Психологические средства достижения эмоционального благополучия детей и взрослых» «Психологическое благополучие ребенка в семье» « О средствах поощрения и наказания детей» Индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей.
-
Оценка работы услуги Социальная гостиная
Ученики показали уровень удовлетворенности работой гостиной: высокий 80% ( Нравится приходить, педагоги проявляют доброжелательное отношение, оказывают психологическую поддержку, учитывают мои индивидуальные особенности -настроение, самочувствие, оказывают мне эффективную помощь при подготовке домашних заданий, появились новые друзья в Социальной гостиной) средний- 20 % (Хотят большего разнообразия работы спортивных секций, спортивных тренажеров, настольных игр) Родители показали уровень удовлетворенности работой гостиной высокий 70% (Педагоги проявляют доброжелательное отношение к детям, оказывают эффективную помощь при подготовке домашних заданий, ребенок стал более уравновешен и уверен в себе, улучшились взаимоотношения со сверстниками, поведение дома и в школе.) средний-30 % (Высказывают пожелание об организации дополнительных занятий по предметам, повышения мотивации обучения учащихся средних классов)
-
Результативность работы: (2011-2012 учебный год, 2012-2013 учебный год, 2013-2014 учебный год)
В ходе проведения итоговой диагностики прослеживается следующая динамика: - у 30% (50 %), (40%) учащихся повысилась учебная мотивация, а значит, улучшилась успеваемость (по оценке педагогов, по русскому и английскому языку); - на 10% (25 %), (20%) сократились пропуски учебных занятий; дети с желанием посещают гостиную, поэтому стараются не пропускать уроки без уважительным причин; - 70% (95 % ), (95%) ребят с большим желанием посещают кружки и творческие объединения по интересам; один ребенок (учащийся 5 класса) не посещает из-за усталости после уроков в школе, он старается после отдыха выполнить домашние задания; - 20% (60%), (45%) учеников стали более уравновешенными, менее тревожными; - у 25% (40%), (45%) повысилась самооценка; - 15% (25%), (20%) стали менее агрессивными, конфликтными. С детьми проводятся индивидуальная работа по снижению тревожности и повышению уверенности в себе, снятие агрессивных реакций, умению находить выход из конфликтных ситуаций, снизилось число конфликтов в группе. - у 20% (40% ), (50%) улучшились взаимоотношения с родителями в семье, родители отмечают, что дети стали более уравновешенными, менее лживыми, с желанием посещают школу и группу социальной гостиной; - у 20% (25%), (20%) улучшились отношения с педагогами, дети стали выполнять требования, предъявляемые к ним в школе, повысилась произвольность поведения, среди первоклассников снизилось число испытывающих дезадаптацию к школьному обучению; - у 15 % (65%), (45%) улучшились отношения со сверстниками, в школьном коллективе и в гостиной; ребята научились ладить друг с другом, находить общий язык, помогать друг другу. Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу!
-
Пути преодоления трудностей:
1. Наладить конструктивный диалог с родителями, которые пренебрегают нуждами детей. 2. Помочь педагогам преодолеть сложившийся стереотип «трудного» ученика. 3. Психологическая поддержка учащихся, дальнейшая работа по преодолению трудностей (частые проблемы детей, посещающих гостиную - расторможенность, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, лживость, лень, повышенная конфликтность.) 4. Включить в состав группы в следующем учебном году тех учащихся, реабилитационные планы которых выполнены не в полном объеме (осталась низкая учебная мотивация, сниженная самооценка, высокая тревожность и проблемные отношения с родителями, сверстниками или педагогами)
-
Минимизация:
1.Привлекать спонсорскую помощь в организации подарков к Новому году 2.Привлечь к работе с детьми «группы риска» общественного инспектора по охране прав детства. 3.Активно вовлекать родителей в процесс воспитания детей, оказывая им социальную и психологическую поддержку.
-
Каким образом будет осуществляться привлечение участников к проекту
Привлечение школьников к проекту - через посещение сенсорной комнаты, проведение сеансов психологической разгрузки, активное вовлечение в работу занятий дополнительного образования, тренингов, анкетирование, индивидуальное консультирование. Организация группы встреч с родителями: « Мы вместе», анкетирование по волнующим вопросам, индивидуальные беседы консультирование. Обучение педагогов- специалистов в ТОГОАУ ИПКРО по программе «Организация реабилитационного пространства для детей из неблагополучных семей в рамках образовательных учреждений» в объеме 72 часа, работа на семинаре-тренинге «Социальная гостиная для детей группы риска» в объеме 36 часов.
-
У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации
ТОГОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества», ТОИПКРО, преподавателей ТГУ им. Державина, работающих по данной проблеме, через Интернет - ресурсы
-
Дальнейшие перспективы реализации услуги Соцгостиной:
Опыт услуги Социальная гостиная накапливается, формируется банк методических разработок специалистов услуги. Деятельность по услуге освещается в СМИ (газета Мичуринского района «Наше слово» №41 от 7 октября 2010 года, №44 от28 октября 2010 года, декабрь 2010 года. На сайте школы размещены материалы по работе социальной гостиной.http://zavsosh.68edu.ru В 2011 году на сайте http://ipklabdo.lanta-net.ru/ipk_mediawiki/index.php размещен проект: «Психологическое сопровождение детей группы риска"; в 2012 году на муниципальном уровне выпущен медиаресурс на тему «Психологическое сопровождение детей группы риска». Выпущены буклеты для родителей и педагогов школы. В 2013 году для специалистов Первомайского, Петровского и Староюрьевского районов проведен обучающий семинар «Внедрение профилактической услуги «Социальная гостиная» и «Реабилитационный досуг для детей группы риска» в общеобразовательное пространство»
-
Информационные ресурсы:
Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь. – М., 2005. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993. Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения проблемы сиротства в России. – М., 2002. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. – Хабаровск, 2004. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Выпуск № 4. /И.В. Дубровина, Э.А.Минкова. – М., 1995. Федеральный закон РФ № 120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьёй: Методические рекомендации. – М., 1999. Материалы сайта Administrator
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.