Презентация на тему "Композицияпортрета"

Презентация: Композицияпортрета
1 из 64
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Композицияпортрета" состоит из 64 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему находится здесь! Средняя оценка: 3.0 балла из 5. Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2017 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    64
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Композицияпортрета
    Слайд 1

    Композицияпортрета

    Законы композиции

  • Слайд 2

    Копозиция

    Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Слово «композиция» в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться начиная с эпохи Возрождения. Порой словом «композиция» называют картину как таковую — как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция» как законченное произведение искусства.

  • Слайд 3

    Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет). Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. Первым, кто предложил употреблять термин «портрет» исключительно для «изображения (конкретного) человеческого существа», был Андре Фелибьен, друг Пуссена. Изображения лиц Иисуса Христа, Богоматери и святых не являются «портретами», поскольку они написаны не с конкретного человека, не с натуры, а являются обобщающими идеальными образами. Исключения — портреты святых Нового времени, созданные при их жизни или вскоре после смерти по воспоминаниям, либо же «портреты в образе какого-либо святого»

  • Слайд 4

    На развитие портретного жанра влияют две тенденции — прогресс технических изобразительных навыков, например, овладение анатомией и композицией, умением построить полотно, а также развитие представлений о значимости человеческой личности, индивидуальности. Этот жанр находится в упадке в XX веке, а периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков.

  • Слайд 5

    Кикладскийидолсоздан в 2700—2300 гг. до н. э., В этот периуд авторы ещё не обладали достаточными навыками для портретирования, а сама индивидуальность отдельного человека ещё ничего не значила Это своего рода Примитивы — художники, которые не получили правильного образования, не умеют изобразить человеческое тело так, чтобы оно казалось живым человеком, а не куклой

  • Слайд 6

    Иван Фирсов, «Юный живописец», 2-я пол. 1760-х годов,Питер Пауль Рубенс. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», ок. 1625, Эрмитаж

  • Слайд 7

    В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

  • Слайд 8

    развитие портретного жанра влияют две тенденции:

    прогресс технических изобразительных навыков, например, овладение анатомией и композицией, умением построить полотно. развитие представлений о значимости человеческой личности.

  • Слайд 9

    Функции портрета

    религиозные погребальные репрезентативные мемориальные

  • Слайд 10

    Определение портрета как произведения искусства в западной культуре Нового времени включает 3 пункта:

    изображение является заменой отсутствующей персоны (функция напоминания) изображение вызывает эмоции, чувства изображение является переносным (транспортабельным) — справедливо для большинства случаев.

  • Слайд 11

    ДЖОКОНДА Леонардо да Винчи Рембрандт. «Портрет жены Саскии в образе богини Флоры», 1634

  • Слайд 12

    Поджанры портрета

    Исторический портрет — Посмертный (ретроспективный) портрет — Портрет-картина — Портрет-прогулка — Портрет-тип — Костюмированный портрет — Различают: Аллегорический Мифологический Исторический Семейный портрет Автопортрет — Религиозный портрет (донаторский или ктиторский) 

  • Слайд 13

    Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

    Поль Деларош. Исторический «Портрет Петра Великого», 1838, написан спустя более чем век после смерти императора. Он изображает его героизированным и приукрашенным Гравюра 1699 года изображает юного царя Петра во время Великого посольства в Европу в непривычной европейской одежде. Этот портрет не возвеличивает правителя, а принадлежит скорее к жанру «туристических зарисовок»

  • Слайд 14

    Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.

    Посмертный портретПушкинанаписанКарлом Мазером в 1839 году, два года спустя после дуэли. Художник внимательно изучил все детали, которые предоставила ему вдова - написал и любимый халат, и легендарный перстень Пушкина на пальце. Портрет А.С. ПушкинаСоколов Петр Федорович 1836

  • Слайд 15

    Портрет-картина— портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее — групповой портрет-картина).«Ночной дозор»Рембрандта является групповым портретом членов отряда милиции, который изображен не застывшим в неподвижности, а в активном движении, как в нормальной повествовательной картине.

  • Слайд 16

    Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма

    «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»кисти Боровиковского делает человеческую фигуру органичной частью пейзажа и по настроению, и по композиции

  • Слайд 17

    Портрет-тип  - собирательный образ, структурно близкий портрету.«Купчиха за чаем» кисти Бориса Кустодиева, 1918. Полотно представляет собой портрет-тип, причём социальный. Любопытно, что позировала представительница интеллектуальной среды — Галина Адеркас, актриса Большого театра.

    Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем», 1918.

  • Слайд 18

    Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают: Аллегорический Мифологический Исторический

  • Слайд 19

    АллегорическийАллегорический портрет пожилой королевы Елизаветы Английской кисти неизвестного художника: из-за плеча выглядывает Смерть и Старик-Время, а херувимы снимают с нее корону

  • Слайд 20

    МифологическийМифологический портрет Саскии в образе богини Флоры» кисти Рембрандта

  • Слайд 21

    Семейный портрет

    Семейный портреткисти Рембрандта — обычно подчеркиваются нежные отношения между изображенными

  • Слайд 22

    Автопортрет — принято выделять в отдельный поджанр.

    Автопортрет Рембрандта (1661) - пример намного более пристального внимания художника к собственной внутренней жизни, чем изображения постороннего человека Автопортрет Дюрера (1500)

  • Слайд 23

    Религиозный портрет (донаторский или ктиторский) — древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым).Донаторский портрет: «Дармштадская Мадонна» кисти Гольбейна изображает семью Якова Мейера на коленях перед Девой. Является ранним примером семейного портрета, еще не отделившегося от религиозного

  • Слайд 24

    Иногда при классификации используется сословный принцип: купеческий, крестьянский портрет, портрет духовного лица, шутовской портрет, поскольку социальное положение модели влияло на определённые методы репрезентации, используемые художником.

  • Слайд 25

    Купеческий портрет: опознается по костюму, обязательной бороде (у мужчин), а также застылости и примитивизму стиля, т.к. обычно их писали более "дешевые" художники Шутовской портрет, характерный для эпохи барокко, отличается аллегоричностью и сардоничным отношением модели к зрителю

  • Слайд 26

    Во всем западном искусстве также распространены "девичьи головки", изображающие красивых девушек в национальных костюмах - испанок, итальянок, цыганок. Обычно это произведения эпохи романтизма. Часто они являются по жанру не портретами, а жанровыми картинами-типами Крестьянский портрет: обладает теми же чертами, что и купеческий, однако может варьироваться из-за "этнографического" любопытства художника к деталям непривычного костюма

  • Слайд 27

    По характеру изображения портреты делятся на:

    Парадный (репрезентативный) портрет — как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо́льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает: Коронационный (реже встречается тронный) Конный В образе полководца (военный) Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным. Полупарадный — обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне. Интимный портрет — является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой. Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью

  • Слайд 28

    Тициан. «Император Карл V в сражении при Мюльберге». 1548. Парадный конный портрет императора в доспехах полководца на фоне пейзажа, где разворачивается битва, в которой он победил. ХристофАмбергер.«Карл V в юности», до 1532. Практически камерный портрет, где монарх изображён почти как простой горожанин.

  • Слайд 29

    Энгр. «Наполеон на троне», 1804. Парадный тронный портрет Бонапарта в виде императора со всеми сопутствующими атрибутами. Л. Буилли. «Наполеон — первый консул», 1802. Умеренный скромный портрет Бонапарта в гравюре.

  • Слайд 30

    Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне. Антонелло да Мессина. «Портрет молодого человека» Интимный портрет — является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой. Эдуар Мане. «Нана»

  • Слайд 31

    Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью

    Акварель:Александр Брюллов.«Портрет Натальи Гончаровой», 1831 год

  • Слайд 32

    Фон и атрибуты портрета

    Использование символических элементов — атрибутов, помещённых вокруг персонажа (включая знаки, домашние объекты, животных и растения) часто встречалось в портрете (особенно до наступления эпохи реализма). Атрибуты выполняли роль подсказок, создавали подтекст, определяющий моральный, религиозный или профессиональный статус модели. каждый из поджанров портрета чётко определяется по атрибутам, написанным на полотне, а также по дополнительным признакам, — в частности, по такой, казалось бы, второстепенной детали, как фон. Атрибуты, фон и костюм помогали отобразить весь диапазон качеств человека или его социальной группы. Для этого художник использовал определённый фон — сельский или городской пейзаж, роскошный интерьер, что позволяло ему предоставить информацию о характере модели, её образе жизни и обозначить её статус. Колонна и драпировка — традиционные атрибуты парадного портрета. Иногда дополнительно используется ступенька на первом плане (порой едва заметная), которая показывает, что модель находится в некой высшей сфере, отделённой от зрителя. В портрете может быть изображена скульптура, скульптурный бюст — он становится атрибутом, с которым модель может вести незримый диалог. «В сопоставлении человека и скульптуры содержится намёк на духовную связь между ними. Скульптура — двойник, который может наделяться чертами конкретной личности, служит одновременно поводом для глубоких чувствований и размышлений самого разного порядка — от конкретных, касающихся данного персонажа, до судеб мироздания. (…) В данном контексте скульптурный „кумир“, являясь отправной точкой размышлений, может рассматриваться и как своего рода материализация предмета переживаний, разъяснять и конкретизировать созданную живописными средствами обстановку»

  • Слайд 33

    «Портрет четы Арнольфини»наполнен огромным количеством атрибутов, что позволяет выдвигать множество версий его значения Дмитрий Левицкий. «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия» — пример парадного барочного полотна с колонной, драпировкой, ступенькой и бесконечным пространством фона. Статуя богини Правосудия является отражением собственно фигуры императрицы, правящей правосудно

  • Слайд 34

    Техника исполнения портрета

    Техника, в которой выполнен портрет, является одним из важных факторов, влияющих на образ созданного портрета. В период Древней истории приоритет оставался за портретами, выполненными в камне. В период Возрождения на первый план вышли портреты, выполненные маслом, до настоящего момента сохраняющие первенство. В Новое время портреты, выполненные более дешёвыми и менее трудозатратными средствами (сначала карандаш и акварель, затем гравюра, позже фотография) занимали нишу популярных и часто тиражируемых портретов, существуя параллельно с живописными. Скульптурные портреты в Новое время имеют мемориальную и памятную функцию и создаются реже живописных. Живописное средство влияет на восприятие портрета — невозможно выполнить торжественный парадный портрет в технике карандаша, а интимный жанр более удобен для миниатюры. Гравюра часто использовалась для тиражирования известных живописных портретов.

  • Слайд 35

    Ян ванЭйк.Подготовительный рисунок к портрету кардинала Альбергати, чей визит в Брюгге длился всего с 8 по 11 декабря 1431 года. Надписи на рисунке — указания на цвета для картины маслом. Ян ванЭйк. Портрет кардинала Альбергати. Эту картину художник рисовал, видимо, в отстутствии самой модели, по наброску. Разные изобразительные средства меняют восприятие от обоих лиц. Кроме того, в готовом портрете ванЭйк польстил модели, немного уменьшив нос

  • Слайд 36

    Карандаш:Франсуа Клуэ.«Портрет Екатерины Медичи», ок. 1560 года Акварель:Александр Брюллов.«Портрет Натальи Гончаровой», 1831 год

  • Слайд 37

    Гравюра:«Портрет Джорджа Вашингтона», фрагмент 1-долларовой купюры, 1863 год Масло:Ван Гог,«Автопортрет», 1889 год

  • Слайд 38

    Скульптура:Неизвестный скульптор,«Портрет Петра Великого», XVIII век Рельеф:«Камея Гонзага», резьба по камню, III век до н. э.

  • Слайд 39

    Портрет по фотографии

    «Ленин в Кремле летом 1919 года». Фотография Исаак Бродский. «Ленин на фоне Кремля». Картина 1924 года написана в год смерти Ленина, который в последние годы жизни не мог позировать. Бродский создал много официальных парадных портретов советских лидеров, большинство по фотографиям — во-первых, у них не было времени позировать, во-вторых, для парадных портретов не требовалось проникновения в душевную жизнь; портрета по фотографии было достаточно

  • Слайд 40

    Фотопортрет

    Фотопортрет:Альберто «Кордо» Гуттьеррес, «ПортретЧеГевары», 1960 год

  • Слайд 41

    Размер и количество изображённых

    Важной характеристикой портрета, при восприятии его в реальности, а не с репродукции, является его размер. Так, полотна, созданные для показа в музее или для декорирования интерьеров, чрезвычайно отличаются от камерных портретов, которые клиент легко может унести с собой. Хороший художник должен принимать во внимание, для какого помещения будет предназначена его работа. Типизация по размеру: Портретная миниатюра станковые (картины, бюсты, графические листы) монументальные (скульптурный монумент, фреска, мозаика).

  • Слайд 42
  • Слайд 43

    По числу изображений на одном холсте, помимо обычного, выделяют двойной и групповой портреты. Парными (или pendant — пандан) называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Любопытно, что женский портрет вообще на протяжении истории появился позже и был распространён меньше, что было связано, по-видимому, с незрелым уровнем женской эмансипации. С течением времени гендернаяколичественная разница постепенно сглаживается.

  • Слайд 44

    Двойной портретРубенс, «Автопортрет с Изабеллой Брант» Парный портретПьеро делла Франческа, «Герцог и герцогиня урбинские»

  • Слайд 45

    Групповой портретГойя, «Портрет семьи Карлоса V»

  • Слайд 46

    Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи. Они изображают обычно представителей одного рода, включая здравствующих членов семьи и их предков. Портретные галереи иногда создаются по профессиональному, административному, семейному и другим признакам (например, галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т. д.)

  • Слайд 47

    Типизация по форме:

    Прямоугольные Вертикальный формат — в случае одиночного портрета, самый популярный из форматов Горизонтальный формат — в случае группового портрета, редко используется в случае изображения одной модели Квадратный (редко встречается) Овальный — появляется в развитой стадии портретного жанра. Будучи изысканным, усиливает декоративную функцию портрета Круглый (т. н. тондо) — редко встречается

  • Слайд 48

    Вертикальный:Леонардо да Винчи, «Мона Лиза», 1503-1505 Горизонтальный:Джованни Джироламо Савольдо, «Женский портрет», 1525

  • Слайд 49

    Квадратный:Эль Греко, «Портрет ХеронимоСевальоса», 1613

  • Слайд 50

    Круглый:Пармиджанино, «Автопортрет в зеркале», ок. 1523-1524 Овальный:ДоссоДосси, «ПортретЛукрецииБорджиа (?)», ок. 1518

  • Слайд 51

    Типизация по формату

    (ЖИВОПИСНЫЕ) головные (оплечные) погрудные поясные по бедра поколенные во весь рост Изображение человека в первых двух вариантах, без показа рук и сложного ракурса фигуры, не требует высокой академической образованности (владения основами академического рисунка, умения композиционно компоновать полотно), поэтому часто (например, в России XVIII века), к нему прибегали портретисты-дилетанты

  • Слайд 52

    ГоловнойЛукас Кранах Старший, «Портрет Альбрехта II Брандербургского» ПогрудныйЛукас Кранах Старший: «Портрет Иоганна-Фридриха Великодушного», 1533

  • Слайд 53

    ПояснойЛукас Кранах Старший, «Портрет Фридриха Мудрого», ок. 1532 По бедраЛукас Кранах Старший, «Портрет герцогиниСибиллыКлевской», 1526

  • Слайд 54

    Поколенный, сидяЛукас Кранах Старший, «Портрет Анны Куспиниан», ок. 1502—1503 Во весь рост, стояЛукас Кранах Старший, «Портрет Генриха V Саксонского», 1514

  • Слайд 55

    редпочительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени. В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет, или Россия XVI века) изображается только голова, или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным. Затем, по мере развития жанра, стремление к тому, чтобы показать личность более конкретно, ведет к тому и с указанием на его социальные характеристики с помощью атрибутов, ведет к тому, что появляются светские поясные портреты, затем и портреты целиком в рост. Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания. В дальнейшем портретная композиция все больше обогащается реальным бытовым интерьером и атрибутами. Для живописных портретов также имеет значение точка зрения, с которой художник «смотрит» на модель: если чуть снизу, то это придаёт образу оттенок монументальности, а если сверху, то более подвижно. Изображения «лицом к лицу» со зрителю наиболее нейтральны.

  • Слайд 56

    Типизация По формату

     (скульптурные) герма (одна голова с шеей) бюст (голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь) статуя (целая фигура, с головы до ног)

  • Слайд 57

    Герма:Император Октавиан Август, т.н. «Август Бевилаква» Бюст:Август из музея Кьяромонти

  • Слайд 58

    Статуя:«Август из Прима-Порта»

  • Слайд 59

    Типизация по повороту головы

    По повороту головы: в анфас (фр. enface, «с лица») в четверть поворота направо или налево вполоборота в три четверти (фр. entroisquarts) в профиль. Профильное изображение предполагает определённую форму идеализации модели, напоминая об античных камеях и римской медали. Профильный портрет — одна из древнейших форм, поскольку для его создания требовалось меньше навыков рисования — человек в некоторых случаях рисовался не с натуры, а через подсвеченный полупрозрачный экран, на котором обводили его силуэт. так называемые фр. enprofilperdu (буквально утерянный профиль), то есть изображающие лицо с затылка, так что видна только часть профиля. Практически никогда не используется в портретах, редко попадаясь в групповых изображениях

  • Слайд 60

    В анфасЛеонардо да Винчи (?) или Больтраффио, «Женский портрет (Лукреция Борджиа ?)», 1502 В три четвертиЛеонардо да Винчи, «Портрет Джиневры Бенчи», ок. 1474—1476

  • Слайд 61

    ВполоборотаЛеонардо да Винчи, «Дама с горностаем», 1489—1490 В четвертьЛеонардо да Винчи (?), «Портрет музыканта ФранчиноГаффурио», 1490

  • Слайд 62

    ПрофильЛеонардо да Винчи (?), «Bellaprincipessa», конец XV века С затылкаЛеонардо да Винчи, этюд головы Иуды для «Тайной вечери», ок. 1495

  • Слайд 63

    В западноевропейской живописи профильный портрет является наиболее ранним. Затем происходит «разворачивание» модели в сторону зрителя: композиционный симптом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения называют Выход из профиля в фас. Изображение человека строго в фас развивается под воздействием изображений Иисуса Христа и святых, прямо взирающих на зрителя. Хотя такая постановка иногда встречается, она остается нетипичной и является достаточно сильным художественным приемом, специально используемым художником, либо же используется для изображения монархов (как и Христос, сидящих на троне). По мере развития портретного жанра в нём устанавливается поворот изображенного в три четверти, излюбленный большинством портретистов и удобный для изображения характера, поскольку, в отличие от профиля и фаса, не является статичным. Profilperdu встречается исключительно редко и по сути не может удовлетворить прямой задачи портрета.

  • Слайд 64

    Портрет В современном искусстве

    Хуан Грис. «Портрет Пикассо», 1912 Казимир Малевич. «Портрет девушки с гребнем в волосах», 1932-33

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке