Содержание
-
Концепция локальных культур как альтернатива универсализма линейно-исторической модели культуры. О. Шпенглер: цивилизация как закат культуры
Калугина Анастасия гр.204-ОФ
-
тенденции в теоретическом осмыслении историко-культурного процесса
Концепция линейного развития культуры Концепция циклического развития культуры
-
линейные представления о развитии культуры
К.Маркс и Ф.Энгельс: формационный подход (первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, коомунизам) Л. Морган: «дикость, варварство, цивилизация» Д. Бэлл: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная (информационное общество) цивилизации
-
Представители «циклического направления
А.Тойнби «Постижение истории», Н. Данилевский «Россия и Европа», О. Шпенглер «Закат Европы», Н. Бердяев «Воля к жизни, воля к культуре» Л.Гумилев «Пассионарная теория этногенеза» П.Сорокин «Социальная и культурная динамика»
-
О́свальдА́рнольдГо́ттфридШпе́нглер 1880-1936 гг.
изучал математику, естественные науки и философию в Мюнхенском и Берлинском университетах предмет философско-культурологических исследований - «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур основной труд – «Закат Европы» («Закат западного мира»)
-
Основа воззрений О.Шпенглера
неприятие общепринятой периодизации истории на древний мир, средние века, новое время преодоление европоцентризма отрицание единого поступательного развития мировой истории трактовка историко-культурного процесса как совокупности ряда независимых друг от друга культур
-
Типы этнокультур
находящиеся как бы в «спящем» состоянии, «не родившиеся» (первобытные племена) погибшие в период своего развития и не раскрывшие свой потенциал (персидская, хеттская и культура Кечуа). «великие культуры», реализовавшие свой потенциал: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная, византийско-арабская, западноевропейская, культура майя Начало 20 в. – формирование русско-сибирской культуры - культуры будущего!
-
Причины рождения культуры
Неясны, непостижимы, культуры возникают как живые существа – как люди, как растения «возникают с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле, и столь же бесцельно уходят со сцены»
-
Душа культуры – коллективная душа народа
отражает мир переживаний, мироощущение психический первосимвол, из которого происходит все богатство культурных форм живет, чувствует, творит
-
прасимволы
египетская и индийская культура – дорога, вечность бесконечность византийско-арабская – пещера, тайна, мистика греческая (аполлоническая) – прекрасное тело, природа, замкнутый мир ойкумены западноевропейская (фаустовская) – беспокойство, стремление к неизведанному, к изменению мира
-
Стадии развития культуры
Детство (мифо-символический период) - зарождение души, руководствуется инстинктами, догмами, религиозными вероучениями Юность – формирование души, ее развитие, осознание своего предназначения Взросление («золотой век»): накопление знаний, развитие науки и искусства, зарождение рациональности Старость(период цивилизации): религия утрачивает свои позиции, духовное сменяется холодной рассудочностью, забывается героическое и романтическое, преклонение перед материальными ценностями, душа культуры гибнет
-
Проблема взаимодействия культур с т.зр. О.Шпенглера
Уникальны, самобытны Не взаимодействую Не наследуют друг другу Диалог культур невозможен!
-
культура цивилизация Проявляется в художественно-эстетической (творческой), философской, религиозной сферах Душа культуры живет Начало 20 в. Россия – период культуры, рассвет, юность Проявляется в науке, техническом прогрессе, политике, спорте Душа культуры гибнет Начало 20 в. Европа – период цивилизации, закат, старость
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.