Презентация на тему "Обучение и развитие младших школьников"

Презентация: Обучение и развитие младших школьников
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Обучение и развитие младших школьников" по педагогике. Презентация состоит из 34 слайдов. Для студентов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.35 Мб.

Содержание

  • Презентация: Обучение и развитие младших школьников
    Слайд 1

    Младшие школьники

    Период развития ребёнка от 6-7 до 10-11 лет pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Младшие школьники – вершина детства

      Общая характеристика развития ребенка в период от 6-7 до 10-11 лет; Особенности общения: Место ребенка в системе общественных отношений; Речевое и эмоциональное общение; Стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и в школе. Умственное развитие: Устная и письменная речь; Сенсорное развитие. Развитие психических функций: Мышление; Внимание; Память; Восприятие. Кризис 7 лет; Общая характеристика учебной деятельности; Психологическая готовность к школе и ее диагностика: Личностная готовность к школьному обучению; Интеллектуальная готовность к школьному обучению; Проблема обучения детей с 6 лет;

  • Слайд 3

    Общая характеристика развития ребенка в период от 6-7 до 10-11(12) лет;

    АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗРЕВАНИЕ:

  • Слайд 4

    Особенности общения: Место ребенка в системе общественных отношений.

  • Слайд 5

    Речевое и эмоциональное общениеТипы поведения в ситуации фрустрации

    Адекватно лояльный Извиняется, если был неправ, бесстрашно, но с уважением смотрит в глаза оппоненту, Достигает этой вершины адаптивного поведения редко, в отдельных, благоприятных для себя ситуациях. Неадекватно лояльный Спешит извиниться без анализа ситуации, подчиняется противной стороне, готовность к принятию агрессии подминает ребенка, властвует над ним. Адекватно нелояльный, агрессивный «Сам дурак!» Открытая агрессия в ответ на агрессию ставит ребенка в позицию равенства, борьба амбиций определит победителя через умение оказать волевое сопротивление, без применения физической силы. Адекватно нелояльный, игнорирующий Открытое игнорирование в ответ на агрессию может поставить ребенка над ситуацией. Такая позиция помогает сохранить чувство собственного достоинства, чувство личности. Важно наличие достаточной интуиции и рефлексии, чтобы не переборщить. Пассивный, невключаемый Никакого общения не происходит, ребенок избегает общения, замыкается (втягивает голову в плечи, смотрит в некое пространство перед собой, отворачивается, опускает глаза и др.).Ситуация опасна тем, что ребенок может утратить чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

  • Слайд 6

    Стили общения,предлагаемые взрослыми в семье и в школе

    СЕМЬЯ Авторитарный стиль Либерально-попустительский стиль Гиперопекающий стиль Ценностный стиль Отчуждённый стиль ШКОЛА Императивный (авторитарный) стиль Демократический стиль Либерально-попустительский (антиавторитарный).

  • Слайд 7

     Умственное развитие Устная и письменная речь

  • Слайд 8

    Правильность речи

    ПРАВИЛЬНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ Грамматическая правильность; Орфоэпическая правильность; Произносительная правильность.   ПРАВИЛЬНОСТЬ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Грамматическая (построение предложений, образование морфологических форм); Орфографическая; Пунктуационная.

  • Слайд 9

    Развитие психических функций Мышление

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ   Мышление становится доминирующей функцией; Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению; Появление логически верных рассуждений; Использование конкретных операций; Формирование научных понятий; Развитие основ понятийного (теоретического) мышления; Появление рефлексии; Проявление индивидуальных различий по видам мышления: теоретики; практики; художники.

  • Слайд 10

    Развитие психических функцийВнимание

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Преобладание непроизвольного внимания; Отвлекаемость; Небольшой объем внимания; Малая устойчивость внимания( младшие школьники 10-20 мин, подростки 40-45 мин, старшеклассники 45-50 мин); Затруднено переключение и распределение внимания; Развитие произвольного внимания; Индивидуальные варианты внимания.

  • Слайд 11

    Развитие психических функций Память

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: Развитая механическая память; Развитие смысловой памяти; Развитая непроизвольная память; Развитие произвольной памяти; Развитие осмысленности запоминания; Способность к использованию мнемотехник.  

  • Слайд 12

    Развитие психических функцийпамять

    МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Деление текста на смысловые части; придумывание заголовков к разным частям; составление плана. Прослеживание основных смысловых линий; Выделение смысловых опорных пунктов или слов; Возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания; Мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух или про себя всего материала; Рациональные приемы заучивания наизусть. СЛЕДСТВИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МНЕМОПРИЕМОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ Понимание учебного материала; Связывание учебного материала с пройденным; Включение в общую систему знаний, имеющуюся у ребенка; Осмысленный материал легко «извлекается» из системы связей и значений; Учебный материал значительно легче воспроизводится учеником.

  • Слайд 13

    Развитие психических функцийВосприятие

    ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ   Восприятие в начале периода недостаточно дифференцированно (путают 6 и 9); Выделение наиболее ярких свойств предметов (цвет, форма, величина); Развивается наблюдательность; Появление синтезирующего восприятия (анализирующее у дошкольников);

  • Слайд 14

    Кризис 7 лете

  • Слайд 15

    Общая характеристика учебной деятельности

    СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Д.Б. Эльконин): УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА – то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия; УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец; ДЕЙСТВИЕ КОНТРОЛЯ – сопоставление воспроизведенного действия с образцом; ДЕЙСТВИЕ ОЦЕНКИ – определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в самом ребенке.

  • Слайд 16

    Готовность к школьному обучению

    ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ  стремление ребенка к новому социальному положению: первоначально привлекательность внешних атрибутов (портфель, форма и т.п.); потребность в новых социальных контактах. формирование внутренней позиции школьника: влияние близких взрослых; влияние и отношение других детей; возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших; возможность сравняться в положении со старшими; отношение к учению, как к более значимому виду деятельности, чем игра дошкольника.  

  • Слайд 17

    Личностная готовность (продолжение) формирование внеситуативно-личностной формы общения со взрослыми (по М.И. Лисиной): взрослый – это непререкаемый авторитет, образец для подражания; на замечания взрослого не обижаются, а наоборот стараются исправить ошибки; адекватное понимание позиции учителя, его профессиональной роли; понимание условности школьного общения, адекватное подчинение правилам школы. кооперативное общение со сверстниками преобладает над соревновательным общением; наличие определенного отношения к себе: адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению; определенный уровень развития самосознания; самооценка не должна быть завышенной и недифференцированной; мотивационная готовность к обучению (познавательная потребность сильнее, чем потребность в игре (методика Н.И. Гуткиной: прослушивание сказки или игра с игрушками)); специфическое развитие сферы произвольности: умение выполнить учебные требования учителя, данные в устной форме; работа по зрительно воспринимаемому образцу; умение ориентироваться на сложную систему требований (одновременное следование в своей работе образцу и учитывание неких дополнительных правил).

  • Слайд 18

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Определенное развитие уровня мыслительных процессов: способность обобщать, сравнивать объекты; классифицировать, выявлять существенные признаки; определять причинно-следственные зависимости; умение делать выводы. Наличие определенной широты представлений: образные представления; пространственные представления. Соответствующее речевое развитие; Познавательная активность.

  • Слайд 19

    ОБУЧЕНИЕ С 6 ЛЕТ

    ОСОБЕННОСТИ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ (с точки зрения школьного обучения)   особенности мышления, соответствуют дошкольному возрасту: преобладание непроизвольной памяти; непродолжительность продуктивного внимания (10-15 минут); преобладание наглядно-образного мышления; познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, неустойчивы и ситуативны; завышенная самооценка: непонимание критериев педагогической оценки; оценку своей работы учителем воспринимают как оценку своей личности; отрицательная оценка не вызывает желания переделать, а вызывает тревожность, состояние дискомфорта. общая неустойчивость поведения; зависимость от эмоционального состояния; социальная нестабильность; острая потребность в непосредственных эмоциональных контактах (в формализованных условиях школьного обучения эта потребность не удовлетворяется); быстрая утомляемость; высокая отвлекаемость;  

  • Слайд 20
  • Слайд 21

    Диагностика детей от 6-7 до 10-11 лет

    МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

  • Слайд 22

    Методика Л.Я. Ясюковой

    Назначение методики Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методика диагностирует: скорость переработки информации, произвольное внимание, кратковременную слуховую и зрительную память, речевое развитие, понятийное и абстрактное мышление, особенности преобладающего эмоционального фона, энергетический баланс организма ребенка и адаптационные возможности, личностный потенциал обучения (самооценку, эмоциональные установки по отношению к школе, обстановку в семье и др.). 

  • Слайд 23

    Факторный личностный опросникКеттелла (детский) (с 7 до 12)

    Назначение методики Факторный личностный опросник Р. Кеттелла широко используется в менеджменте, профотборе и профори-ентации, в силовых структурах, в практике клинических психологов и в образовании. Категория методики: Личностный опросник Применение методики Детский вариант (CPQ) — с 7 до 12 лет Подростковый вариант (HSPQ) — с 12 до 16 лет Взрослый вариант (16PF) — с 16 лет Время тестирования: 40–50 минут Форма проведения: Индивидуальная, групповая, компьютерная индивидуальная Обработка результатов: Ручная, компьютерная

  • Слайд 24

    Фрустрациооный тест Розенцвейга

    Назначение методики Тест предназначен для выявления эмоциональных стереотипов реагирования в стрессовых ситуациях и прогнозирования поведения в межличностном взаимодействии. Применение методики Возрастной диапазон: Детский вариант — c 7 до 14 лет Взрослый вариант — с 14 лет Время тестирования: 25-30 минут Форма проведения: Индивидуальная Обработка результатов: Ручная, компьютерная Л. Я. Ясюковой адаптирован взрослый и детский вариант методики «Фрустрационный тест С. Розенцвейга».

  • Слайд 25

    Тест Векслера (детский вариант)

    Назначение методики Категория методики: Когнитивный тест Методика позволяет измерить уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, част-ных интеллектуальных способностей; выявить потенциал обучаемости; определить уровня сохранности интел-лекта. Применение методики Возрастной диапазон: Детский вариант — c 5 до 16 лет Взрослый вариант — с 16 лет Время тестирования: 90-100 минут Форма проведения: Индивидуальная Обработка результатов: Ручная

  • Слайд 26

     Диагностика дифференциации эмоциональной сферы ребенка «Домики» (Методика О.А. Ореховой)

    Назначение методики Категория методики: Психосемантическая Методику можно использовать в психологическом консультировании и психотерапии для прогноза затруднений в развитии эмоциональной сферы и разработки коррекционных программ личностных особенностей детей. Применение методики Возрастной диапазон:   С 4 до 12 лет Время тестирования: 20 минут Форма проведения: Индивидуальная, групповая, компьютерная индивидуальная Обработка результатов: Ручная, компьютерная

  • Слайд 27
  • Слайд 28

    Список литературы

    Монографии авторов

  • Слайд 29

    М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова

    ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Михаил Викторович Гамезо — профессор, доктор психологических наук, автор около 100 научных работ, один из основателей психосемиотического подхода современной отечественной психологии. Наиболее известные его книги — «Атлас по психологии» и «Курс психологии» (в 3 частях). Михаил Викторович Гамезо награжден знаками «Отличник просвещения СССР», «Отличник просвещения РСФСР», медалью К.Д. Ушинского и серебряной медалью ВДНХ. Долгое время возглавлял кафедру психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова, где и продолжает трудиться как профессор-консультант. Елена Алексеевна Петрова — профессор, доктор психологических наук, автор более 120 научных и научно-популярных работ, наиболее известные из которых — «Жесты в педагогическом процессе», «Знаки общения» и др. Елена Алексеевна Петрова — почетный работник системы высшего профессионального образования Российской Федерации, заведует кафедрой социальной психологии МГСУ, профессор кафедры психологии МГОПУ. Любовь Михайловна Орлова - доцент, кандидат психологических наук, специалист в области истории психологии, психологии общения, автор многих научных и учебно-методических работ, наиболее известные из которых — «Психодиагностика дошкольника и младшего школьника», «Возрастная психология: личность от молодости до старости». Ветеран труда.

  • Слайд 30

    ЭЛЬКОНИН Даниил Борисович

    Советский психолог, входивший в костяк научной школы Л.С. Выготского Автору принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению. Учился в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. С 1929 г. работал в этом институте; несколько лет в сотрудничестве с Л. С. Выготским изучал проблемы детской игры. Перу Д. Б. Эльконина принадлежит несколько монографий и много научных статей, посвященных проблемам теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению. Список основных научных трудов Д. Б. Эльконина: Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., 1951; Детская психология. М., 1960; Букварь (экспериментальный). М., 1961; Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962; Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения. Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966; Психология обучения младшего школьника. М., 1974; Как учить детей читать. М., 1976;

  • Слайд 31

    Выготский Л.С.

    Культурно-историческая концепция развития психики. Он ввел новый - экспериментально-генетический метод исследования психических явлений, так как считал, что "проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка". Л.С. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка. По Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития - обучение. Важно отметить, что развитие и обучение - это разные процессы Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка. 1935 Умственное развитие детей в процессе обучения. [Сб. статей] Гос.-учеб. педагог, изд., Москва. 1982-1984 Собрание сочинений в 6т. (т. 1: Вопросы теории и истории психологии; т. 2: Проблемы общей психологии; т. 3: Проблемы развития психики; т. 4: Детская психология; т. 5: Основы дефектологии; т. 6: Научное наследство). Педагогика, Москва. 1956 Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. Избранные педагогические исследования, Изд-во АПН РСФСР. Москва.

  • Слайд 32

    Леонтьев А.Н.

    Разрабатывал в 20-х гг. совместно с Л.С. Выготским и А.Р.Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (ее генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления. Концепция деятельности Леонтьева получила развитие в различных отраслях психологии (общей, детской, возрастной, педагогической, медицинской, социальной), в свою очередь обогащавших ее новыми данными. Сформулированное Леонтьевым положение о ведущей деятельности и ее определяющем влиянии на развитие психики ребенка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутое Д.Б. Элькониным. Соч.: Избр. психологические произведения, т.1-2.- М.,1983; Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). - М.,1950; Умственное развитие ребенка. - М., 1950; Категория деятельности в современной психологии// Вопросы психологии, 1979, № 3.

  • Слайд 33

    Кудрявцев В.Т.

    доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психолого-педагогических основ развивающего образования Российской академии образования. Поднимает вопросы о развивающем образовании, о преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней. Особую остроту проблема преемственности образовательных ступеней приобретает на изломе дошкольного и младшего школьного возраста. Дело в том, что здесь происходит радикальная смена социальных ситуаций детского развития - от коммуникативно-игровой к учебной. В контексте этого противоречия проблема преемственности дошкольного и начального образования рассматривается в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. под руководством В.В.Давыдова и В.Т.Кудрявцева была развернута специальная проектно-исследовательская работа по созданию соответствующей модели преемственности. Эта работа с 1992 г. ведется на базе московской Школы-лаборатории «Лосиный остров» № 368, включающей дошкольную и школьную ступени (последняя использует в своей деятельности технологии развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова). В настоящее время аналогичные экспериментальные площадки созданы в ряде регионов России. Программа «Рекорд-Старт» . Цель Проекта состоит в создании условий, обеспечивающих общее психическое развитие детей 3 - 6 лет средствами развития их воображения и других творческих способностей, в частности, - как условия формирования у них начал будущего умения учиться. Поставленной целью диктуются следующие задачи проекта: инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности (игры, художественно-эстетической деятельности, учения и др.); развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нем системы творческих способностей ребенка (продуктивного мышления, рефлексии и др.), креативности как ведущего свойства его личности; развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций; расширение перспективы детского развития путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом; культивирование у детей творческого ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью.

  • Слайд 34

    Литература

    Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. С. 153-165   Выготский Л.С.1982-1984 Собрание сочинений в 6т. (т. 1: Вопросы теории и истории психологии; т. 2: Проблемы общей психологии; т. 3: Проблемы развития психики; т. 4: Детская психология; т. 5: Основы дефектологии; т. 6: Научное наследство). Педагогика, Москва. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педа¬гогическое общество России, 2003. — 512 с. Г. Крайг, Д. Браун «Психология развития» 9-е издание, издательство «Питер» Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962; Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., 1951; Детская психология. М., 1960; Букварь (экспериментальный). М., 1961;

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке