Содержание
-
ЛЕКЦИЯ № 8
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
-
План занятий
Философская система И. Канта Философия И. Фихте Философия Ф. Шеллинга
-
Иммануил Кант (1724-1804)
Род. 22 апреля 1724 г. в Кёнигсберге Учёба в Кёнигбергском университете (1740-1746) «Докритический период»: приват-доцент в Кёнигбергском университете (1755-1770) «Критический период»:профессор логики иметафизики вКёнигбергскомуниверситете (1770-1801) Ум. 12 февраля 1804 г. в Кёнигсберге Кёнигсберг
-
Всеобщая естественная история и теория неба (1755) Критика чистого разума(1781/1787) Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783) Основы метафизики нравственности (1785) Критика практического разума (1788) Основные сочинения
-
Критика практического разумаОбщий итог
Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильнымудивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мыразмышляем о них, – это звёздное небо надо мной иморальный закон во мне.
-
Иммануил Кант (1724-1804)
Докритический период −Создание космогонической теории − Вопросы происхождения и развития солнечной системы − История Земли и перспективы будущего развития
-
Критический период Проблемы возможности познания Новая «коперниканская революция» – преодоление эмпиризма и рационализма Предмет философии – специфика познающего субъекта Не субъект, познавая, открывает объективные законы, а наоборот, объект становится познаваемым по законам субъекта Учение о познании Критика чистого разума
-
Трансцендентальное (от лат. transcendens – выходящий за пределы) – это условия познаваемости объектов Смещение с объекта на субъект То, что вносит субъект в объект в процессе познавательного действа
-
Феномен – мир явлений Ноумен – умопостигаемый предмет «Вещь в себе» Агностицизм Канта – невозможность познания «вещи в себе»
-
Возможность априорных синтетических суждений Аналитические и синтетические суждения Аналитическоесуждение –суждение, в которомсодержаниелогического сказуемого(предиката)заключенов содержаниилогического подлежащего(субъекта). Синтетическоесуждение –суждение, в которомсодержаниелогического сказуемого(предиката)не заключенов содержаниилогического подлежащего(субъекта).
-
Отношениемеждусодержаниемсубъекта и предикатааналитического суждения Отношениемеждусодержаниемсубъекта и предикатасинтетического суждения S S P P Иммануил Кант (1724-1804) Аналитические и синтетические суждения
-
например «Всякое тело протяженно» Аналитические суждения − Универсально − Необходимо − Не прибавляет новознания например «Всякое тело имеет вес» Синтетические суждения − Сообщает о субъекте что-то новое − наращивает знания Иммануил Кант (1724-1804) Аналитические и синтетические суждения
-
Иммануил Кант (1724-1804)Априорные и апостериорные суждения
Априорноесуждение –суждение,истинность которогоустанавливаетсянезависимо от опыта. Апостериорноесуждение (эмпирическое, опытное)–суждение,истинность которогоудостоверенаопытом.
-
Иммануил Кант (1724-1804)Априорные синтетические суждения в математике
Прямая кратчайшаялиния междудвумя точками. есть Форма величина не есть 7 + 5 = 12
-
Иммануил Кант (1724-1804)
Главный вопрос «Критики чистого разума» - как возникает новое знание вне опыта, как возможны априорные синтетические суждения Как возможна математика ? Трансцендентальная эстетика Априорные формы чувственности Как возможно естествознание ? Трансцендентальная аналитика Априорные формы рассудка Как возможна метафизика в качестве науки? Трансцендентальная диалектика Априорные формы разума
-
Трансцендентальная эстетика – изучает чувственные структуры. В феномене, т.е. в вещи, представленной в чувственном опыте Кант различает материю и форму. Материя, данная в отдельных чувствах, апостериорна (опытное знание: горячее-холодное, сладкое-горькое). Форма – априорна. Две формы чувственности: пространство и время.
-
Трансцендентальная эстетикаВремя как априорная форма созерцания
3 2 1 Этого не происходит потому, что нашапамять упорядочена во времени. Содержащаяся в нашем разуме«шкала времени» позволяет нампомнить не только содержание, нои последовательность ощущений.
-
Трансцендентальная эстетикаПространство как априорная форма созерцания
Потому чтов нашем разуме,содержится не только«шкала времени»,но и определённаямодель пространства.
-
Трансцендентальная эстетикаВремя и пространство как априорные формы чувственного созерцания
Априорная основагеометрии Априорная основа арифметики Изотропно Однонаправленно Трёхмерно Одномерно Бесконечно Бесконечно Формавнешнего созерцания Формавнутреннего созерцания Пространство Время
-
Трансцендентальная эстетикаОбщий вывод
Предмет восприятия не даннашей чувственности, аконструируетсяею из материала ощущений. Данные ощущенийсоединяются в целостный образ(синтезируются)соответственно априорнымформам самой чувственности.
-
Иммануил Кант (1724-1804)
Трансцендентальная аналитика – учение о рассудке, логика Рассудок – способность мыслить предмет чувственного созерцания – способность суждения. общая трансцендентальная Абстрагируется от содержания Изучает принципы и законы мышления (логика Аристотеля) эмпирические понятия чистые понятия Логика
-
Иммануил Кант (1724-1804)Трансцендентальная аналитика
Суждения по качеству по отношению по модальности по количеству Общие Частные Единичные Утвердитель-ные Отрицательные Бесконечные Категорические Гипотетические Разделительные Проблематиче-ские Ассерториче-ские Аподиктические
-
Категории качества отношений модальности количества Единство Множествен-ность Целокупность Реальность Отрицание Ограничение Субстанция иакциденция Причина и действие Взаимодействие(общение) Возможность Существование Необходимость
-
Иммануил Кант (1724-1804)Трансцендентальная аналитикаОбщий вывод
Рассудок не черпает свои законы из природы,а предписывает их ей. Рассудок естьисточниквсеобщего порядка природы,так какон подводит все явленияпод свои собственные законыи только этим a priori осуществляетопыт (по его форме), в силу чеговсё, что познается на опыте,необходимо подчиненозаконам рассудка.
-
Иммануил Кант (1724-1804)
Теория познания Канта Существуют «вещи в себе» «Вещи в себе» действуют на органы чувственности, порождая ощущения. Ощущения упорядочиваются априорными формами чувственности: пространстве и времени. Формируются восприятия, которые носят субъективный характер. Деятельность рассудка на основе логических категорий придает восприятиям всеобщий характер. Вещь становится достоянием сознания субъекта – явление или феномен.
-
Трансцендентальная диалектикаИдеи чистого разума
Идеи(категории, расширенные до безусловного) Душа Мир Бог Абсолютноеединствомыслящегосубъекта Абсолютноеединстворяда условийявлений Абсолютноеединство условийвсех предметовмышления вообще Безусловноекатегорическогосинтеза в субъекте Безусловноегипотетическогосинтеза в объекте Безусловноеразделительногосинтеза в системе
-
Трансцендентальная диалектикаОбщая схема
Идеалчистого разума Антиномии чистого разума Паралогизмы чистого разума Диалектические выводы разума Рациональная теология Рациональная космология Рациональная психология Метафизические науки Бог Мир Душа Идеи разума Разделительные Гипотетические Категорические Виды умозаключений
-
Трансцендентальная диалектикаДиалектические выводы чистого разума
Антиномия(греч. αντι, противи νομος, закон) –противоположностьмежду двумявзаимоисключающимисуждениями,каждое из которыхпредставляетсялогически доказанным. Паралогизм(греч. παραλογισμος,неправильное, ложноерассуждение) –логическая ошибкав умозаключении,происшедшаянепреднамеренновследствие нарушениязаконов и правил логики.
-
Трансцендентальная диалектикаПаралогизмы чистого разума
находящая в отношении к возможным предметам в пространстве. Модальность во временичисленно-тождественная, Количество по своему качествупростая, Качество Душа есть субстанция, Отношение Паралогизм Виды суждений игруппы категорий
-
Трансцендентальная диалектикаАнтиномии чистого разума
Случайность Необходимость Модальность Необходимость Свобода Отношение Сложность Простота Качество Бесконечность Конечность Количество Антиномия Виды суждений и группы категорий
-
Первая антиномия Тезис Антитезис Мир имеетначало (границу)во времении в пространстве. Мир во времении в пространстве;бесконечен.
-
Третья антиномия Тезис Антитезис В миресуществуютсвободныепричины. Нет никакойсвободы,всё совершаетсяв мире толькопо законамприроды.
-
Вторая антиномия Тезис Антитезис Всё в миресостоит изпростого. Нет ничегопростого,всё сложно.
-
Четвёртая антиномия Тезис Антитезис В ряду причинмира есть некаянеобходимаясущность. В этом рядунет ничегонеобходимого,всё в нёмслучайно. Четвёртая антиномия
-
Иммануил Кант (1724-1804)
Учение о нравственности «Критика практического разума» Главное назначение – руководить поступками человека. Первенство практического разума над теоретическим. Знание имеет ценность только тогда, когда оно помогает стать человеку человечнее, реализовать идею добра. Движущая сила не мышление, а воля.
-
Критика практического разумаПонятие доброй воли
Всё в природе действует согласнозаконам, но только разумные существа способны поступать согласно представлению о законах. Та воля добра, которая все прочие побуждения, включая побуждениясклонности и соображения пользы, подчиняет требованиям долга. Добрая воля, таким образом, имеет своим принципом не ту илииную необходимость, а общую законосообразность поступков. Лишь добрая воля добра сама посебе; всё прочее, считающеесяблагом, может быть и вредным,будучи соединено со злой волей. Поступать из уважения к законузначит подчинятьсяне необходимости, а долгу.
-
Критика практического разума Категорический императив
Императив(лат. imperativus, повелительный) –требование, приказ, закон. Нравственные предписания Максимы Императивы Гипотетические императивы Категорический императив личные принципыповедения общезначимыепредписания условныепринципы поведения безусловныйпринцип поведения
-
Категорический императивФормальная законосообразность
Поступай так, чтобы максима твоей волимогла в то же время иметь силу принципавсеобщего законодательства. Поступай так, как если бы максима твоегопоступка посредством твоей воли должнабыла стать всеобщим законом природы. Первая формулировкакатегорического императива
-
Первая формулировкакатегорического императиваналагает запретна поступки, которые немыслимы или невозможныкак совершаемые всеми людьмибез исключения.
-
Категорический императивЧеловек как цель
Поступай так, чтобы ты всегда относилсяк человечеству и в своём лице, и в лицевсякого другого также как к цели иникогда не относился бы к немутолько как к средству. Вторая формулировкакатегорического императива
-
Иммануил Кант (1724-1804)
Теория эстетического суждения «Критика способности к суждению» Эстетическое не сводимо ни к знанию, ни к морали Неразрывная связь красоты с истиной и добром Эстетическое связано со способностью человека испытывать чувство удовольствия от соприкосновения с феноменами целесообразности мира – природного сотворенного человеком
-
ИОГАНН ГОТТЛИБ ФИХТЕ (1762-1814 г.г.)
Науконаучение – наука о науке, фундамент всех наук. В теоретической области – обосновать все частные науки. В практической области – определить высшие цели человеческой жизни. Главный труд – «Науконаучение» (1794)
-
Основное понятие системы Фихте – «Я» «Я» утверждает себя в акте самосознания «Я» противополагается некоторое «не-Я»(внешняя окружающая действительность, представленная в сознании) Взаимное ограничение и противопоставление «Я» и «неЯ» ТЕЗИС АНТЕЗИС СИНТЕЗ
-
Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг(1775 —1854)
Философия природы – основной принцип развития природы – это развитие через противоречие. Трансцендентальный идеализм – исследования развития интеллекта (интеллект теоретический и практический). Концепция абсолютного тождества – в Абсолюте совпадают все противоположности. Идея тождества природы и духа, субъективного и объективного.
-
Вопросы?
-
ВОПРОСЫ
Особенности немецкой классической философии. Философская система И.Канта: теория познания этика Канта. Философия Фихте. Философия Шеллинга.
-
Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.