Содержание
-
ЛЕКЦИЯ:«Социология массовых коммуникаций»
ВОПРОСЫ: I. Особенности современного массового сознания. II. Массовые коммуникации и их воздействие на общественное сознание.
-
Массовое сознание -
тип общественного сознания, связанный с деятельностью особого рода социальных общностей (масса) и отражающий различные стороны жизни общества, вызывающие интерес этих общностей. Определение понятия «масса» (Д. Белл): «масса как недифференцированное множество»; «масса как синоним невежественности»; «масса как механизированное общество»; «масса как толпа»; «масса как трудящаяся часть населения».
-
Структура массового сознания:
сознание обыденное - все то, что связано с отражением минимального набора повседневных потребностей и особенностей их удовлетворения; сознание практическое - включает в себя весь жизненный опыт человека, синтезирующий обыденно-бытовые представления.
-
Особенности массового сознания:
1. Подвижность и изменчивость. 2. Стереотипность, консерватизм, ригидность. 3. Сложность и противоречивость функционирования: консерватизм, радикализм массовых настроений. 4. Эмоциональность. 5. «Упрощенное» отражение социальной действительности.
-
Коммуникация (от лат. communicatio - способ сообщения, передачи) –
процесс обмена сообщениями, информацией между различными людьми, их социальными группами, общностями, организациями.
-
Основные элементы коммуникации:
1) Кто? (передает сообщение) - коммуникатор. 2) Что? (передается) - сообщение. 3) Как? (осуществляется передача) - канал. 4) Кому? (направлено сообщение) - аудитория. 5) С каким эффектом? - эффективность.
-
Типы коммуникации
1. Межличностные коммуникации. 2. Групповая коммуникация. 3. Межгрупповая коммуникация. 4. Массовая коммуникация - процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, радио, кино, телевидения и др., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей.
-
Отличительные особенности массовой коммуникации:
общение больших социальных групп; опосредованность общения техническими средствами выраженная социальная значимость информации; массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория; многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации; институциональный характер общения.
-
Функции массовой коммуникации:
1. Информационная функция -предоставление массовому читателю, слушателю, зрителю актуальной информации. 2.Регулирующая функция - установление социальных контактов, социальный контроль над социальными общностями, обществом в целом. 3. Культурологическая функция - ознакомлениес достижениями культуры и искусства, осознание обществом необходимости преемственности культуры, сохранение культурных традиций.
-
Результаты воздействия массовой коммуникации на социум:
когнитивные результаты - разрешение неопределенности, посредством получения необходимой информации; формирование установок сознания; уточнение ценностных ориентаций населения; распространение новых систем мнений и др.; эмоциональные результаты - появление у людей определенных эмоций у чувств: радости, страха, негодования, тревоги и др.; поведенческие результаты - активация, т.е. провоцирование тех или иных действий или деактивация - прекращение действий.
-
Факторы эффективности массовой коммуникации:
1. Социопсихологические факторы связаны с такими компонентами массовой коммуникации, как коммуникатор и аудитория. 2. Информационные факторы связаны прежде всего с содержательным аспектом газетных материалов, радио- и телепередач. 3. Коммуникативные факторы связаны с процессом так называемого кодирования и декодирования - процессом передачи идентичной информации и адекватного ее восприятия.
-
Основные направления влияния средств массовой коммуникации на общественное мнение
1. Формирование общественного мнения посредством печати, радио и телевидения. 2. Выявление и выражение средствами массовой информации общественного мнения. 3. Возможности манипулирования общественным сознанием.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.