Содержание
-
Коучинг-сессия «Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ВОШ в течение учебного года»
Подготовила: Корозникова А.А., учитель русского языка и литературы
-
Олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени подготовленности учащихся к олимпиадам, но и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в той или иной предметной области, стимулируют углубленное изучение предмета. Основная цель школьных олимпиад: выявление талантливых ребят, развитие интереса учащихся к изучению предметов, повышение интеллектуального уровня учащихся, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.
-
Олимпиадная задача по любому предмету – это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения. Для успешного выполнения заданий необходимо умение логически мыслить, анализировать условия нестандартных задач, разбивать задания на известные подзадачи. Основной трудностью участников является неумение пользоваться анализом для поиска решения, комбинирование известных способов решения. Для подготовки учащихся к олимпиадам предлагаются следующие рекомендации учителям: Больше времени уделять логическим рассуждениям при решении задач. Изучать с учащимися материал, который не входит в программу школьного курса. Необходимо учить школьников очень внимательно знакомиться с условием задания.
-
Формы подготовки школьников к олимпиадам
-
Для успешного участия обучающихся в олимпиадах необходимо
поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала; индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (наставник может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет, и т.д.), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады.
-
Система подготовки участников олимпиад:
базовая школьная подготовка по предмету; подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору); самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.); целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
-
Направления работы по подготовке учащихся к олимпиадам
Работа на уроке. Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока. На уроке всегда можно найти место задачам, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме. Если выполнять действия по порядку, на это потребуется очень много времени. А время на олимпиадах очень ценно. Поэтому ученик, нашедший быстрое решение заданий, сэкономит время на решение других задач. При решении текстовых задач можно предлагать учащимся задачи, которые были на олимпиадах различного уровня. Ребусы, анаграммы, криптограммы, софизмы на уроке. Для развития интереса к решению нестандартных задач в программу урочных занятий нужно включать рассмотрение занимательных задач, ребусов, задачшуток, анаграмм и криптограмм, софизмов, задач прикладного характера. Творческие и олимпиадные домашние задания. Один из путей подготовки к олимпиадам - задания на дом типа: "Составь задачу, аналогичную составленной в классе"; "Придумайте ребусы по теме"; "Составьте кроссворд (анаграмму, софизм и т.д.); "Придумайте задачу-сказку по теме" и т.п. В качестве домашнего задания можно предложить домашние олимпиады, используя олимпиадные задачи прошлых лет. (Рекомендации учащимся: пользоваться дополнительной литературой, вести поиск решения задач, решать их самостоятельно).
-
Виды внеклассной и внеурочной работы
Индивидуальная работа - такая работа, когда учитель принимает решение о выборе методики в каждой конкретной ситуации, в зависимости от способностей и знаний ученика. Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся - факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы. В процессе таких занятий происходит расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их предметных способностей. Процесс обучения строится как совместная исследовательская деятельность учащихся. Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом - вечера, научно - практические конференции, предметные недели, конкурсы, соревнования и разного вида олимпиады.
-
Применение ИКТ в современном учебном процессе
для повышения мотивации обучения, индивидуальной активности, формирования информационной компетенции, свободы творчества, интерактивности обучения способствуют реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся, при подготовке к олимпиадам опираться на интернет источники, позволяющие разнообразить теоретический материал и практические задания. Использовать сайты, содержащие теоретический материал по разнообразным темам, олимпиадные задачи с подробным решением, игры, конкурсы по предметам.
-
При подготовке к олимпиадам важны следующие принципы:
Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач. Принцип активность знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах. Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. Анализ результатов прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки. Индивидуальный подход. Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения. Психологический принцип. Считается необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.