Содержание
-
Деловая коммуникация
Тема: Сущность теории коммуникации
-
Модели коммуникации
модель Аристотеля ОРАТОР – РЕЧЬ - СЛУШАТЕЛЬ
-
МОДЕЛЬ ЛАССУЭЛЛА
-
МОДЕЛЬ ШЕННОНА - УИВЕРА
Сообщение Канал Сообщение Сигнал Полученный сигнал ИСТОЧНИК Передатчик (кодирующее устройство) Приемник (декодирующее устройство) Получатель Источник шума
-
Двухканальная модель коммуникации Шеннона
СИГНАЛ ТЛФ – канал Полученный сигнал СИГНАЛ СИГНАЛ ПОЛУЧЕННЫЙ СИГНАЛ ТЛГ – КАНАЛ Кодирующее устройство: ТЛФ Декодирующее устройство ТЛФ Источник Источник шума Получатель Кодирующее устройство: ТЛГ
-
Модель М. де Флера
Коммуникатор А Коммуникатор Б Канал Канал Канал Канал ИСТОЧНИК (Значение – 1) ПОЛУЧАТЕЛЬ (Значение – 2) К Передатчик Приемник ПОЛУЧАТЕЛЬ (Значение – 2) ИСТОЧНИК (Значение – 1) Шум Передатчик Приемник
-
Циркулярная модель коммуникации
СООБЩЕНИЕ СООБЩЕНИЕ КОДИРОВАЕНИЕ КОММУНИКАТОР А ДЕКОДИРОВАНИЕ ДЕКОДИРОВАНИЕ КОММУНИКАТОР В КОДИРОВАНИЕ
-
Уровни коммуникациитема 3
типы коммуникаций Межличностная ; Внутригрупповая (групповая) Массовая; Аудитивная ;Визуальная; Аудитивно – визуальная СРЕДСТВА: - слова, словосочетания, высота голоса, громкость, тон, жесты, поза, телодвижения, мимика, рисунки, символы и т.д. Коммуникация
-
Критерии уровней коммуникации
Информационная функции коммуникации, Экспрессивная общие для коммуникатив- Прагматическая средств РАЗЛИЧИЯ: По природе: вербальные ( слова, словосочетания); Невербальные (жесты, мимика, особенности голоса, символы); Синтетические знаки ( образы, которые объединяют в себе вербальные и невербальные знакии образуют синтетические системы в определенных видах искусства
-
Коммуникативные средства различаются по:
Степени обобщенности передаваемой информации ( смысловой и оценочной) ЗНАКИ – через интеграцию (информационных признаков) ОБРАЗЫ – через синтезирование признаков ( в типическом или генерализованном виде) СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ – через дифференциацию ЖЕСТЫ – через конкретизацию; ТЕРМИНЫ – через специализацию
-
ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ – по способу установления и поддержания контактов выделяют НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ( прямые) ОПОСРЕДОВАННЫЕ (дистанционные)
ПО инициативности коммуникаторов – активные; пассивные ПО степени организованности – случайные и организованные В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ – вербальные и невербальные ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ – дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции
-
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей и т.д.) с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории
СРЕДСТВА массовой коммуникации (СМК) – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории
-
Массовая коммуникация характеризуется:
Наличием технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность; Мотивированность массовой коммуникации; Массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует продуманной ценностной ориентации Многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и нормативность массовой коммуникации
-
Специфическая природа массовой коммуникации:
Опосредованность общения техническими средствами; Общение больших социальных групп; Ярко выраженная социальная ориентированность общения; Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения; Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей; Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения; Коллективный характер коммуникации и его публичная индивидуальность;
-
Массовая коммуникация (модель)
-
Свойства СМК
Диахронность коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени; Диатопность --коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство; Мультиплицирование -коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием; Симультанность – свойство коммуникационного процесса , позволяющее представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно; Репликация – свойство, реализующее воздействие массовой коммуникации
-
Функции :
ИНФОРМАЦИОННАЯ; РЕГУЛИРУЮЩАЯ; КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ; СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Содержание массовой коммуникации – массовая информация. СМК – это специальные каналы и передатчики, которые распространяют информацию на большие аудитории
-
Выводы:
Массовая коммуникация – процесс распространения информации с помощью технических средств; Структура массовой коммуникации в современном обществе – это сложная система, соединяющая индивидов и технические средства массовой коммуникации . Выполняет ряд социально значимых функций – интеграция и поступательное развитие современной цивилизации; Социальная сущность массовой коммуникации – это мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализация индивида и интеграция общества; Эффективность СМК есть отношение достигнутого результата к предварительно намеченной цели; Теории массовой коммуникации главным образом ориентированы на исследование социальной роли СМК
-
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Это процесс обмена сообщениями и их интерпритация двумя или несколькими индивидами, вступившими в непосредственный контакт. УСЛОВИЕ – создание участниками общей социальной действительности, общего здесь и сейчас, вне которого коммуникация вообще не может состояться. ЭФФЕКТИВНОСТЬ –определяется параметрами индивидов как коммуникативных личностей
-
Структура личности
Личность = ( «могу» + «хочу» + «знаю» + «умею») + действую Личность – это, с одной стороны устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, с другой, индивидуальный носитель этих черт, свободный и ответственный субъект сознательной деятельности
-
Коммуникативная личность
В. КОНЕЦКАЯ – как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией – умением выбора коммуникативного кода, который обеспечивает адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации В. КАШКИН – как совокупность индивидуальных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида
-
Под коммуникативной личностью ( в узком смысле) будем понимать устойчивую систему социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации (коммуникативного автора)
-
Модель коммуникативной личности В. Конецкой
Коммуникативная личность Мотивационный параметр -определяется коммуникативными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникационной личности Когнитивный параметр - включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе познавательного опыта индивида, его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах Функциональный параметр –включает такие характеристики личности, как практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств; умение варьировать коммуникативные средства в связи с изменением условий общения, построение дискурсов в соответствии с нормами
-
Р. Димблби; Г. Бертон –предлагают структуру
потребности Комплекс знания – верования – стереотипы – предположения – ценности – (предшествующий) опыт Обратная связь в процессе коммуникации ( восприятие собеседника и его сообщений) самопрезентация Выбор и взаимооценка ролей Эмоциональное состояние
-
Подходы к изучению коммуникативной личности
Социально – психологический подход, задающий базовую структуру личности – могу – хочу – знаю – умею - действую Процессно –информационный подход к социальной коммуникации, имеющей в своей основе трансакционную модель А. Тэна
-
Трансакционная модель личности
Коммуникативная личность, как и личность в целом, складывается из двух подсистем ВНУТРЕННЕЙ – мира подсознания и сознания ВНЕШНЕЙ – мира коммуникативного поведения ЯДРОМ коммуникативной личности является ее внутренняя подсистема, детерминирующая коммуникативное поведение, способное реализоваться через выполнение функций коммуникатора, так и реципиента
-
Компоненты внутренней подсистемы коммуникативной личности
Целемотивационный компонент – цели и мотивы личности как субъекта коммуникации (коммуникационное хочу); Абилитационный компонент – коммуникативные возможности индивида и коммуникационные способности личности, определяемые ее физическим и психическим состоянием (коммуникативное могу); Когнитивный компонент (или ресурсно –когнитивный компонент) – знания, освоенная информация (освоенный информационный ресурс), обеспечивающие личности как коммуникативного автора ( коммуникативное знаю); Операциональный (или инструментальный) компонент – коммуникативные навыки личности и ее умения пользоваться когнитивными и прагматическими ресурсами для осуществления коммуникации (коммуникативное умею)
-
Типы коммуникативной личности
Доминантный коммуникант -стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие; Мобильный коммуникант - легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации; Ригидный коммуникант - испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен; Интровертныйкоммуникант - не стремится владеть инициативой, отдаетее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения.
-
Коммуникативная компетентность
Способность человека прогнозировать коммуникационную ситуацию, в которой предстоит общение; ориентироваться в ситуации, в которой он оказался; Коммуникативное исполнительское мастерство – умение найти адекватную теме общения коммуникативную структуру и реализовать коммуникативный замысел; Способность разбираться в самом себе, собственном психологическом потенциале и потенциале партнера; Навыки самонастройки, саморегуляции в общении, включая умения преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излишнее напряжение; эмоционально настраиваться на ситуацию; распределять свои усилия в общении.
-
Выводы:
Понятие «межличностная коммуникация» означает процесс обмена сообщениями и их интерпретации двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом; Информация всегда облекается в форму каких –то знаков, иначе она не может быть представлена для человека; Важнейшим условием межличностной коммуникации является способность индивида выделять стандартные, типичные социальные ситуации взаимодействия между людьми, содержание и структура которых известны представителям данной культуры или субкультуры и соответствующими действиями конструировать их; Все процессы коммуникации происходят в определенном контексте. Переменными, формирующими контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, намерения или цели участников общения, наличие или отсутствие посторонних лиц, групповые нормы и т.д.
-
Внутригрупповая коммуникация
Признаки малых групп: Контактность - возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией; Целостность -социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое; Стабильность состава - обусловленная прежде всего индивидуальной неповторимостью и незаменимостью участников; Устойчивость взаимодействия - обеспечивается взаимным положительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом; Наличие внутренней структуры – включает систему неформальных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также механизм социального контроля; Удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе.
-
Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов
Границы малых групп: Диада или триада - нижний предел группы; Диада – состоит из двух человек ( ее особенности: субъективность, взаимные чувства и пристрастия как основа существования диады; эквивалентность обмена и взаимность (это закон межличностных отношений в диаде); жесткость структуры отношений ; наличие только одной линии взаимодействия; ТРИАДА – активное взаимодействие трех человек.
-
Типологизация малых групп: ( Ч. Кули)
ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ – семья, состоящая из родителей и детей, группы сверстников; ВТОРИЧНЫЕ ГРУППЫ – общности, в которых непосредственных контактов меньше, чем в первичных группах, а для общения между членами группы используются различные «посредники»; Э. МЕЙО ФОРМАЛЬНЫЕ МАЛЫЕ ГРУППЫ – членство и взаимоотношения в них определяются формальными предписаниями и договоренностями, заданными извне. Здесь распределены статусы и роли, прежде всего по отношению к власти; НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ – объединения людей, возникающие на основе внутренних потребностей индивидов в общении, понимании, симпатии, принадлежности к данной группе. Возникают стихийно, статуса и вытекающие из них роли не носят предписанного характера
-
Функции групповой коммуникации
ФОРМИРОВАНИЕ СОГЛАСИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ СКЛАДЫВАНИЕ ОСОБОЙ КУЛЬТУРЫ ГРУППЫ
-
Коммуникативные сети -централизованные; децентрализованные
В централизованных сетях - преимущественно один человек распространяет вокруг себя важную для группы информацию а) б) в) Виды централизованных коммуникативных сетей: а) фронтальная; б) радиальная; в) иерархическая Фронтальная – участники не вступают в контакт, но находятся в поле зрения друг друга Радиальная – вся информация передается членами группы только через центральное звено; Иерархическая – структура с двумя и более уровнями соподчинения членов группы
-
В децентрализованных сетях – участники равны, каждый может принимать, перерабатывать и передавать информацию и прямо общаться с остальными участниками сети
а) б) в) Виды децентрализо- ванных коммуникатив- ных структур: а) цепочка; б) круговая В) полная Цепочка – информация передается последовательно от одного члена группы к другому; Круговая – одинаковыми возможностями располагают все члены группы; Полная – отсутствуют препятствия для свободного общения и передачи информации
-
Выводы:
1) коммуникация в малой группе помимо обмена информацией между членами группы, выполняет комплекс функций, направленных на поддержание самой группы ( формирование согласия; обеспечение согласованных действий; складывание особой культуры группы); 2)коммуникативная структура группы – это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой; 3) специфическими особенностями коммуникации в малой группе являются ее лексическая однородность, а также нормы и правила допустимой коммуникативной тактики, т.е. грамматика ее внутригруппового общения; 4)средовые факторы оказываются важным элементом анализа; 5) прагматика коммуникации в малых группах состоит в изучении факторов, позволяющих оптимизировать функционирование конкретных видов малых групп посредством совершенствования системы внутригрупповой коммуникации
-
Специфика деловой коммуникации
Деловая коммуникация - это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической и пр. Предмет деловой коммуникации - деятельность (дело), и партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого Основные задачи –продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнерских отношений.
-
Деловая коммуникация предполагает реализацию следующих условий
1.Обязательность контактов всех участников общения; 2.Предметно –целевое содержание коммуникации; 3.Соблюдение формально –ролевых принципов взаимодействия, с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, придерживаясь субординации и делового этикета; 4.Взаимозависимость всех участников деловой коммуникации и в достижении конечного результата и при реализации личных намерений; 5.Коммуникативный контроль участников взаимодействия в т.ч.высокий (игра, манипулирование, камуфляж) 6.Формальные ограничения: а)конвенциональные ограничения, т.е. соблюдение правовых норм, социальных норм, следование регламентации; б) ситуативные, т.е. с учетом ситуации делового общения; в)эмоциональные; г)насильственные
-
Формы деловой коммуникации
Монологическая, где преобладают коммуникативные действия – высказывания личности как субъекта – организатора процесса слушания у других субъектов – участников общения; Диалогическая, в которой субъекты взаимодействуют и взаимоактивны; Полилогическая, организующая многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и тесно связано со стремлением максимально эффективной ее реализации
-
Беседа. Ее задача – установление контакта с собеседником; привлечение внимания к предмету разговора; создание благоприятной атмосферы для беседы; побуждение интереса к беседе; перехват инициативы (в случае необходимости) ЦЕЛИ: закрепить хорошие отношения с работником; повысить удовлетворенность работника разными аспектами трудовой деятельности – содержанием работы, условиями труда, режимом деятельности; обеспечить коллективное сотрудничество в рамках отдела, организации, между организациями; обеспечение лучшего взаимопонимания.
-
Деловое совещание
- это общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения. Типы совещаний: По планированию; По мотивации труда; По внутрифирменной организации; По контролю за деятельностью работников; Совещания, специфические для организации, где обсуждаются оперативные вопросы управления
-
Пресс - конференция
Это мероприятие, направленное на информационную и рекламную поддержку имиджа организации. Структура пресс –конференции: Вводная часть – приветствие, разъяснение причины проведения, программа, представление выступающих, информация о материалах, представляемых прессе ; Основное содержание – выступление докладчика; вопросы;
-
Коммуникации в организации
Это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций. Коммуникация - это функция управления, позволяющая при помощи правильно организованной передачи информации обеспечить надежное соединение всех звеньев предприятия и их взаимодействие
-
Организация - есть
группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Состоит из структур, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.